Тема: «искусство послевоенного периода (1945 – 1958гг. )

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 3 кл. 07.05.2020 преп. ПОТАПОВА С.И.

 (вопросы консультационного характера по выполнению и ведению домашнего задания пишите, пожалуйста, в личку!)

НОВАЯ ТЕМА

Тема: «Искусство ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА (1945 – 1958гг.)

Задание:

- Ознакомиться с теоретическим материалом;                                                             - Сделать краткий конспект по теме в тетрадях по истории искусств;

СДАТЬ работу 14.05.2020!!!!!!

 

В первые послевоенные годы быстро шло восстановление экономики, и главной темой искусства являлся пафос героического труда, а также воспевания «Великой Победы».

В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.

В 1950 году коллективом авторов (Борис Иогансон и находившиеся под его руководством несколько других художников) была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. Эта картина стала одной из эталонных.

Владимир Серов, «наследник» Бродского, решал ленинскую тему по-другому. В 1950 им написана картина «Ходоки у Ленина» — историческое событие приобрело жанровый характер, оттенок натуралистичности, фотографичности.

Георгий Мелихов взял сюжет для своих картин из другой эпохи. Его «Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова» (1947) — картина традиционного плана, с тщательной проработкой, вниманием к историческим деталям, подбором колорита.Патриотические чувства, рождённые Великой Отечественной войной, всколыхнули интерес к родной истории вообще.Эта война тоже превращалась в историческое явление. Благодаря этому исторический и бытовой жанр сближались. Такова, например, картина Юрия Непринцева «Отдых после боя» (1951) о Василии Теркине.

Борис Неменский продолжает тему, начатую им во время войны («Мать», 1945) полотнами в той же тональности. Он пишет «Сестры наши» (1956), воссоздающий эпизод войны. Одним из самых значительных произведений послевоенного времени на сюжет войны считалась картина«ВозвращениеВладимира Костецкого (1947).

В то же время появилась нашумевшая картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова. Её осуждали за инсценировку, фигуры называли «искусственно поставленными в нужных местах и позах». Однако «популярность картины говорила о жажде конкретного, трогательно-духовного, которую испытывали люди, только что пережившие войну».Тема «мирного труда», мирной жизни, также пользовалась особым вниманием.Такова, например, картина «Хлеб» кисти Татьяны Яблонской (1949): «энергичная по манере живопись выявляет приподнято поэтическое состояние людей, работающих на колхозном току». В том же русле — другие картины художницы конца 1940-х — начала 1950-х гг. Пластов опять является заметной фигурой в живописи этого периода — в частности, картина «На колхозном току» убедительно выражает наполненность трудового ритма, слаженность людей в труде, их духовное единство в нерасторжимой связи каждого и всех с землей, как бы породившей их». Аналогичное настроение — в его картине «Ужин тракториста» (1951). Чуть позже Пластов пишет «одну из наиболее ярких и этапных произведений советской живописи» — «Весна»: здесь изображен открытый предбанник деревенской «чёрной» бани, где обнаженная девушка одевает девочку.Пейзаж лирического направления получил новые импульсы в своем развитии. Так, Сергей Герасимов писал подмосковные пейзажи, небольшие по размеру, скромные, но убедительные и конкретные в характеристике среднерусской природы, лиричные и личностные в выражении настроения времени («Зима», 1959; «Пейзаж с рекой», 1959; «Весна», 1954). При этом в лирический образ природы непременно вторгаются элементы эпические, которые своеобразно выявляют в лирическом строе идею патриотизма.Творчество пейзажиста старшего поколения Василия Мешкова показательно — «Сказ об Урале» (1949), «Кама», «Просторы Камы» (1950). В своих картинах он охватывает широкие просторы, подчеркивает величавую суровость природы. Ту же тягу к монометаллизму обнаруживает Сарьян («Колхоз села Кариндж в горах Туманяна»).Георгий Нисский работает над пейзажем в ином плане. Он осваивает новую динамику, новый «тип» природы, преображенной энергией, трудом современного человека

Главные мотивы его картин — железнодорожные пути, линии автострад и высоковольтных передач, самолёты, вид земли с неба, морские порты, яхты, водохранилища. В большинстве его пейзажей основой композиции является движение, быстрое и активное, развивающееся в решительных монументальных ритмах; применяются неожиданные острые ракурсы, причудливые развороты пространства, сопоставления больших цветовых плоскостей (обычно по принципу контраста). Цветовая гамма — сдержанная, холодноватая, серо-стальная с яркими цветовыми акцентами. Из ярких работ этого периода — «Белорусский пейзаж».

Павел Корин в этот период продолжает выступать как яркий портретист. Он создаёт портреты людей творческого труда: «Коненков» (1947), «Сарьян» (1956), «Кукрыниксы» (1957). Человеческие характеристики здесь выходят скупые, но всегда точные, острые; живопись остается лаконичной и суровой, четко выровнен силуэт фигуры, подобрана особая цветовая гамма, подчеркнут жест.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: