Художественная резьба

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выбор и обоснование проекта……………………………………………..

2. История развития абрамцево-кудринской резьбы………..………………

3. Художественная резьба…………...………………..……………..………..

4. Выбор варианта проектной работы…………………...…………………...

5. Подготовка материала к работе…………………..………………………..

6. Технологическая документация…………………………………………….

7. Технология изготовления резного ковша-утки и ложки….…

8. Внешний вид изделия…………………….……………………………….

9. Экономический и экологический анализ….……………………………..

10. Оценка изделия……...……………………………………………………..

11. Литература………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………...

 

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

 

Только в последние годы мы начали понимать, как важно, чтобы орудия труда были красивы. Это поднимает не только настроение работающего, но и производительность его труда. Люди Древней Руси просто не могли обходиться без красивых вещей. Народные умельцы и в предметах быта любили изображать тех же зверей, птиц, рыб, что и в домовой резьбе. И теперь, продолжая традиции старины, выполнена проектная работа под названием: «Резная утварь».

Резную утварь можно использовать как необходимые предметы быта, так и украшение интерьера комнаты. Особенно уютно они выглядят на кухне, работа, исполненная из древесины в старом стиле, можно даже сказать способствует повышению аппетита. Резная утварь изготовлена из природного возобновимого материала, поэтому ее производство не наносит вред окружающей среде. Резьба – удивительное сотворение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным.

Резьба по дереву – один из древнейших видов народного искусства. На протяжении всего многовекового развития мастера – резчики раскрывали общенародное понимание образа, всегда исходя из специфики материала. При помощи простого резчицкого инструмента, используя природную красоту древесины, художественные навыки и мастерство, потомственные резчики передавали из поколения в поколение.

Резная работа в большинстве случаев имело утилитарное назначение. Украшали резьбой жилища, домашнюю утварь и игрушки. Сюжеты для своих изображений народный умелец находил в окружающей действительности. Наблюдая живую натуру, художник-резчик использовал ее основные характерные признаки. Такое восприятие художественного образа существовало еще во времена языческого славянства и, несмотря на стилевые изменения, которые последовательно воздействовали на деревянную скульптуру, стойкими на протяжении веков остаются исконно народные традиции восприятия художественного образа. Пластические формы в народной резной утвари очень своеобразны. Основной, наиболее характерной чертой является их общность. Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов. Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым необходимо такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из обычного бруса или чурака в творческий проект под названием «Резная утварь». Резная утварь имеет начало в абрамцево-кудринской резьбе, ибо там есть начало всех начал художественного промысла. Не говоря уже всех мастерах и умельцах Древней Руси, о которых мы знаем, и не можем сказать, что вся Русь выросла на деревянных ложках, кружках, ковшах и т. д.

    Поэтому, в качестве проектного изделия, я выбрал изделия декоративно – прикладного характера. Заниматься резьбой по дереву очень люблю и, думаю, что знаний, умений и навыков, полученных на занятиях технологии и дополнительного образования достаточно, чтобы выполнить проект. Кроме этого мне понадобятся знания по черчению, биологии, химии, физики и изобразительного искусства.

     В своей работе я использовал учебники технологии с 5 – 8 класс, литературу по художественной резьбе и интернет ресурсы.

     Перед собой поставил цель и задачи.

 

     Цель: разработать и изготовить кухонную утварь художественно-декоративного характера, который будет украшать интерьер моей кухни.

 

 

      Задачи: -- изготовить новое, эффективное, конкурентно способное изделие;

 

                    -- отработать практические знания, умения и навыки, полученные по      предмету технология;

 

                    -- развить творческие способности на примере выполнения учебной проектной работы;


                    -- воспитывать технологическую культуру и элементы научной организации труда при выполнении проекта.

 


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКОЙ РЕЗЬБЫ

 

Только труд дает право на наслаждение жизнью.

Абрамцево-кудринская резьба, художественный промысел резьбы по дереву. Ведёт начало от мастерской, организованной в 1882 в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из сёл Кудрино, Ахтырка и др. Бытовые вещи и сувениры (ларцы, блюда и т. д.) с преимущественно плоскорельефной абрамцевской резьбой (растительный и геометрический орнамент, фигурки птиц, животных) и с полированной поверхностью ныне выпускает Хотьковская фабрика резных художественных изделий (г. Хотьково Загорского района Московской области; там же — Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое готовит специалистов абрамцевой резьбы). Среди лучших мастеров абрамцевой резьбы и др. Абрамцево, усадьба близ города Загорска Московской области; с 1843 — имение Аксаковых, с 1870 —, с 1918 — музей. В парке, прилегающем к деревянному усадебному дому середины 18 в. (расширен в 1870—78), — постройки в «русском стиле» («Студия», 1872), («Терем», 1873), (церковь, 1881—82; «Избушка на курьих ножках», 1883). В 70—90-е гг. 19 в. А. — важный центр художественной жизни, где процветал интерес к русской истории и культуре и где стремились возродить народное творчество. Здесь бывали и работали художники,, В. Д. и,,,, и многие др.; были созданы мастерские резьбы по дереву (1882, см. Абрамцево-кудринская резьба) и майолики, изделия которых отмечены порой чертами стиля «модерн». В любительских спектаклях Абрамцево (послуживших основой Московской частной русской оперы) участвовали, и др. Экспозиция музея включает личный кабинет, материалы о жизни семьи Аксаковых, Гоголя, Тургенева, произведения художников, связанных с абрамцевским кружком.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА

 

Резьба художественная, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путём вырезания. Резьба употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведений миниатюрной пластики. Самостоятельной областью резьбы является глиптика. Резьба различается по видам. Термином «объёмная резьба» определяется обычно мелкая трёхмерная скульптура. Объёмная обработка предусматривает создание пластически цельного произведения с разнообразными пластически-осязательными эффектами. Для высокорельефной резьбы характерно сильное углубление фона, позволяющее достигать многоплановости композиции, выпуклости форм изображений, резкости и силы световых контрастов. Плоскорельефная резьба даёт невысокий рельеф, носящий обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной резьбы является т. н. заоваленная резьба, в которой края вырезанного рисунка слегка закругляют («заоваливают»), что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют слабо, либо не углубляют вовсе («подушечный» фон). Выемчатая (углублённая) резьба представлена двумя основными техниками — трёхгранно-выемчатой и скобчатой. Для трёхгранно-выемчатой резьбы характерен геометрический узор, для скобчатой — ногтевидные, лунообразные элементы орнамента. Декоративная выразительность выемчатой резьбы основана на сочетании графической чёткости орнаментальных форм с живописностью создаваемой ими светотеневой игры. Контурная резьба — это резьба углублённых линий, декоративный ритм которых четко прослеживается на глади фона. Сквозная (ажурная, прорезная, пропильная) резьба создаётся полным удалением фона. Она рождает эффект тонкой, лёгкой, работающей на просвет декоративной композиции. В сквозной резьбе для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки из другого материала (например, фольга в прорезной берёсте). При накладной резьбе вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоёмкой его выборки. В резьбе для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные её виды — накладная резьба со сквозной, плоско-рельефная с контурной и т. п. Резьба нередко соединяется и с иными способами художественного оформления изделий — объёмная резьба с насечкой металлом, выемчатая резьба с заливкой легкоплавким металлом, контурная резьба с затиркой цветной массой. С целью выявления естественной окраски, фактуры или текстуры материала, а также придания ему нужного цвета, резные изделия отделывают различными способами. Деревянные покрывают лаком, вощат, тонируют (морилками или прозрачными красителями), золотят, окрашивают и расписывают красками, обжигают или закапчивают дымом; костяные полируют, пропитывают парафином. В резьбе используют древесину мягких (липа, осина, тополь и др.) и твёрдых (берёза, клён, бук, самшит и др.) пород, камень различной твёрдости: мягкий (гипсовый камень, талькохлорит, известняк и пр.), твёрдый (нефрит, лазурит, яшма), средний (малахит, мрамор и пр.). Для резьбы по кости применяют главным образом бивни мамонта и слона, моржовые клыки, кость-цевка, рог. В зависимости от конкретной задачи в резьбе применяют блок материала (монолитные куски камня, кости, древесины — для скульптуры) или пластины (ровные оструганные дощечки — для пряничных досок, панно). Инструменты для выполнения резьбы разнообразны: нож, топор, набор стамесок, различные резцы и пилки, а также разные виды разметочных инструментов. Для осуществления трудоёмких работ (распиловка, подготовка полуфабриката, первоначальная грубая обработка) всё чаще применяют механический и электроинструмент — отбойные стамески для камня, бормашину для кости и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: