«Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) – это первый программный документ коммунистов, авторами которого являются борцы за дело рабочего класса Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В данной работе авторы заявляют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. При этом заявляют неизбежность гибели капитализма от рук пролетария. Манифест переиздавался многократно, впервые был опубликован 172 года назад (21 февраля 1848 г.), но до сих пор не утратил своей остроты. К тому же является «азбукой» марксизма-ленинизма, где кратко и емко изложена суть учения Маркса.
(след.слайд) Немного из истории написания и издания «манифеста» и о его структуре. Маркс и Энгельс не жалели сил для создания партии пролетариата. С середины 40-х годов они установили связи с существовавшими тогда в разных странах рабочими и демократическими организациями. С 1836 г. в Париже существовало тайное рабочее общество «Союз справедливых», члены которого еще не знали путей борьбы с капитализмом, их девизом были слова «Все люди — братья!», а действовали они заговорщическими методами. В 1840 г. руководство «Союза» перебралось в Лондон, где чуть позже с ними и познакомились Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В 1847 г. им предложили вступить в их ряды. Таким образом, они возглавили перестройку этой организации. На Лондонском конгрессе летом этого же года «Союз справедливых» был переименован в «Союз Коммунистов». Девизом его стал лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Было признано, что цель организации — свержение буржуазии, установление господства рабочего класса и построение нового, бесклассового общества. «Союз коммунистов» представлял собой зародыш коммунистической партии. Второй конгресс «Союза» в конце 1847 г. поручил Марксу и Энгельсу составить его программу. Таким документом стало их бессмертное произведение «Манифест Коммунистической партии», в котором они изложили основные взгляды, цели и задачи новой пролетарской организации.
(след.слайд)Текст знаменитого документа, когда он был опубликован впервые, составил 23 страницы. Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. Работа состоит из четырех частей: «Буржуа и пролетарии», «Пролетарии и коммунисты», «Социалистическая и коммунистическая литература», «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям». Рассмотрим их поподробнее.
(след.слайд) «Буржуа и пролетарии». В этой части «Манифеста» авторы задевают такие темы как историческая характеристика классовых противоречий, возникновение и развитие буржуазии, р еволюционная роль буржуазии в истории развития общества, соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, характеристика пролетариата (его положение, ступени развития, степень революционности).
Маркс и Энгельс излагают, что борьба между различными классами существовала во все времена, т.е. всегда был тот, кто угнетал и тот, кого угнетали. Общество всегда делилось на различные сословия, между которыми возникали различные противоречия. И буржуазное общество, существующее на данный момент, было не без этого. Просто со временем поменялись классы, появились новые условия борьбы. Но оно отличается тем, что раньше существовала масса разных классов, противостоящих друг другу, а сейчас намного проще, их всего два. Это буржуазия и пролетариат. В примечаниях к английскому изданию 1888 г. Энгельс дает определения буржуазии и пролетария:
· Буржуазия — «класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд».
· Пролетариат — «класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу».
(след.слайд)Уже с разложением первобытной общины, согласно Марксу, начинается расслоение общества на особые и, в конце концов, антагонистические классы. (след.слайд)Буржуазия начала появляться в средневековье при появлении первых городов. Она развивалась с новыми открытиями, с завоеваниями новых земель. Это происходило, потому что появились новые рынки сбыта товара, торговля выходила на новый уровень. Старые рынки не могли удовлетворить спрос, который все время рос. Прежнюю цеховую промышленность сменила мануфактура, которая в свою очередь тоже перестала удовлетворять спрос, набиравший рост вместе с рынками. Произошла промышленная революция, в результате которой появилась крупная промышленность. На место прежних промышленников пришли более крупные, которые и назывались буржуа. Буржуазия начала очень быстро развиваться. В итоге она стала господствующим классом. Она не может существовать без каких-то переворотов в производственных отношениях, а значит и в общественных тоже. Этими переворотами и отличается эта эпоха от других, когда-либо существующих. Маркс и Энгельс считают, что из-за буржуазии люди перестали ценить отечественные продукты, а отдают большее предпочтении иностранным. Все этот происходит оттого, что она предлагает более низкие цены на товары, и люди идут на это. В итоге всем странам приходится перенять этот способ производства, чтобы хоть как то остаться на плаву. Практически все начинает от нее зависеть. За свое существование она сделала столько открытий, приспособлений, сколько не было сделано в предыдущие эпохи.
(след.слайд)С развитием буржуазии развивается и рабочий класс – пролетариат. Так как изобретались какие-то новые машины, станки, то рабочий стал каким-то дополнением к ним. Рабочие начали терять какой-то интерес к труду. Вместе с рождением пролетариата возникает и противостояние его с буржуазией. Начинается все с одного, затем к нему примыкает другой, и так начинаются восстания целых фабрик и заводов против своего буржуа. Но так как им еще нужно вернуть свою значимость, они начинают разрушать и орудия труда. Только пролетариат может хоть как-то противостоять буржуазии. Но все же в итоге рабочий становится нищим, обедневшим. Отсюда можно сделать вывод, что буржуазия не может и дальше быть главенствующим классом, так как ею угнетенные рабочие опустились до такой степени, что ей же самой приходится их обеспечивать. В конце этой части Маркс и Энгельс приходят к выводу, что в любом случае пролетариат будет в выигрыше и буржуазия падет.
(след.слайд) «Пролетарии и коммунисты». Во второй части документа поднимаются следующие темы: о тличительные черты коммунистической партии, критика буржуазной «критики» коммунистов, пролетарская революция.
Коммунисты это те же пролетарии, только отличаются тем, что если будут противостоять друг другу рабочие разных наций, то они будут отстаивать общие интересы. Цели у них те же самые, что и у пролетариев. (след.слайд)
· Подразумевается также уничтожение семьи. Современная, буржуазная семья основана «на капитале, на частной наживе»; свое дополнение находит в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции — все это исчезнет с исчезновением капитала.
· «Заменяя домашнее воспитание общественным, коммунисты хотят уничтожить самые дорогие для человека отношения». Воспитание человека определяется общественными отношениями, определяется «прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д. Коммунисты лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса. Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми тем больше вызывают отвращения, чем более разрушаются семейные связи в среде пролетариата, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты».
· «Коммунисты хотят ввести общность жен. Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства». Напротив, «речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства». Однако общность жен существовала почти всегда.
· Коммунисты « хотят отменить отечество, национальность». Если будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, то будет уничтожена и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения между различными нациями.
· Коммунисты пытаются уничтожить частную собственность. Они считают, что капитал должен являться собственностью не одного человека, а многих членов общества.
Если и произойдет такое, что вся собственность будет в руках целого коллектива, то перестанут существовать различные классы. Можно сделать вывод, что на смену буржуазному обществу должно прийти такое, в котором не будет существовать классов и будет равенство. Приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём господства диктатуры пролетариата, которая состоит из 10 пунктов. После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.
(след.слайд) «Социалистическая и коммунистическая литература». Данная часть «Манифеста» состоит из 3 пунктов, где первый пункт делится еще на 3 подпункта. Выглядит эта структура следующим образом:
1. Реакционный социализм: а) Феодальный социализм
b) Мелкобуржуазный социализм
с) Немецкий, или «истинный», социализм
2. Консервативный, или буржуазный, социализм
3. Критически-утопический социализм и коммунизм
1. а) Феодалы утверждают, что из-за буржуазии появляется революционный пролетариат. Феодалы ведут очень хитрую игру. С одной стороны они вроде бы против рабочего класса, а с другой, они готовы в любой момент, ради своей выгоды, предать господствующий класс. Представители: Дизраэли, Томас Карлейль.
b) Мелкая буржуазия находится посередине между пролетариатом и буржуазией, но в результате конкуренции она переходит в класс рабочих. Но может, конечно, перейти и в господствующий класс. Она будет бороться за те интересы, в зависимости к какому классу будет находиться ближе. Главный представитель — Сисмонди.
c) Немецкие философы полностью переняли французские идеи социализма. В Германию идеи были перенесены в Германию в такое время, когда буржуазия во Франции только что начала свою борьбу против феодального абсолютизма». Вся работа немецких литераторов состояла исключительно в том, чтобы примирить новые французские идеи со своей старой философской совестью или, вернее, в том, чтобы усвоить французские идеи со своей философской точки зрения. Но в немецких условиях французская литература утратила все непосредственное практическое значение и приняла вид чисто литературного течения. Представитель: Карл Грюн.
2. Эти буржуа-социалисты мечтают о таком обществе, в котором существовал бы только один класс - класс буржуазии. Представитель: Пьер Жозеф Прудон.
3. Представители этого социализма (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн) против всяких противостояний между классами вообще, они хотят примирить их между собой. Создать такое государство, где не будет никаких столкновений между противоположностями, но так как это невозможно, то их мечта останется мечтой, это государство является своего рода утопией.
(след.слайд) «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям». Коммунисты поддерживают в разных странах разные движения. К примеру, в Германии коммунистическая партия борется вместе с выступающей революционно буржуазией против абсолютной монархии, феодальной земельной собственности и реакционного мещанства. Германия находится накануне буржуазной революции, и совершит она этот переворот при более прогрессивных условиях с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции. Коммунисты «во всех движениях выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения». Они открыто заявляют о своих намерениях, о том, что они могут достигнуть их только насильственным путем. В итоге они пишут о том, что пролетариату уже нечего терять, а завоевать они могут весь мир. Заканчивает Карл Маркс и Фридрих Энгельс «Манифест» знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
(след.слайд)«Манифест Коммунистической партии» оказал огромное влияние на умы мыслителей конца XIX — начала XX века, он является базовым документом для программ коммунистических партий всех стран. Существуют различные оценки данной работы.
В. Ленин писал: «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».
Академик Пётр Поспелов: «Маркс и Энгельс научили пролетариат всего мира сознавать свои силы, свою великую историческую миссию могильщика капитализма. На место мечтаний о лучшем будущем человечества они поставили науку о революционном преобразовании мира, об исторической закономерности гибели капитализма и создания нового экономического и политического строя, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства».
К 150-летию «Манифеста» вышел специальный выпуск журнала Socialist Register, в котором английский философ Питер Осборн утверждал, что это «самый влиятельный текст, написанный в XIX веке».
В 2013 году рукопись «Манифеста Коммунистической партии» была включена в реестр документального наследия «Память мира» (проект ЮНЕСКО) с формулировкой: «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день.
Умберто Эко назвал «Манифест» «шедевром политического красноречия». (след.слайд) Использованные источники
(след.слайд) Спасибо за внимание!