Многофункциональность игрового пособия

ИГРОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Автор-составитель:

Учитель-логопед высшей

 квалификационной категории

Захарчук У.Г.

 

Смоленск, 2020 г.

Аннотация игрового пособия

Игровое пособие «Веселый Карандаш» предназначено для коррекционной работы по автоматизации звуков и формирования лексико-грамматических средств речи при этом максимально активизируя речь ребенка. Одной из задач игрового пособия является развитие и удержание интереса к процессу автоматизации звуков и, как следствие, повышение результативности коррекционной работы.

Игровой материал представляет собой наборы карточек с картинками и карточки-схемы. Работая с картинным материалом пособия, дети запоминают предлагаемые слова, словосочетания с изучаемыми звуками, строят из них разнообразные предложения, отрабатывают грамматические категории. Все этапы автоматизации и дифференциации звуков проходят интереснее и результативность коррекционной работы возрастает. Схемы привлекают простотой применения, и может использоваться как целиком, по отдельности, так и в виде различных конструкций на индивидуальных, подгрупповых занятиях.

Все задания объединены веселым персонажем – Веселым Карандашом.

Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей и родителей, желающих помочь детям овладеть правильной речью.

Цель пособия: автоматизация звуков на основе речевого материала с формированием грамматических категорий.

Задачи, которые решает пособие:

1.Коррекционно-образовательные задачи

(формирование лексико-грамматических средств речи (словоизменения), активизация и обогащение словарного запаса слов).

2. Коррекционно-развивающие задачи (автоматизация корректируемых звуков (в словах, словосочетаниях, предложениях), развитие фонематического процессов, развитие связной речи, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, творческое воображение).

3. Коррекционно-воспитательные (формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, контроль за собственной речью)

Дидактические материалы:

1. Демонстрационные:

- картинка с изображением Веселого Карандаша

- набор речевого материала с изображением картинок на корректируемые звуки (на основе картинных материалов: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.; Комаровой Л.А.; Михайловской Г.Е., Сахаровой Н.И.)

2. Раздаточные:

- наборы картинок с изображением корректируемого звука (по 8 картинок на каждый звук) (Приложение №2);

- карточки для обозначения единственного-множественного числа (Приложение №3);

- карточки для обозначения количества предметов (Приложение №4);

- карточки для обозначения Винительного падежа (Приложение №5);

- карточки для обозначения Родительного падежа (Приложение №6);

- карточки для обозначения Дательного падежа (Приложение №7);

- карточки для обозначения Творительного падежа (Приложение №8);

- карточки для обозначения Предложного падежа (Приложение №9).

 

Методические указания (алгоритм использования)

Последовательность работы по пособию «Веселый карандаш»

Педагог проводит работу по подготовке к постановке звука, постановку звука и автоматизацию в отдельных звуках и слогах.

Затем начинает упражнение по автоматизации звука, последовательно предлагая детям задания с учетом коррекционного этапа.

1) Ознакомление детей с картинным материалом.

Педагог предлагает рассматривать и назвать слова, контролируя правильное произнесение звуков.

Инструкция: «Мы с нашим Веселым Карандашом отправляемся в страну. Где живет звук…(корректируемый звук). Посмотри на картинки и назови, кто(что) же живет в этой стране.»

2) Образование множественного числа имен существительных.

Педагог раздает карточки с изображением одного и большего количества кружков.

Инструкция: «Веселый Карандаш» приготовил для вас карточки. Рассмотрите их: с одной стороны один кружок, а с другой – много. Это обозначает, что жителей страны со звуком… много. (например, лапы, лодки, и т. д.)

3) Составление словосочетаний (конструкция имя существительное + имя прилагательное)

Педагог раздает предметные картинки каждому ребенку и предлагает составить словосочетания, используя две картинки (одну картинку из раздаточного материала – имя прилагательное, а другую из изученного материала – имя существительное)

Инструкция: «Сегодня у каждого из вас будет своя волшебная страна. Посмотрите на картинку. У вас все жители будут особенные (Например, картинка, изображающая слово «белый»: белая лапа, белая лодка…и т.д.).

4) Составление словосочетаний (конструкция: имя существительное + числительное)

Педагог раздает карточки с изображением кружков от 1 до 5.

Инструкция: «Веселый Карандаш приготовил для вас новые карточки. Рассмотрите их: сколько кружков на ваших карточках? Столько жителей будет у вас. (например, три лапы, пять лодок и т.д.)

5) Изменение по падежам (конструкции с изменением по падежам)

На примере Винительного падежа

Педагог раздает карточки с изображением схемы Винительного падежа (ухо и глаз).

Инструкция: «Карандаш придумал веселую игру «Нелепицы и небылицы». Посмотрите на ваши карточки. Эта карточка означает: «я вижу…» и «я слышу…». Вы теперь всех жителей будете видеть или слышать! (Например, я вижу лапу, я слышу лодку, и т.д.)

 

Многофункциональность игрового пособия.

Данное игровое пособие можно использовать как в предлагаемом порядке прохождения игр, так и как часть занятия (Приложение №9), режимных моментов, игр в свободное время. Конструкции можно использовать самые разнообразные в зависимости от этапа коррекционной деятельности или речевого развития детей, не требующих коррекционного воздействия.

Примеры конструкций:

сущ. в ед. числе + прилаг.+ прилаг. (например, «белая, поломанная лодка»)

сущ. во мн. числе+ прилаг.+ прилаг. (например, «белые поломанные лодки»)

числит.+ прилаг.+ сущ. (например, «пять белых поломанных лодок»)

пад. форма+ сущ. + прилаг. (например, «Я любуюсь белой лодкой»)

пад. форма+ числит. + сущ. (например, «Я думаю о пяти лодках»)

 Так же можно использовать в конструкциях слова их разных звуковых составляющих для дифференциации звуков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: