Полные изменчивой радужной игры»

История создания произведения «Мимолетности» С. Прокофьева

 

 

«В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой, радужной игры».                                       


К. Д. Бальмонт

 

Сергей Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу Русской музыки XX века. Его перу принадлежат произведения различных жанров: оперы, балеты, симфонии и фортепианные произведения, вокальные и камерно-инструментальные сочинения, кантаты, оратории, музыка к драматическим спектаклям и фильмам. Огромный вклад внес Сергей Сергеевич и в музыку для фортепиано.

Фортепианное творчество Прокофьева - сокровищница фортепианной классики и украшение репертуара любого пианиста. Именно в жанре фортепианной музыки композитор выработал черты стиля, круг тем и образов, своеобразные приемы формообразования и средства музыкальной выразительности. В этой области представлены как крупные, так и мелкие жанры. Это 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, 3 сонатины, 47 пьес-транскрипций, 75 оригинальных пьес, 6 фортепианных циклов.

Среди всех фортепианных произведений композитора немаловажное место занимает цикл «Мимолетности» в исполнительском репертуаре. Интересна история создания этого цикла. В 1915 году Прокофьев знакомится с К.Д. Бальмонтом – популярным русским поэтом. Бальмонт был одним из первых, кто открыл новое направление в литературе – символизм. Поэтический мир поэта – мир мимолетных наблюдений оказался особенно близок Прокофьеву. А прочитав стихотворение поэта «Я не знаю мудрости» композитор особенно вдохновился созданием своего сочинения «Мимолетности».

«Я не знаю мудрости годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры».

 

«Мимолетности» объединили в себе живописные, и литературные впечатления композитора. Стремление передать минутные впечатления, изменчивость и непостоянство этого мира. Философская идея нашла отражение и в самой музыкальной ткани произведений. Каждая пьеса цикла настолько коротка, что ее сравнивают с миражом, который то исчезает, то появляется. «Мимолетности» не имеют каких-либо реальных зарисовок: портретов, пейзажей. Вся мелодика построена на неблагозвучных гармониях, ритмы острые, постоянно неожиданно меняются, хочется нарисовать картину из ярких пятен.

В «Мимолётностях» представлен широкий круг образов Прокофьева. Здесь и злой сарказм, издёвка над чувством и светлая лирика, грубая сила, стихийность и классическая стройность, фантазийность, сказочность и простые человеческие чувства. Для всех образов характерна театральность, живописность. Каждая пьеса отличается какими-нибудь особенными чертами. В этом смысле Прокофьев как бы испытывает здесь выразительные возможности самых различных ладово-гармонических средств. Встречаются в «Мимолетностях» народные лады. Обращение к народному материалу указывает на то, что творчество Прокофьева ярко национально.

По жанровому наклонению «Мимолетности» разделяются на три группы, разнообразные и даже контрастные внутри.

Прежде всего,— нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это — и наиболее национально выраженная, интонационно русская группа пьес.

Вторая группа — пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого рода образов волновал композитора всегда.

И, наконец, третья группа — пьесы остро - экспрессивные, необузданно динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности.

Первое исполнение «Мимолётностей» состоялось 15 и 17 апреля 1918 года в Петрограде самим Прокофьевым.

В 1968 году на музыку фортепианного цикла «Мимолётности» был поставлен балет, а в 1975 году создан анимационный фильм.

Музыка Прокофьева позволяет самую разнообразную трактовку и цикл «Мимолётности» не исключение. Изучение цикла «Мимолётности» помогает понять круг образов Прокофьева и особенности его фортепианного стиля. Слушая их, невольно окунаешься в мир прокофьевских образов: то попадаешь в сказочный лес, то любуешься живописным пейзажем, то возвращаешься в суровую действительность. Однако, всем образам Прокофьева свойственно жизнелюбие и оптимизм, вера в человека. Сказка у него это не уход от реальности, а проблемы действительности вовсе не катастрофа, а лишь трамплин, который даёт импульс для движения дальше и только вперёд!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: