С развитием информационного общества появилось такое понятие, как экранная культура, распространяемая через средства массовой информации. Она является частью современной массовой и элитарной культур, многократно растиражированной через различные электронные носители. Экранная культура включает три основных элемента: кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру. Распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. С одной стороны, можно утверждать, что в культуре произошла смена эпох – монополия книги была подорвана экраном. Несомненно, книга не должна потерять своего значения не только как источник информации (подавляющее большинство книг не отцифровано), но и как источник эстетического наслаждения. С другой стороны, экранная культура – это этап развития письменной культуры, которая формируется на основе последних достижений современной цивилизации: компьютеров, телевидения, видеотехники, современных средств связи. Экранная культура позволяет человеку самостоятельно и мгновенно выйти в информационное пространство, расширить диапазон выбора.
|
|
Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления.
Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, называется субкультурой. Так, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.
Особую разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.
В чем проявляются проблемы духовного кризиса и поиска в молодежной среде? Что необходимо сделать для формирования у молодежи моральных ценностей установок, идеалов и нравственных ориентиров?
|
|
Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального.
Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.
Проблемы духовного кризиса:
1) Молодежь все меньше и меньше посещают церковь.
2) Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации
3) Не сформулированное или размытое мнение о чем-либо проблемы духовного поиска: а) Молодежь не может найти увлечение/занятие, которое бы ему понравилось (например, чтение книг, посещение лекций, занятий, мероприятий); б) Неприязнь к учебе, все больше и больше детей заняты "игрушками" в компьютерные игры.
Что такое диффузия культуры? Какие вы знаете уровни взаимодействия культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимовлияния культур.
Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развитая, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
В чем состоят государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям?
В настоящее время государство гарантирует свободу доступа к культурным ценностям
Конституция РФ, статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.