B. Сформулируйте литературоведческую концепцию изучения данной темы в 11 классе (воспользуйтесь подсказками из статьи Н.А. Бражкиной (см. прикрепленный файл))

· Урок должен быть «вписан» в систему уроков, посвящённых Блоку, не только хронологически, но и концептуально.

· В ходе анализа отдельных стихотворений важно, опираясь на эмоциональное восприятие учащихся, акцентировать их внимание на тех особенностях, которые являются выражением общих закономерностей, присущих художественному миру раннего Блока.

· Наблюдения над конкретным литературным материалом нужно закрепить в выводах, которые целесообразно оформить формульно.

1) Вначале сообщаем учащимся, что А.А. Блок о своем поэтическом пути писал так: «…я твёрдо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения…»

2) Далее обращаем их к циклу «Стихи о Прекрасной Даме», проясняя его философскую и биографическую основу.

3) Потом предлагаем проанализировать стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» и выявить на его примере важные особенности, присущие всем произведениям названного цикла. Выводы по ходу анализа фиксируем в виде опорной схемы.

4) После проведённого анализа объясняем учащимся, что во всех стихотворениях цикла так или иначе обнаруживают себя обозначенные черты. Предлагаем убедиться в этом, рассмотрев по выбору еще 2–3 стихотворения из цикла, а затем дополнить и уточнить схему другими примерами.

5) В творчество поэта входит тема «страшного» мира. Обращая учащихся к блоковской «формуле», показываем, какие изменения она претерпевает, насколько меняется Прекрасная Дама и образ любви у поэта. Приходим к выводу, что у Блока поруганные высокие отношения между мужчиной и женщиной – один из ликов «страшного» мира.

6) Выход поэта из духовного тупика с помощью обретения нового идеала – Родины. Объяснить специфику блоковского образа Родины–жены поможет «формула».

Составьте систему уроков по данной монографической теме (6 уроков).

1 урок – Жизненный путь А. Блока. Характеристика эпохи.

2 урок – Романтический мир раннего Блока.Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

3 урок -Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром». Анализ стихотворения «Незнакомка».

4 урок – Тема Родины в творчестве Блока. Эволюция образа России («Русь», «Родина», «На поле Куликовом», «Россия», «Новая Америка»).

5 урок – Изучение поэмы «Двенадцать». Поэт и революция. Статья «Интеллигенция и революция». Смысл символики поэмы «Двенадцать».

6 урок – Характеристика образной системы поэмы «Двенадцать ». Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние А. Блока на творчество поэтов 20 в.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: