Беленькая Татьяна Яковлевна

«НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТАБЛИЦЕ УМНОЖЕНИЯ»

Сайт: КиберЛенинка

Новизна разработанного метода заключается в созданных для запоминания моделях закономерностей: «домики» – «улицы» – «город». Модели «домики» выстроены как последовательность «улицы» целого «города чисел». Такой подход даёт возможность обнаруживать и использовать закономерности, вспоминать забытый «домик» с помощью «домиков-соседей». Выявленная закономерность (последовательность «домиков») позволяет ещё больше сократить материал для запоминания. Объясним суть нашего метода. На улицах «Города чисел» – 36 домиков. В каждом домике живёт тройка чисел: вверху живёт большой жилец, назовём его Целое. Внизу домика живут двое маленьких соседей. Например, Целое – 20, соседи – 4 и 5. Мы не будет рассматривать домики, где соседи 1 или 10, потому, что их запомнить легко. Там, где один из соседей Единица, Целое равно её соседу, например: (5, 1, 5): 5 и 1 5 Из тройки цифр можно построить четыре примера: два на умножение и два на деление. К примеру, посмотри на домик, в котором живут 6, 3 и 2. Шесть – Целое, 3 и 2 – жильцы домика и соседи. 6 и 2 3

После объяснения такого примера ребёнок сможет автоматически решить четыре примера, которые не нужно специально запоминать по отдельности: 3×2 =6, 2× 3 = 6, 6: 2 =3, 6: 3= 2. В некоторых домиках соседи – близнецы (похожи), например: 9, 3, 3. Здесь будет рассмотрен только один пример на умножение и один на деление. Порядок запоминания каждого домика таков. К примеру, домик 8, 2, 4: 8 –Целое, 2 и 4 соседи.

этот метод, построенный с учётом закономерностей творческой инновационной деятельности [3,4,5], позволяет учащимся выполнять творческие задания, развивать логическое мышление и научиться самостоятельно «строить свои улицы»

Статья 11

Бажан Зинаида Ивановна и Анисимова Людмила Сергеевна

«ВАРИАТИВНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВНЕТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Сайт: КиберЛенинка

Особое место в обучении математике младших школьников занимает работа по формированию устных вычислительных умений и навыков. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Согласно требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) младшие школьники должны уметь выполнять устно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Однако ежегодные проверки результатов обучения математике в начальной школе свидетельствуют об ухудшении качества вычислений учащихся. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой. Чтобы разрешить эту проблему учителю необходимо изучать различные методики, критически подходить к осмыслению и переработки информации, отбору приемов и средств, способных оказать положительное влияние на процесс обучения младших школьников. Как известно, в методике формирования устных вычислительных умений и навыков существует два подхода − традиционный (М.И. Моро, М.А. Бантова, А.В. Белошистая, А.М. Пышкало) и нетрадиционный (Н.Б. Истомина, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) принципиальное различие которых заключается в организации учебной деятельности младших школьников.

Система развивающего обучения предполагает, что учащиеся самостоятельно добывают знания и способы действия, осуществляя перенос усвоенного на решение новых учебных и практических задач. Так, в отличие от традиционной системы обучения система развивающего обучения авторов Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой использует косвенный путь формирования вычислительных навыков, который предполагает включение учеников в продуктивную творческую деятельность и направлен на формирование у младших школьников общего способа действий и на осознание его частных вариантов [3, с. 111]. Конечно, этот путь является более длительным, но в результате такого подхода к формированию вычислительных навыков дети приобретают прочные и осознанные умения в решении примеров на внетабличное умножение и деление. Итак, в системе Л. В. Занкова формирование вычислительных навыков на внетабличное умножение и деление проходит три принципиально различных этапа. Мы, как пример, рассмотрим методический подход развивающей системы обучения, который готовит детей к пониманию теоретических основ, лежащих в основе выполнения умножения двузначного числа на однозначное число.

Таким образом, в традиционном обучении математике материал даётся в готовом виде, т.е. учащимся даётся готовый образец действий, готовый алгоритм выполнения изучаемой операции, который школьники закрепляют в ходе выполнения многократных тренировочных упражнений. В овладении навыком преобладает репродуктивная деятельность. В развивающей системе обучения ученикам не дается готовый образец выполнения операции, они самостоятельно ищут алгоритм ее выполнения, включаясь в продуктивную, творческую деятельность, что приводит к формированию осознанных и прочных вычислительных навыков.

Статья 12

Шелыгина О. Б.

«Приемы развития зрительной памяти в процессе формирования навыков табличного умножения и деления»

 Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. № S20.

раздел «Действия с числами». В данном разделе стоят следующие задачи: познакомить учащихся с конкретным смыслом действий с числами (в начальной школе изучаются четыре действия: сложение, вычитание, умножение и деление), познакомить с вычислительными приемами, на основе знаний вычислительных приемов сформировать вычислительные навыки. Вычислительные навыки – это автоматизированные действия, приводящие к нахождению результата арифметического действия. Навыки характеризуются правильностью, быстротой, осознанностью, обобщенностью, долговременностью. Одними из основных вычислительных навыков, приобретаемых в начальной школе, являются навыки табличного умножения и деления. Приобретение данных навыков происходит постепенно и соответствует определенным этапам. Перечислим этапы, нашедшие отражение в большинстве программ по математике для начальной школы: 1) подготовка к введению конкретного смысла умножения, 2) ознакомление с конкретным смыслом умножения, 3) открытие переместительного свойства умножения, 4) ознакомление с конкретным смыслом деления, 5) выведение правил о взаимосвязи между компонентами и результатом умножения, 6) составление таблиц умножения и деления, 7) закрепление знания таблиц умножения и деления и выработка вычислительных навыков. На каждом этапе возможно и целесообразно использовать не только задания, способствующие реализации обучающих целей, но и задания, направленные на развитие учеников, в частности на развитие памяти. Существуют разные виды памяти. В зависимости от ведущего анализатора в восприятии запоминаемой информации психологи выделяют слуховую, осязательную и зрительную память. При слуховой памяти основное значение для сохранения и припоминания информации имеют звуки. При осязательной памяти ведущую роль при запоминании и воспроизведении опыта играют ощущения, возникающие через восприятие объектов кожей. Зрительная память связана запечатлением и восстановлением опыта, основанного на зрительных образах. Суть проявления данного вида памяти в том, что человек может зрительно представлять себе необходимую информацию. Придя в первый класс, многие дети могут уже запоминать произвольно, в том числе и зрительные образы, но данное умение крайне несовершенно. Тренировка зрительной памяти заключается в целенаправленной концентрации внимания при запечатлении зрительных образов. Причем необходимо постепенно увеличивать объем запоминаемого материала, требовать максимальной точности воспроизведения. В процессе обучения обращать внимание на развитие сознательного управления запоминаемой информацией, регулирование процессами ее воспроизведения и припоминания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: