double arrow

Последние благословения Моисея при расставании с народом

Вот то благословение, которое Моисей, человек Божий, дал сынам Израилевым перед своей кончиной.

2 Он сказал:

«Господь с Синая явил Себя,

с Сеира озарил Им избранных,

воссиял лучами с горных хребтов Парана,

когда пришел от окружавших Его мириадов святых;

одесную Его — огонь Закона для них.

3 Да, Ты любишь, Господи, Свой народ!

Все святые — в руке Твоей,

они расположились у ног Твоих,

принимая Твои слова,

4 Закон, переданный Моисеем, наследие потомков Иакова.

5 Господь стал там царем для Ешуруна,

когда главы колен Израилевых

собрались вместе со всем народом.

6 Да живет Рувим и не умирает,

хотя бы мужей у него и было немного!»

7 Об Иуде он сказал:

«Внемли его кличу, Господи,

и после брани верни Иуду к народу его!

Хоть и пытается он защититься своими руками,

но Ты помоги ему в борьбе с врагами».

8 Про Левия же сказал он:

«Да будут урим и туммим, Господи,

у верного мужа Твоего,

которого Ты в Массе испытывал

и с которым боролся у вод Меривы.

9 Это ведь он сказал об отце своем и о матери:

«Их не признаю Я больше»,

Он повернулся спиной к своим братьям,

своими детьми пренебрег.

И это потому, что соблюдал он указания Твои

и более всего Союзом, Заветом с Тобой, дорожил.

10 Да учит он Иакова указаниям Твоим,

Израиль — Твоему Закону;

да воскуряет он пред Тобой благовония

и на жертвеннике Твоем

жертву во всесожжение приносит.

11 Благослови, Господи, его способность служить,

и дело его да будет угодно Тебе!

Порази поясницу тех, кто против него восстает,

и кто враждебен к нему, пусть не поднимется более!»

12 О Вениамине он сказал:

«Пусть же любимый Господом

покой для себя обретает в Нем,

ибо Он всякий день его оберегает;

и любимый, как сын у отца,

на плечах Его в безопасности».

13 Сказал он и про Иосифа и его потомков:

«Да благословит Господь землю Иосифа

драгоценным даром неба, росою,

и водами из недр земных,

14 отменными плодами, что на солнце созревают,

и теми, что растут ночью, при свете луны,

15 замечательными дарами гор древних

и изобилием плодов на холмах вечных,

16 наилучшими дарами земли и всеми благами ее,

расположением Того, Кто в терновом кусте пребывал.

Да снизойдет всё это на голову Иосифа,

на чело прославленного среди братьев его.

17 Он — словно первенец быка в своей мощи!

Рога у него подобны рогам буйвола,

ими он избодает народы, даже те, что на краю земли,

таковы десятки тысяч потомков Ефрема

и тысячи потомков Манассии».

18 Про Завулона и брата его Моисей сказал:

«Торжествуй, Завулон, в своих делах,

и ты, Иссахар, в шатрах своих!

19 Созывают они народ — и не только свой — на гору,

приносят жертвы Господу угодные;

питаются богатством морей

и сокровищами, что таят побережья».

20 Про Гада он сказал:

«Благословен Тот, Кто делает обширными земли Гада!

Прилег он, как львица смелая,

чтоб врагу руку оторвать и голову.

21 Он присмотрел для себя землю лучшую,

местность, подходящую для предводителя.

Пошел в сраженье он во главе народа

и, как того справедливость требовала,

исполнил решение Господа и Его указания Израилю».

22 Про Дана сказал Моисей:

«Дан — это лев молодой,

что нападает из Башана».

23 И о Неффалиме он сказал:

«Насыщен он благоволением,

полон благословениями Господа.

Запад и юг возьмет во владение».

24 Про Асира же сказал он:

«Более других сынов Иакова благословен Асир!

Да живет он как любимец братьев своих,

в масло олив погружающий ноги!

25 Живи в безопасности за воротами,

железом и медью обложенными!

И пусть сила твоя не иссякнет во все дни жизни твоей!

26 Нет никого подобного Богу Ешуруна,

Который по небу летит на помощь к тебе,

в величии Своем — по облакам.

27 Прибежище твое — Бог предвечный,

и поддержка — руки вечные!

Всех врагов твоих изгонит Он пред тобой,

дав повеленье: «Истреби!»

28 Израиль будет жить безопасно,

никто уже не посягнет на источник Иакова

на той земле, где вдоволь хлеба и вина,

где небеса источают росу.

29 Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе,

народ, спасенный Господом?!

Он — твой щит, тебя ограждающий,

Он — меч торжества твоего!

Враги твои будут раболепствовать пред тобою,

и ты будешь попирать спины их».


 


Глава 34

Смерть Моисея

Когда взошел Моисей с Моавитской равнины на гору Нево, на вершину Фасги, что напротив Иерихона, дал Господь ему увидеть всю Землю обетованную от Гилада до Дана, 2 все владения Неффалима и земли Ефрема и Манассии; увидел Моисей и земли Иуды до самого моря западного; 3 весь юг увидел он, и долину Иордана, область Иерихонскую до Цоара, до города Пальм. 4 И сказал Господь Моисею: «Вот она, эта земля, о которой клялся Я Аврааму, Исааку и Иакову, что отдам ее потомкам их! Тебе дал Я возможность увидеть ее своими глазами, но сам ты в нее не войдешь».

5 Так и умер там Моисей, раб Господа, на земле моавитской, как предрек Господь. 6 Погребли его там же, в долине, в Моаве, близ Бет — Пеора. Но никто и поныне не знает, где место погребения его. 7 Моисею перед кончиной было сто двадцать лет, но и в старости глаза его не ослабели и силы его не иссякли. 8 Тридцать дней на равнине Моавитской оплакивали его сыны Израилевы, пока и не закончились эти дни плача по Моисею.

9 Иисус Навин был исполнен духа премудрости, ибо Моисей возложил на него руки свои. Теперь под его началом израильтяне исполняли всё то, что наказал Господь Моисею.

10 Но не было уже больше в Израиле такого пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу. 11 И не было равных ему по знамениям и чудесам, которые Господь послал Моисея совершить в Египте, обратив их все против фараона, слуг его и всей его страны, 12 а также по могуществу и поразительным деяниям, явленным Моисеем на глазах у всего Израиля.


 


Книги мудрости

Псалмы

Введение

Псалтырь, собрание отдельных псалмов, — самая большая книга во всей Библии. На еврейском языке она называется Техиллим, то есть «песни хвалы», или гимны; более полное название: Сефер Техиллим — «Книга Хвалений». Слово «псалом» пришло к нам из греческого перевода этой книги и означает «музыка на струнных инструментах» или «песни, положенные на такую музыку». Псалмы представляют собой священные стихи, сложенные в традициях древней литературной формы Ближнего Востока. Они исполнялись как религиозное песнопение или читались как молитвы одним молящимся или группой лиц, собравшихся для поклонения Богу. В этой книге 150 псалмов, и в заголовках многих из них (фактически семидесяти трех) сказано, что они написаны Давидом. В целом это творческий труд многих свыше вдохновленных авторов. В своем окончательном виде псалмы, возможно, были собраны вместе выдающимися иудейскими деятелями Ездрой, Неемией (вторая половина V в. до Р.Х.) или вскоре после них учеными-писцами.

Книга Псалмов разделена на пять частей, или «книг»: Книга I (1–41); Книга II (42–72); Книга III (73–89); Книга IV (90–106); Книга V (107–150).

Многие из библейских идей нашли свое отражение в псалмах. Здесь очень выразительно представлены такие понятия, как: прославление Бога, благодарность, вера, надежда, сокрушение о грехе, Божья верность и Его помощь. Главная же идея псалмов — глубокое доверие Богу. Авторы псалмов всегда выражают свои подлинные чувства: прославляют ли они Бога за Его благодеяния или жалуются Ему во время бедствия. Псалмы являют собой наиболее совершенные образцы лирической поэзии. По глубине чувств и возвышенности устремлений, по полноте раскрытия помыслов и чаяний человеческой души, по красоте и утонченности и, в ряде случаев, по силе и величию речений они остаются непревзойденными и в самых возвышенных выражениях лирики светской. Ибо какая другая поэзия может подняться до высот той поэзии, тема которой — поиск душой человеческой вечного Бога? Как духовное и вечное превосходит земное и эфемерное, так и поэзия псалмов возвышается над великими сокровищами мировой лирики.

В древнем Израиле посредством псалмов люди могли: прославлять Бога (см. Пс 105); говорить о своей печали (см. Пс 13); учить (см. Пс 1); выражать почтение израильскому царю и молиться о том, чтобы он правил мудро и судил справедливо (см. Пс 72); рассказывать о власти Бога над всем творением (см. Пс 47); проявлять свою любовь к Иерусалиму (см. Пс 122) и отмечать праздники (см. Пс 126). Конечно, псалмы могли служить одновременно многим целям.

Христос нередко ссылался на псалмы, когда проповедовал и учил. Часто цитировали их и новозаветные писатели. У первых христиан они тоже звучали в песнопениях, наставлениях и пересказах Благой Вести о том, что сделал Бог для мира через Иисуса Христа. Можно заметить, например, что только на один стих из Псалма 118: «Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем» (118:22) — в Новом Завете дано шесть ссылок как на предсказание об отношении руководителей израильского народа к Иисусу и о Его роли в созидании Церкви.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: