У литературной карты России. Вн. чтение. Е.Носов. «Красное вино победы»

Класс Литература Рабочий лист урока 13.05.20

Тринадцатое мая

У литературной карты России. Вн. чтение. Е.Носов. «Красное вино победы»

Записать эпиграфы:

                          Моя измученная память

                       Гудит во все колокола.

                                 А. Жигулин.

 

              Солдаты мы.

                 И это наша слава,

                                          Погибших и вернувшихся назад.

                                                             Н. Старшинов

 

                                          То, что было истинно великим,

                                    Останется великим навсегда.

                                                             Н. Тихонов

Ссылки: https://www.youtube.com/watch?v=wX1OuWEQuEU

https://www.youtube.com/watch?v=3OArxhnM00M

https://www.youtube.com/watch?v=s2yIuGdWXus

Рассказ написан от 1 лица и во многом автобиографичен. Сам Е.И. Носов, воевавший тогда под Кёнигсбергом, в феврале 1945 ода был тяжело ранен и встретил День Победы на казенной койке в подмосковном городе Серпухове, где «дадут раненым больным по стакану вина в честь этого долгожданного праздника, и останется он незабываемым, этот праздник, и однажды друг мой расскажет о нем, и будут плакать люди, пережившие войну, читая этот рассказ». Так писал о нем В. Астафьев.

 

  У Е. Носова обостренное внимание к скромным, внешне неприметным труженикам войны, и на войне исполняющим свою извечную крестьянскую работу. «Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется – как у Копёшкина…и без медали с войны вернулся, и умирает»,- признавался автор. Есть в его книгах еще одна особенность: в них почти нет самой войны, подробных описаний фронтовой действительности.

Рассказ впервые опубликован в журнале «Наш современник» в 1969 году. В нем повторяются факты из биографии самого писателя. После прорыва восточнопрусских укреплений на подступах к Кенигсбергу в феврале 1945 года Носов, будучи раненым, попадает в подмосковный Серпухов, а через 20 лет пишет «Красное вино победы». Замысел создания рассказа он объясняет так: «Мне хочется вызвать внимание к своим героям. У них зачастую что-то не сойдется – как у моего героя Копешкина, и без медали вернулся, и умирает».

Повествование ведется от имени автора, ему 21год, он находится среди ранбольных военного госпиталя, жителей разных уголков страны. Носов не описывает сцены солдатской жизни, а изображает ожидание конца войны. Внешние события заменяются предчувствием победы. Для ранбольных война уже закончилась, но где-то на передовой продолжают сражаться их товарищи, а в госпитале умирают больные. Так что пришлось перенести раненым прежде чем они оказались в госпитале?

Автор пишет: «В госпиталь мы попали сразу же после январского прорыва восточнопрусских укреплений. Нас подобрали в Мазурских болотах. Оперировали в сосновой рощице, куда долетала канонада близкого фронта. В палатке стояли сдвинутые столы, раненые лежали поперек столов с интервалом железнодорожных шпал. Сложнейшие операции проводились быстро, и каждый солдат дожидался своей очереди, а ведь у многих были осколочные или пулевые ранения, но солдаты терпели. Рассказчик вспоминает, что можно было видеть, как на бинтах раненых растекаются красные пятна.

  Тяжело было солдатам, но что пришлось вынести спасающим их людям?

  Хирург не может прервать работу, хотя сильно устал. Он командует медсестрами, как в бою. После операции моет руки, а медсестра готовит стол для следующего раненого: ребром ладони очищает стол от крови и слизи, обливает его кипятком. Лицо очередного раненого укрывали сложенной марлей, чем-то брызгали (так осуществляя-лась анестезия). То и дело раздавался шлепок, это хирург выбрасывал в тазик осколок или пулю. В тазу среди бинтов желтела чья-то кисть или стопа. Автор пишет: «Мы видели все это, с нами не играли в прятки, да и некогда было, и не было условий щадить нас милосердием».

  Госпиталь находился в школе. Раненые в гипсах, которые утратили свою белизну и промокли. «Воздух в палате стоял гут и тяжек, и чтобы хоть как-то его уснастить, мы его поливали одеколоном». Раны зудели, это было пыткой. Солдаты просверливали в гипсах дырки, чтобы добра-ться до тела и почесать его. «От этих каменных панцирей нельзя было избавиться до срока, и надо было терпеть и дожидаться своего часа».

   Картины, созданные автором, заставляют нас содрогнуться, глубоко сочувствовать и сопереживать тем, кто ока-зался на больничных койках,что же помогло раненым выжить, вселяло в них надежду?

   Наверное, помогала взаимовыручка. Уже в начале рассказа мы читаем: «Еду нам приносили на остановках, и те, кто мог передвигаться, начинали делить похлебку и кашу. Они же поочередно топили печку, поили лежачих и подавали на нары консервную банку, служившую вместо лазаретной утки». Сострадание, милосердие люди проявляли постоянно. Чужая боль воспринималась ими, как своя. В госпитале солдаты в гипсовых повязках, с зудящими ранами также помогали друг другу перенести боль, не пасть духом.

  Кто они, пациенты больничной палаты военного госпиталя?

 Саша Селиванов. – волжанин. Это смуглый волгарь с татарской раскосиной. В голосе его чувствовалась тоска. В палате его прозвали самоходкой, потому что забинтованная нога Саши торчала над щитком кровати наподобие пушки. К ноге с помощью кронштейна и блока был подвязан мешочек с песком, поэтому Саша вынужден был лежать на спине, а если садился, то в неудобной позе с высоко задранной ногой. Саша сожалеет, что вынужден дожидаться дня победы в госпитале, он сравнивает войну с игрой в шахматы: «На войне, как в шахматах..Е-два, е-четыре, бац! – и нету пешки. Валяйся теперь за доской без надобности…Теперь мат будут ставить без нас… шел-шел и никуда не дошел…Охота посмотреть, как Берлин колошматить будут».

  Михай родом был из бессарабского городка Фалешты, молдаванин. Это молчаливо-медлительный увалень с широченной спиной и с детским выражением округлого лица. Внимание притягивали его ясные, доверчивые голубые глаза, маленький пипочкой нос. Он острижен под машинку, золотисто - рыж, будто облит медом. Ему 30 лет, он кажется беспомощным, потому что обе его руки ампутированы выше локтей. В туалете бывало, он стоит и ждет, пока кто-нибудь из раненых не зайдет, чтобы помочь ему отстегнуть пуговицу на штанах. Михай тяжело переживает потерю рук, иногда он отворачивался к стенке и плакал, но потом успокаивался. Любил петь. При этом «глядел куда-то поверх домов, будто высматривал далекую Молдову».

  Копешкин. У Копешкина перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и другие увечья. Его буквально замуровали в нагрудный гипс, голову прибинтовали к лубку. Копешкин лежал только на спине, обе его руки, согнутые в локтях навстречу друг другу, торчали над грудью, загипсованные до самых пальцев. Это сооружение на госпитальном языке называлось «самолетик». Копешкин на войне был в обозе: запрягал и кормил лошадей, возил за батальоном солдатскую поклажу. Однажды он заблудился с обозом, потому что старшой неправильно определил дорогу. В неравном бою получает ранение. В палате он самый тяжелый больной. Мы узнаем, что он из Пензенской области, в деревне сухой Житень у него остались жена и двое детей.

 . Бородухов – мезенский мужик-лесовик, в летах, кряжист, матер телом.

Минные осколки угодили ему прямо в тазовую кость, но он лежал легко, не стонал, с начала войны у него это четвертое ранение, «словно пребывал в доме отдыха по профсоюзной путевке».

 Саенко и Бугаев – сибиряки. Автор называет из счастливчиками, потому что они почти не обитали в палате. Ходили в госпитальных халатах, разгуливали по двору. У каждого в гипсе по одной ноге, поэтому они»упрыгивали» из палаты, а возвращались к обеду. От них пахло солнцем, свежестью. Им немного завидовали, ведь они шли на поправку.

 К аждому солдату больно, и есть о чем переживать. Но сосредоточены ли они только на своей боли? Что их волнует? Ранбольные тянутся к жизни. Если и бывают минуты грусти, стараются справиться со своим настроением. Например, Копешкина интересует, что за окном. Михай отвечает: «Солнце вижу, поле вижу.» На вопрос Копешкина-«Что посеяно?»-Михай отвечает: «Зеленое. Хлеб будет». Они соскучились по мирному труду, по родному дому, устали воевать. Для них дороже солнце, хлеб на полях, хорошие люди, которые не оставят в беде. Они поддерживают друг друга, особенно Копешкина, находящегося при смерти.

   Говорят о близкой победе, о товарищах на передовой, о своей малой родине. Каждый вспоминает родной дом. Саша Самоходка приглашает медсестру Таню к себе в гости, он уверен, что на свете нет лучше места, чем около Волги. «Где Волга не течет, там не жизнь!»

  Михай хвалит свою Молдову. Бородухов вспоминает, как у них на Мезени празднуют, водят хороводы. И даже умирающий Копешкин прошептал, что у них под Пензой тоже хорошо.Чтобы порадовать Копешкина автор рисует его избу. Копешкин прошептал: «У меня домок тут… на дереве». Картину поставили к рукам Копешкина, и он долго разглядывал ее.

   Слушая разговоры раненых о своей земле, автор размышлял: «Сколько разных мест на земле… Лежали раненые и в других палатах, и у них тоже были где-то свои единственные родные города и деревни. Были и у тех, кто никогда не вернется домой... Каждый воевал, думая о своем обжитом уголке привычном детства, и выходило, что сякая пядь земли имела своего защитника. Потому и похоронные так широко разлетались, так густо усеяли русскую землю…» Каждый внес свой вклад в Великую победу, приближение которой мы чувствуем на протяжении всего рассказа.

Каким же было утро победы в Серпухове?

«Люди не могли наедине, в своих домах, переживать эту радость и потому, должно быть, устремились сюда, к госпиталю, к тем, кто имел отношение к войне и победе». В тексте есть трогательный эпизод, когда женщин бросает Михаю букет. Михай забыл, что у него нет рук, поднял культи, и букет проскочил мимо. Женщина заголосила; «Что ты наделала, война, распроклятая, что натворила! Нету нашего родимова…» И у нее война отняла мужа, а у детей – отца, кормильца семьи.

  Думается, не случайно в рассказе появляются образы русских женщин. Среди них - тетя Зина, Таня медсестры, проявившие истинную доброту к раненым. В чем проявилась их милосердие, сострадание, душевная щедрость, те черты, которыми всегда наделяли русскую женщину? Жизнь тети Зины прошла в госпитале. Раненых она называет сыночками. Она старается их хорошо покормить. При вести о победе у нее отнялись ноги, по щекам покатились слезы. Она пытается взять себя в руки.

Такой же доброй предстает перед читателем сестра Таня. Она, сдерживая улыбку бранит солдат за трам-тарарам в день победы. «Наша милая, терпеливая, измученная бессонницами сестренка! Мы привыкли к ней и чего уж темнить – почти все были тихо влюблены в нее…» - пишет автор. Она заботится о Копешкине, успокаивает, делает укол, чтобы ему было легче.

  И все же Копешкин умирает с картинкой его предполагаемого дома, умирает в такой радостный для всех день – день победы, Смерть успевает и в праздник ухватить свое.

Страшное горе обрушилось на его друзей. Радость победы и горечь утраты, страшная потеря и огромное счастье соединились. Человек рождается для жизни, а война его убивает. Это приводит автора к мысли о ценности человеческой жизни, о необходимости любить человека, пока он жив.

  -Чем-то особенным должен отличаться взгляд писателя-фронтовика на события войны.  

-Не случайны здесь будут строки из стихотворения Е. Евтушенко:

Уходят люди…Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

 -Неужели ничего не осталось на земле от Копёшкина и сотен тысяч таких, как он?

-Поэтому и соединились в День Победы радость и печаль, жизнь и смерть. Эти чувства Е. Носов о особой пронзительностью передает в цвете, ведь война не черно-белый снимок. Войну, горе, страдания он противопоставляет победе, жизни, надежде.

   Символом  пролитой крови служат рубиново-красные стаканы на фоне бесцветной палаты, и чувствуется «…нечто небывало-торжественное, как волнующее таинство» - победа.

Вино видится рассказчику в конце рассказа таинственно-темным, как кровь; темный цвет гасит жизнь. И горько, обидно автору, что и в этот светлый и святой день, и долгие годы после будут умирать фронтовики.

-Писатель не замыкает внимание читателей на событиях, происходящих в палате. Он выводит нас на улицы, полные людей.

«И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр.Это была песня-гимн, песня-клятва».

  Все оставшиеся в живых в долгу перед Копёшкиным, перед миллионами таких, как он. Павшие взывают к рассказчику, к автору, к нам, просят помнить их. Вот почему писал свои рассказы о войне Е. И. Носов. И люди, читая их, плачут, ведь почти в каждой семье есть свои Копёшкины, не вернувшиеся с войны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: