Важнейшие исторические события

Доклад

 

на тему: Культура Кореи

 

Исполнитель:         

студент 4 курса группы «Из» ____________________Е.В. Зальцман

                                         дата                 подпись

 

                                     

 

Руководитель:             

к.и.н Доцент 

                                           _______________________ Д.В.Кузнецов

дата                         подпись                                      

 

Благовещенск 2020



Содержание

1. Общие сведения

2. Важнейшие исторические события

3. Культура и традиции

4. Вывод

5. Литература

 


 

1.Общие сведения

Принятое европейцами название стра­ны — Корея происходит от наименования средневекового государства Корё. Широ­ко известны и поэтические названия Ко­реи, такие, как «Страна утренней свежес­ти», «Страна утренней прохлады», «Стра­на утреннего спокойствия». Они являют­ся переводом иероглифического написа­ния слова «Чосон», которое служило на­именованием существовавшего до нашей эры корейского рабовладельческого го­сударства.

Корея расположена на восточной окра­ине Азии и занимает Корейский полу­остров и свыше 3 тысяч прилегающих к не­му островов.

По географическому положению Корея является как бы естественным мостом между континентальной северо-восточ­ной частью Азии и островной окраиной Тихого океана. Площадь ее— 220,8 тыс. кв. км, из которых 6 тыс. кв. км при­ходится на острова. Протяженность с севера на юг — около 800 км, а с запада на восток максимальная — 354 км и минимальная —175 км.

На севере Корея граничит с Китаем и Советским Союзом. Длина сухопутных границ исчисляется в 1,4 тыс. км, из них с Советским Союзом— 16,5 км. Длина морских границ достигает 8,7 тыс. км. На востоке берега Кореи омывает Японское море, на западе — Желтое море, на юге— Корейский пролив, именуемый в корейской географической литературе Южным морем.

На территории Кореи в начале 80-х годов проживало более 56 млн. человек. Это один из наиболее густо населенных участков земного шара: в среднем на 1 кв. км приходится примерно 250 чело­век. Число корейцев, постоянно прожи­вающих за пределами Кореи, составляет 4 млн. человек, главным образом в Ки­тае, Японии и США.

Корея — страна древнейшей, свое­образной истории и богатой культуры. По вине американского империализма Корея, в недалеком прошлом единое го­сударство, вот уже в течение почти четы­рех десятилетий разделена демаркацион­ной зоной шириной 4 км, протянувшей­ся в середине полуострова более чем на 250 км. Территория Корейской Народно-Де­мократической республики составляет 121,2 тыс. кв. км, население насчитывает около 18 млн. человек. Самыми круп­ными ад м ин истр ати вн о-терр итор иал ьны - ми единицами являются провинции, кото­рых насчитывается 9, и 3 города цен­трального подчинения: Пхеньян, Чхон- джин и Кэсон.

Высший орган государственной власти КНДР — Верховное народное собрание, его депутаты избираются населением страны сроком на 4 года. Глава государ­ства— президент избирается Верховным народным собранием и возглавляет вы­сший руководящий орган государствен­ной власти— Центральный народный комитет. Центральный народный комитет образует исполнительный и распоряди­тельный орган — Административный со­вет. Столица КНДР — Пхеньян.

Территория Южной Кореи — 98,5 тыс. кв. км. Население — 38 млн. человек. В административном отношении страна делится на провинции и города цент­рального подчинения. Крупнейшие горо­да— Сеул и Пусан.[п1.стр167-168]


Важнейшие исторические события

Археологические исследования послед­них лет свидетельствуют о том, что в палеолите Корейский полуостров был за­селен человеком. Так, например, возраст палеолитической стоянки, открытой в пе­щере Комын-меру (неподалеку от Пхе­ньяна), определяется в 500 — 400 тыс. лет.

Древним населением полуострова была оставлена богатая неолитическая куль­тура.

Археологический материал, получен­ный в разных районах страны, свиде­тельствует о том, что уже в неолите насе­ление Кореи обладало характерными чер­тами восточных монголоидов. На некото­рых неолитических стоянках обнаружены жилища с особым сложным устройством очага, в котором можно видеть прообраз современного корейского жилища. Основ­ным видом неолитических жилищ были полуземлянки прямоугольной или округ­лой формы. Этот вид жилища просуще­ствовал до начала бронзового века, а в южных районах полуострова —до желез­ного века.

К своеобразным памятникам культуры бронзового периода относятся бронзовые зеркала с зубчатым (линейным) орна­ментом.

Анализ памятников неолита и бронзы позволяет говорить о едином в общих чертах пути развития населения Корей­ского полуострова. Почти повсеместно в неолите на полуострове были распростра- 169 йены гладкая и гребенчатая керамика, Корея сходные типы жилищ (полуземлянки) и инвентаря. В середине I тысячелетия до н. э. хозяйственно-культурное единство древнего населения отличалось ведущей ролью земледелия, использованием ме­талла, высокой культурой керамического производства, сохранением хозяйствен­ного значения охоты и разведением ло­шадей. Эту культуру принесли тогда же на Японские острова переселенцы из Ко­реи, сыгравшие большую роль в этноге­незе древних японцев.

Письменные источники (корейские и китайские летописи) содержат немало данных о родстве племен, населявших Корейский полуостров в первых веках нашей эры. Согласно преданиям, запи­санным в древних хрониках, язык, законы и обычаи народов пуё, когурё, окчоие были во много сходны.

На протяжении столетий продолжались контакты и с народами Юго-Восточной Азии. Они оказали влияние на формиро­вание некоторых специфических сторон хозяйства и материальной культуры насе­ления Корейского полуострова (культи­вирование риса, грядковая система обра­ботки полей, разведение крупного рога­того скота для использования в тран­спорте и на полевых работах, распашная одежда).

Согласно письменным и археологиче­ским источникам, первым крупным поли­тическим образованием древнекорейских народов был Чосон (VII—II вв. до н.э.), который в исторической литературе при­нято называть Древний Чосон (Кучосон). Ведущую роль в его создании играли пле­мена е и курё. Древний Чосон занимал территорию Ляодунского полуострова, южной части Маньчжурии и северные районы Корейского полуострова. По мне­нию ученых КНДР, Древний Чосон был рабовладельческим государством. В 108 г. до н. э. войска китайской династии Хань захватили Чосон, и его территория была разбита на четыре уезда. Историки КНДР считают, что наряду с Древним Чосоном сформировались рабовладель­ческие государства Пуё и Чингук.

В первых веках нашей эры на Корей­ском полуострове происходит процесс формирования раннефеодальных госу­дарств. К III—IV вв. на севере складыва­ется могущественное государство Когу- рё.

К IV в. в юго-западной части полуос­трова сформировалось государство Пэк- че, в юго-восточной — государство Сил­ла. Ведущую роль в создании Силла сы­грало племя capo, которое, согласно ко­рейской летописи, пришло из Чосона.

В хозяйственной жизни населения трех государств большую роль играло земле­делие. Древние корейцы выращивали рис, просо, ячмень, пшеницу, бобовые культу­ры, разводили шелковицу; для обработки земли использовали железные орудия. Наряду с земледелием известную роль играли скотоводство (лошади, быки, сви­ньи), охота и рыболовство. Основным эксплуатируемым классом корейского общества этого периода было номи­нально свободное крестьянство. Феодаль­ный характер носила известная в Когурё и Силла система дарений земли предста­вителям господствующего класса — сач- жон и система кормления —сигып. Мощ­ного союзника в упрочении феодализма господствующие классы Когурё, пэкче и Силла нашли в лице буддийской цер­кви.

В VII в. Силла стала сильнейшим госу­дарством на Корейском полуострове. В это время в тяжелой борьбе против войск Силлы и Танского Китая пали государ­ства Пэкче (660 г.) и Когурё (668 г.). Укрепив свое положение, Силла высту­пила против попыток Китая укрепиться на Корейском полуострове и к концу VII в., поддержав национально-освободи­тельную борьбу населения Когурё и Пэк­че, присоединила их территории к своим землям. Объединение трех государств под властью Силла создало условия для даль­нейшей этнической консолидации. Уста­новление централизованного государ­ственного аппарата способствовало фор­мированию языковой общности па основе распространения диалекта Силла по всей территории страны. Прекращение разорительных войн содействовало подъ­ему производительных сил, экономиче­скому и культурному росту государства. В стране окончательно утверждаются фе­одальные отношения. Расширяются обра­батываемые площади, совершенствуются земледельческие орудия. Развиваются ре­месла: производство тканей, украшений, предметов домашнего обихода. В VII— X вв. столица государства — Кенчжу — становится центром корейской культу­ры. О научных достижениях того времени свидетельствует сохранившееся здание древнейшей в Восточной Азии астроно­мической обсерватории (647 г.). В X в. государственное единство бы­ло восстановлено. Новое корейское го­сударство получило название Корё (918—1392 гг.). Для укрепления центра­лизованной королевской власти первыми правителями этой династии был проведен ряд реформ. Произошла реорганизация центральных и местных органов власти: страна была разделена сначала на 12 областей, а затем на 10 провинций. Сто­лица перенесена из Кенчжу в Кэгён. Рост крупного землевладения и усиле­ние феодальной эксплуатации во второй половине XII в. вызвали массовое разоре­ние крестьянства. С 70-х годов отдельные крестьянские выступления стали перера­стать в массовые восстания. Наиболее значительным было движение под пред­водительством Ман И. В 1232 г. мирное развитие Кореи было прервано вторжением монголов. В глав­ных городах страны обосновались на­местники монгольского хана, которые контролировали внутренние дела Корё. Корейский народ оказывал сопротивле­ние монгольским завоевателям, и только в 1258 г. король Корё признал себя вас­салом монгольского хана, но и после этого борьба против монгольского ига не прекращалась.

В первый период господства династии Ли проводится целый ряд преобразова­ний, укрепляющих централизованное феодальное государство. В XV—XVI вв. Корея достигла значи­тельного развития в экономическом и культурном отношении. Возрастает роль столицы Сеула как политического, эконо­мического и культурного центра. В стране расширяется внутренняя торговля, разви­вается специализация районов, появляют­ся крупные города, имеющие значение торговых центров всей страны. В этот период была восстановлена и расшире­на система орошения, происходит рост посевных площадей, заселение новых районов. Развиваются ремесла: ткачество, гон­чарное производство (фаянс и фарфор), производство бумаги, оружейное дело. Широкую известность получили художе­ственные ремесла: лаковое, резьба по дереву, чеканка по металлу, художествен­ная вышивка и др. Развитие и усиление государства Чосон происходило за счет ожесточения фе­одальной эксплуатации народа, что при­водило к массовому недовольству и выступлениям крестьян. Самым крупным движением XV в. было восстание кре­стьян в провинции Хамгён. Но, как и в предшествующий период, развитие Кореи было прервано втор­жением иноземцев, на этот раз японских самураев. В 1592 г. японские войска высадились в Корее и подвергли страну грабежу и насилию В конце XIX в. правительство Кореи под натиском крупных капиталистиче­ских стран вынуждено было «открыть» страну. Япония первая в 1876 г. навязала Корее неравноправный договор, вслед за которым США (1882 г.), Англия (1883 г.) и Россия (1884 г.) также заключили тор­говые соглашения. Особенно сильным было национально- освободительное восстание в 1919 г. Оно охватило всю страну и длилось три меся­ца. Восставшие требовали ухода японцев и независимости Кореи.

В 1925 г. была создана Коммунистиче­ская партия Кореи (Чосон Консандан) и организован Коммунистический союз мо­лодежи. Начиная с Вонсанской всеобщей заба­стовки (1929 г.), учащаются выступления рабочего класса Кореи. В 1930 г. была проведена всеобщая стачка в шахтах Син- хын, на текстильной фабрике в Пусане и резиновой фабрике в Пхеньяне. Активи­зировались также борьба крестьян и патриотическое движение среди корей­ской интеллигенции. В августе 1948 г. в Северной и Южной Корее волей народа были проведены выборы в Верховное народное собра­ние — всекорейский верховный орган власти. В Южной Корее выборы прово­дились в условиях жесточайших репрес­сий. В августе 1948 г. в Южной Корее при поддержке американских оккупационных войск была создана марионеточная Ко­рейская республика. 9 сентября 1948 г. на первой сессии Верховного народного со­брания была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика, принята Конституция КНДР и сформиро­вано правительство КНДР из представи­телей Трудовой партии и других партий и общественных организаций Севера и Юга, входящих в Единый демократиче­ский отечественный фронт (ЕДОФ). Са­мой влиятельной и массовой партией яв­ляется Трудовая партия Кореи, образо­ванная в 1945 г. в результате слияния Коммунистической и Новой народной партий. Война 1950—1953 гг. показала про­чность народно-демократического строя КНДР, силу солидарности социалистиче­ских стран.

Советский Союз и другие социалисти­ческие страны оказали деятельную по­мощь КНДР в защите ее суверенитета и в социалистическом строительстве. Вы­ражением советско-корейской дружбы стало подписанное 17 марта 1949 г. Со­глашение об экономическом и куль­турном сотрудничестве между СССР и КНДР. В июле 1961 г. был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве, вза­имной помощи между СССР и КНДР, еще более укрепивший традиции. [п1.стр168-174]

3.Культура традиции и современность

С глубокой древности (периода неолита) на территории Корейского полуострова преобладал хозяйственно-культурный тип оседлых плужных земледельцев, в хозяйстве которых поливное рисосеяние играло ведущую роль. В устьях больших рек и на морском побережье население занималось также прибрежным рыболов­ством и собирательством. В хозяйстве жителей горных районов долго сохраняли свое значение охота и собирательство дикорастущих трав.

Традиционные сельскохозяйственные орудия корейцев связаны с земледелием. Для вспашки земли служил двух парный или однопарный плуг с плоским лемехом. Своеобразным изобретением корейского народа является лопата (чанъбугарэ), по форме напоминающая лемех. По краям лопасти такой лопаты имеются специаль­ные отверстия, через которые продева­ется веревка. Чанъбугарэ работают 3 —6 человек. Один, держась за рукоят­ку, вгоняет лопату в глубь земли, а 2 — 4 человека тянут за веревку. Применялись также мотыги и серпы. Зерно мололи каменными ручными жерновами. Для транспортировки грузов в прошлом ши­рокое распространение имели двухколес­ные повозки и особые носилки — чигэ (специальная деревянная рама, которая с помощью двух веревочных петель наде­валась на плечи).

Национальное жилище корейцев отли­чается рядом своеобразных особенностей, имеющих многовековую историю. И в наши дни еще встречаются построй­ки старого типа: однорядный дом, все помещения которого расположены по од­ной линии; двухрядный дом с жилыми и подсобными помещениями в два парал­лельных ряда под одной крышей; трех­рядный дом с расположением построек в три параллельных ряда. Наиболее распространенным являлся однорядный каркасно-столбовой прямоугольный в плане дом, состоящий из кухни, нижней и верхней комнат и веранды. В кухне рас­положен очаг, в который вмазаны один большой и два-три маленьких котла для приготовления пищи и подогрева воды. Топка обычно делалась ниже уровня пола кухни. Для Кореи характерна своеоб­разная система отопления жилища — ондоль («теплый пол»). Под полом от топки печи.прокладывалось несколько рядов дымоходов, по которым растекался теплый воздух от очага. Вытяжная труба располагалась по диагонали от топки и выводилась на некотором расстоянии от дома.

Теплый пол обычно покрывался плот­ной промасленной бумагой и застилался циновками. Традиция ондоля настолько сильна, что во многих современных? домах сохраняется этот принцип отопления (правда, вместо дыма по трубам проходит горячая вода).

Наличие теплого пола в значительной степени определило интерьер корейского дома. Пол содержится в большой чистоте, при входе в помещение обувь снимается. На теплом полу корейцы сидят, прини­мают пищу, занимаются домашней рабо­той, спят. На день спальные принадлеж­ности — тонкие ватные одеяла и продол­говатые, украшенные вышивкой поду­шки складывают на сундуки, стоящие вдоль стен.

К традиционным предметам интерьера корейского дома относятся шкафы для посуды и утвари, низкие этажерки для книг и письменных принадлежностей, платяные сундуки. Особую роль в жизни и быту каждой корейской семьи играют обеденные столики (высотой 30 — 50 см) —собан или папсан. Они не нахо­дятся постоянно в жилом помещении, как это имеет место в интерьере европейского жилища. Обычно их приносят уже серви­рованными к началу трапезы и по окон­чании уносят. Эти низкие легкие сто­лики на небольших ножках делаются из дерева, нередко их покрывают лаком и инкрустируют перламутром. Иногда во­круг одного столика садится вся семья, иногда старшим членам семьи (особенно деду, отцу, мужу, старшему брату, стар­шему сыну) или уважаемым гостям пода­ются отдельные столики.

Европейская мебель характерна для ин­терьера официальных помещений, учре­ждений, отелей, гостиниц. Но в настоящее время наблюдается широкое проникнове­ние мебели европейского типа и в быт горожан и жителей сельских районов. В жилых домах европейской мебелью об­ставляют комнаты, не имеющие ондоля. А обычай покрывать полы циновками сохраняется даже в помещениях, обстав­ленных европейской мебелью.

Особенностью современного жилищ­ного строительства в сельских1 районах КНДР является массовое строительство домов, в архитектуре которых вопло­щены лучшие черты традиционного жи­лища. Не случайно в народе эти дома получили название «мунхва чип» («куль­турные дома»). Основные элементы корейской нацио­нальной одежды вырабатывались на про­тяжении всей истории корейского народа. Мужская одежда состояла из запашной куртки (чогори) и широких штанов (пад- жи). Костюм обычно делался из белой ткани (для зимы — на вате). Штаны закреплялись у талии широким кушаком, а у щиколотки завязывались тесемками и заправлялись в белые матерчатые носки. Женская одежда состояла из короткой кофты с узкими длинными рукавами, широких штанов и распашной, сшитой в сборку юбки (чхима), подвязываемой выше талии широким длинным поясом. Детская одежда по своему покрою почти не отличалась от одежды взрослых.

В наши дни наиболее стойко сохра­няется женская национальная одежда. Праздничная одежда кореянок отличает­ся богатым сочетанием красок. Для выходных нарядов выбирают ткани, по своей расцветке соответствующие време­ни года. Праздничной одеждой девочек являются короткие ярко-красные юбки

и ярко-розовые кофты. Рукава кофт для детей шьются из чередующихся узких разноцветных полос: красных, желтых, голубых, белых, зеленых, розовых, си­них.

Мужская национальная одежда сохра­няется только у пожилых людей. На работу корейцы, как мужчины, так и жен­щины, в основном ходят в одежде евро­пейского покроя.

Раньше крестьянской обувью служили плетенные из веревок или соломы санда­лии, в дождливую погоду на ноги наде­вали долбленую деревянную обувь на высоких подставках. Наряду с кожаной обувью носят резиновую (комусины) с заостренным, чуть приподнятым носком. Современные головные уборы муж­чин — соломенные и фетровые шля­пы носят преимущественно молодые мужчины. Во время работы в поле жен­щины и мужчины повязывают голову бе­лым полотенцем. Корейские девушки вплетают в косы длинные красные или бордовые ленты.

Наиболее устойчивы национальные традиции в пище. Хотя блюда европей­ской кухни и можно встретить в меню столовых и ресторанов, корейцы предпо­читают изделия национальной кухни. В рационе значительное место занимает растительная пища. Основная пища ко­рейцев — рис, отваренный на пару без соли (пап). Повседневным блюдом яв­ляется и овощное блюдо кимчхи. В каче­стве приправы служит соя — жидкая, густая и пастообразная. К праздникам и семейным торжествам готовят «кук- су» — лапшу из пресного теста и «чхальтток» (отбитый рис) — студени­стую массу из клейких сортов риса. По­добно многим народам Восточной и Юго-Восточной Азии, корейцы до не­давнего времени не употребляли молоко и молочные продукты. В противополож­ность народам Китая и Японии чай пьют мало.

В Корее распространены палочки для еды, а суп и жидкие блюда едят плоскими ложками. Пищу ранее готовили в чугун­ных котлах, вмазанных в печь. Сейчас в городах да и в сельской местности все большее распространение получает посу­да фабричного производства, но в дерев­нях еще бытует старинная латунная и деревянная посуда.

В старой Корее в семьях господство­вали феодально-патриархальные отноше­ния: глава семьи пользовался неограни­ченной властью над жЬной и детьми. Решение главы семьи было обязательным и окончательным для всех ее членов. После смерти отца главой семьи становился старший сын, который наследовал землю и имущество, заботился о младших братьях и сестрах, помогал им материаль­но, особенно при вступлении в брак. Старший сын и после женитьбы жил с родителями, вел все хозяйство. В насто­ящее время обычай жить обязательно со старшим сыном наблюдается все реже. имени, а также связанное с культом пред­ков уважение к старшим способствовали тому, что корейский этикет запрещал младшим обращаться к старшим по име­ни. Поэтому широко использовались тер­мины родства: «старший брат», «мать такого-то», «тетя», «дздя», «дедушка». Обычай этот сохраняется и в наши дни как форма почтительного, вежливого об­ращения к старшим.

У корейцев распространен обычай усы­новления детей. Обычно усыновляли де­тей своих родственников. Иногда усынов­ление носило характер примачества: мальчика брала семья, в которой не было сыновей, и, когда он вырастал, его женили на одной из дочерей. Нередко усыновление носило характер религиоз­ного ритуала, совершаемого с целью ограждения ребенка от несчастий По мнению корейцев, в жизни каждого человека бывает три больших праздника: год со дня рождения ребенка, свадьба и юбилей (шестидесятилетие). По старым законам только лица, вступившие в брак, считались совершен­нолетними. Старинный свадебный обряд корейцев был очень сложен; он состоял из нескольких этапов, между которыми иногда протекали месяцы. При заключе­нии брака значительная роль отводилась свату или свахе. Сваха рекомендовала родителям юноши подходящую, по ее мнению, девушку, устраивала смотрины, договаривалась о помолвке. В настоящее время в КНДР такие обряды, как сва­товство, утратили свое значение. Наблю­дается тенденция к сокращению и упро­щению свадебных обрядов. Но свадьба справляется по-прежнему торжественно и ярко.[п1.стр203-206]

 

4.Вывод

Корейская культура имеет многовековую историю. Она менялась под влиянием многих стран, но сохранила свои уникальные черты, которые нельзя спутать с остальными. Если мы взглянем на историю Кореи, то увидим что ее территория долгое время была под влиянием Китая, что несомненно оставило свой след в ее культуре. Многие схожие вещи мы можем заметить и в культуре Японии, которая была союзником Китая. Может такое сотрудничество и построило фундамент для развития такой большой и процветающей культуры? Буквально за пару сотен лет она достигла развития которого другие страны добивались много веков.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: