double arrow

Материализм и диалектика марксистской философии

Наряду с объективными факторами возникновения новой философии имел место и фактор субъективный, а именно - выдающиеся личностные качества К.Маркса (1818 - 1883) и Ф.Энгельса (1820 - 1895).

Развитие их философских взглядов связано с общей эволюцией к научному коммунизму и имеет определенные этапы.

Первый - заканчивается 1845 году и характерен переходом от революционного демократизма на позиции научного социализма. К работам этого периода относятся: «К критике гегелевской философии права». Введение - К.Маркса (1844); «Положение рабочего класса в Англии» - Ф. Энгельса (1845); их совместная работа «Святое семейст­во» (1845). В этих работах обосновывается необходимость переработки гегелевской диалектики. Они постепенно по­рывают с идеалистическими взглядами и закладывают пер­вые кирпичики диалектического материализма.

Второй этап_- 1845-1848 г. В это время завершается разработка основных проблем научного коммунизма, скла­дывается новое философское мировоззрение. В 1848 г. вы­шел «Манифест коммунистической партии» как научно-обоснованная программа борьбы рабочего класса против капиталистического гнета. Вместе с этим он воплотил в себе последовательный философский материализм, мате­риалистическую диалектику и материалистическое пони­мание истории. Созданием «Манифеста коммунистической партии» завершился процесс разработки диалектического и исторического материализма.

Третий этап - а) после 1848г. и до 1871 г., т.е. до Парижской коммуны. К работам этого периода относятся «Классовая борьба во Франции 1848-1850 г.» К. Маркса, В которой впервые употребляется термин «диктатура пролетариата»; знаменитое «Письмо к И.Вейдемейеру 5.03.1852г.», в котором он обосновывает сущность клас­сов, классовой борьбы, дает характеристику способа производства, и, конечно, бессмертное произведение К.Маркса «Капитал» (1867); б) развитие философии по­сле 1871 года, то есть после Парижской коммуны. К ра­ботам этого периода следует отнести философские труды Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1876-18781); «Происхож­дение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немец­кой философии» (1888).

В течение этого этапа философия диалектического и исторического материализма оформилась как качест­венно новое философское направление. И эта качествен­ная особенность выражена в следующем:

1) К.Маркс и Ф.Энгельс освободили философский материализм от ме­ханицизма и метафизики, а диалектику - от ее идеалисти­ческой оболочки, создали учение диалектического мате­риализма.

2) Они распространили материализм на область общественных явлений, создали исторический материа­лизм, который решает основной вопрос философии при­менительно к истории и исследует на этой основе общие законы общественного развития и формы их реализации в деятельности людей. «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику сменились по­разительно цельной и стройной научной теорией», - писал В.И.Ленин (Ленин В.И. ПСС, т.23, с.44).

3) К.Маркс и Ф.Энгельс создали строго научную философию, провоз­гласили ее классовый, партийный характер. Эта филосо­фия отражала интересы рабочего класса, который находил в ней свое духовное оружие, точно так же, как она нахо­дила в нем свое материальное оружие.

4) Марксистская философия решительно освобождалась от натурфилософ­ских функций, от роли «науки наук». Она провозгласила нерушимость союза философии и естествознания, опира­лись на данные частных наук и выполняла методологиче­скую функцию.

5) Эта философия носит творческий ха­рактер, она не претендует на завершенность. Она непри­мирима к проявлениям догматизма, требует учета проис­ходящих изменений в науке и в практике. Это философия действия: «Философы лишь различным образом объясня­ли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его».

6) К.Маркс и Ф.Энгельс всесторонне обосновали учение о практике и ее роли в процессе познания. Итак, создание диалектического и исторического материализма превра­щало философию в строго научное мировоззрение рабоче­го класса, выражающее его интересы по социалистиче­скому переустройству общества.

Философия марксизма, как развивающаяся система, не могла оставаться неизменной в новых исторических усло­виях конца 19 - начала 20 вв. В ее совершенствование внесли определенный вклад многие последователи К.Маркса и Ф.Энгельса, такие как Иосиф Дицген (1828-1888); Франц Меринг (1846-1919); Поль Лафарг (1842-1911); Г.В.Плеханов (1856-1918). Написанное Плехановым по философии есть лучшее во всей международной литературе марксизма, от­мечал В.И.Ленин, Вместе с тем дальнейшее развитие фило­софии связано с именем В.И.Ленина, который применил и творчески развил ее в новую историческую эпоху, характер­ную существенными сдвигами в социальной жизни, дости­жениями естествознания, имевшими место в конце 19 - на­чале 20 вв.

К наиболее значительным трудам В.И.Ленина отно­сятся: «Что такое друзья народа...» (1894) - дальнейшая разработка материалистического понимания истории и критика субъективистских взглядов народников; «Что де­лать?» (1902) - разработка учения о роли идеологии в об­щественной жизни; «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) - развитие учения о познании, важнейших положе­ний исторического материализма и т.д.; «Философские тет­ради» (конспекты ряда философских работ). В центре вни­мания - работа Гегеля «Наука логики»; «Государство и ре­волюция» (1917) - в нем систематизировано учение Маркса о государстве, об основных фазах коммунизма; «О значе­нии воинствующего материализма» (1922), где обоснованы основные пути дальнейшего развития диалектического и исторического материализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: