Эксперименты со своим «я»

В течение следующих трех дней начните искать для себя героев, людей, лидерскими качествами которых вы восхищаетесь. Внимательно наблюдайте за ними.

В течение следующих трех недель постарайтесь лучше узнать некоторых из этих героев. Узнайте, кто повлиял на них и что они думают о том, чем занимаются. Поговорите с ними об их цели в работе и как они ее открыли. Начните создавать свой коллаж, то есть постарайтесь включить полезные качества этих героев в свой собственный образ.

В течение следующих трех месяцев найдите контекст или ситуацию, которая причиняет вам дискомфорт. Это может быть проведение презентации, выступление на отраслевом форуме или даже выступление на каких-нибудь важных встречах. Поставьте перед собой цели, ориентированные на обучение. Постарайтесь, чтобы ваше поведение там как можно сильнее отличалось от вашего обычного поведения.

Обучение, по определению, всегда начинается с неестественного и часто поверхностного поведения, которое может заставить человека чувствовать себя притворщиком. Вместо того чтобы быть обычным человеком, ведущим себя спонтанно, мы начинаем заниматься различными стратегиями и расчетами. Поиск подходящего уровня открытости и дружелюбия с непосредственными подчиненными, умение продвигать свои идеи, взаимодействовать с начальниками, эффективно действовать в чужой культуре и смягчать недостатки – все это не всегда проявляется естественно. Вместо того чтобы адаптироваться к новым ситуациям и действовать с учетом новой информации, мы, как правило, держим себя в жестких рамках, ссылаясь при этом на аутентичность. Но иногда, как обнаружили Патель и Ли, нам лучше уподобляться воде и позволить новым ситуациям и опыту решить, какую форму примет наше подлинное «я».

Глава 4. Резюме

• Многие типичные трудности перехода к лидерской роли заставляют людей чувствовать себя притворщиками: принятие на себя ответственности в рамках новой роли, продвижение своих идей, взаимодействие с начальством, работа в чужой культуре и извлечение полезной информации из отрицательных отзывов.

• Хамелеонам легко менять стиль, чтобы приспособиться к новой ситуации; те же, кто остается верен себе, склонны чувствовать себя лицемерами, когда их просят выйти за пределы их зоны комфорта.

• Ловушки аутентичности могут причинить вам серьезные неприятности при переходе к лидерской роли, так как то, что кажется вам вашим аутентичным «я», есть ваше старое «я», от которого вы пытаетесь избавиться.

• Один из способов избежать ловушки аутентичности – экспериментировать с новыми видами поведения: вместо того, чтобы работать над своей идентичностью, попробуйте поиграть с ней, проявите к ней творческий подход. Поначалу новое поведение может показаться неестественным, но оно поможет вам выяснить, кем вы, возможно, хотите стать, при этом вам необязательно на самом деле становиться кем-то другим: благодаря игре вы получите необходимое восприятие извне.

• Идентичность – то, кем вы являетесь, – обусловлена не только прошлым; это также и возможности, которые вы видите для себя в будущем.

• Следующие три способа позволят вам поиграть с вашим восприятием своего «я»:

крадите как художник: наблюдайте за большим количеством образцов для подражания, чтобы создать собственный коллаж вещей, которым вы хотите научиться от этих образцов для подражания. Продолжайте оттачивать свой стиль, пока он не станет эффективным и аутентичным;

сделайте своей целью учиться: старайтесь не просто достигать высоких результатов, чтобы произвести хорошее впечатление, но и узнавать что-то новое;

изменяйте свою историю: пробуйте разные версии, рассказывайте разные определяющие моменты из своей жизни и продолжайте редактировать свою историю (так, как если бы редактировали свое резюме).

Глава 5
Управляйте процессом перехода к лидерской роли

Итак, вы поработали над увеличением восприятия извне, следуя рекомендациям, которые давались в трех последних главах. Что будет дальше? Каким образом прилагаемые усилия помогут вам увеличить свой лидерский потенциал? Чтобы получить ответы на эти вопросы, вы должны присмотреться к тому, как происходят перемены, и к некоторым распространенным заблуждениям относительно этого процесса.

Люди часто надеются приобрести некий опыт преобразования или обращения: момент, после которого все изменится и никогда уже не будет прежним. Этот образ восходит к архетипическим историям, которые мы слышали в детстве: например, библейская история Савла на пути в Дамаск. Он был сброшен со своего коня рукой Господа, мгновенно стал Павлом и после этого посвятил свою жизнь Христу. Истории о преобразовании существуют в каждой культуре и религии. Они говорят об одном центральном событии, которое изменило все. Но на самом деле все происходит не так.

Гораздо более удачной метафорой перемен является рассказ о долгом обратном пути Улисса в Итаку, на котором ему пришлось преодолевать множество искушений. На этом пути мы заблудимся – настолько, чтобы найти себя, как когда-то сказал Роберт Фрост.

То же самое можно сказать и о переходе к более значительной лидерской роли. Это не событие – это процесс, на осуществление которого требуется время. Затраченные усилия окупятся, но не сразу.

Наши новые действия важны, даже если они иногда кажутся поверхностными, потому что они обеспечивают некоторые необходимые быстрые победы и получение свежей информацию о том, что возможно. Но выйти на финишную прямую с легкостью удается редко. Ситуация усложняется. Мы стараемся со всем справиться. На нас начинает давить нехватка времени. Мы пытаемся выполнить все то, что запланировали, но это нам, как правило, не удается. Мы отступаем от каких-то своих обязательств. В новой роли нам редко удается сразу начать действовать удачно, мы неохотно отказываемся от старых моделей поведения. Постепенно мы начинаем осознавать, что наши цели в отношении себя меняются. Именно в этот момент размышления о том, чему мы учимся благодаря действиям, становятся бесценными. Новые же и более значительные перемены происходят благодаря тому, что мы яснее понимаем цели и задачи в отношении нашего «я».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: