Г. Рус. яз.7 кл.
Тема урока:
Правописание НЕ и Ни с различными частями речи
Задачи и цели урока: знакомство с правилами правописания НЕ и НИ с различными частями речи, воспитывать чувство коллективизма; развивать умение работать, уважать мнение товарища, развитие воображения, творческого мышления и речи.
Ход урока:
Частица как часть речи. Повторение
1)Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.
2)Частицы не изменяются.
3)Частицы не являются членами предложения.
Разряды частиц.
По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
1)К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.
2)К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.
3)Модальные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования.
Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
2.3. Раздельные написания частиц и написания через дефис.
1)Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно.
2)Частицы – ка, - тка, - с, - де, -то присоединяются к словам посредством дефиса, например: посмотри-ка.
Частица – таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) и в составе слов всё-таки, опять-таки, а в остальных случаях раздельно, например: Я таки полагаю.
4.Закрепление нового материала
Прочитать пословицы и объяснить слитное и раздельное написание НЕ.(устно)
2)К словам подобрать с инонимы с частицей НЕ.(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)
4)Прочитать стихотворение, выписать, добавляя частицу НЕ, слова, в которых она пропущена.
5.Подведение итогов урока.
5.1.Оценивание учащихся.
6.Задание на дом.
§58,59, упр. 320
Не и Ни и их правописание с различными частями речи.
1.Правописание НЕ с различными частями речи.
А) НЕ пишется слитно.
1) Со всеми словами, которые не употребляются без НЕ:
неистовство, необходимый, нельзя, ненавидящий, негодуя, непобедимый, нестерпимый, несмолкаемый (НЕ входит в состав корня или является приставкой).
2)С существительными, прилагательными и наречиями на – о, когда с НЕ образуется новое слово (его можно заменить близким по смыслу словом, но без НЕ): неправда (ложь), неплохой (хороший), недалеко (близко).
3)С неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога: несколько рублей, нечто интересное, нечем заниматься, некого послать.
4)С полными причастиями без зависимых слов:
На столе лежала непрочитанная книга.
5) С прилагательными, причастиями и наречиями на – о, если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: совсем непродуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно неинтересная (скучная) книга, поступить крайне неосторожно (опрометчиво).
6)С отрицательными наречиями:
негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем.
1. Задание: прочитать выразительно пословицы и объяснить слитное написание НЕ. (письменно- 1-4,
1) Неграмотный – что слепой. (неграмотный=безграмотный)
2 ) Знайка по дорожке бежит,
а незнайка на печи лежит. (незнайка=беззаботный)
3) Учёный водит,
неучёный следом ходит. (неучёный=глупый)
4) Ученье – свет,
а неученье – тьма. (неученье=тупость, глупость).
К словам горе, ложь, грустный, тяжело, трусливый, безобразный, трудный, тотчас подберите синонимы с частицей НЕ.(Письменно)
Горе – несчастье трусливый – несмелый
ложь – неправда безобразный – невзрачный
грустный – невесёлый трудный - нелегкий
тяжело – нелегко тотчас – немедленно.
б) НЕ пишется раздельно (Устно, повторить правила! Ребята. мы это учили, теперь повторяем!Если хотите, можете записать примеры)
1)С глаголами в Н.ф. и в форме любого наклонения, деепричастиями и краткими причастиями: не читать, не ходил бы, не хватает, не видя, не покрашен, а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и некоторыми наречиями (кроме наречий на – о):
не один, не под силу, не то – не то, не только, едва ли не, не сегодня, не по-нашему, чуть ли не, вряд ли не, не всегда.
2)С существительными, прилагательными и наречиями на – о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь.
Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.
3)С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: а) не ты, не он, не каждый, не тот; б) не у кого спросить, не над чем работать.
4)С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: Полувагон – открытый сверху вагон, в котором перевозят сыпучие грузы, а также штучные, не нуждающиеся в защите от атмосферных осадков. На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга.
5)С прилагательными, причастиями и наречиями на – о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: ничем не оправданный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не легкое дело, отнюдь не весело.
6)С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд;
с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в предложениях: не надо, не жаль, не пора.
3. Задание обучающимся: прочитать выразительно пословицы и объяснить раздельное написание НЕ. (устно, можно отправить голосовое сообщение - на "5б.")
1) Грамота – не болезнь, (не болезнь – подразумевается «а здоровье»)
годы не уносит. (не уносит – не с глаголами)
2) Наука – не мука. (не мука – подразумевается «а знание»)
3) Не стыдно не знать, (не стыдно – подразумевается «а можно»)
стыдно не учиться. (не знать, не учиться – НЕ с глаголами)
4) Ученье без уменья
не польза, а беда. (имеется противопоставление с союзом а).
Правописание частицы НИ. (УСТНО)
Частица НИ усилительная. Употребляется:
1)для усиления имеющегося в предложении отрицания: На самом локомотиве ни грузов, ни пассажиров не перевозят. Анара не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами.
2)в сочетании с местоимениями и предлогами: ни от чего, ни за чем, ни к кому.
3)в устойчивых оборотах речи(фразеологизмах): ни жив ни мертв, ни днем ни ночью,
ни туда ни сюда.