Возможный вариант сочинения на лингвистическую тему (С2.1)

В письменной речи существуют различные знаки препинания, которые помогают устанавливать связи между ее компонентами.

Обособленное определение отделяется запятыми от основного высказывания с различной целью: выделения или уточнения части высказывания.

Рассмотрим два примера из текста. В предложении N обособленное определение выражено причастным оборотом “составляющих совокупность близко известного нам места”. Оборот стоит после определяемого слова в середине предложения, поэтому обособляется с обеих сторон. В предложении N представлено несогласованное обособленное определение “в виде множества каких-то странных существ”, которое стоит после определяемого слова и тоже обособляется. В данном случае определение выражено существительным с предлогом (“в виде множества”).

Обособленные определения уточняют, расширяют первоначальное представление о предмете.

В заключение хотелось бы отметить, что знаки препинания помогают и пишущему, и читающему: первому – выразить мысли и чувства, а второму – понять их.

При написании сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему обучающиеся должны продемонстрировать понимание основной мысли, логично, последовательно и связно поддержать версию автора или доказать свою, приведя аргументы из прочитанного текста. На уроках развития речи школьники приобретают навыки по комплексному анализу текста, которые именно необходимы при выполнении задания С2.2.

Приведем фрагмент урока русского языка учителя МОУ “Средняя общеобразовательная школа №12” Летка И.В., которая при работе с текстом очень часто обращает внимание учеников на произведения писателей Тульского края. При подготовке к написанию сочинения на данном уроке анализировался текст писателя М.И. Ростовцева “Где шумят дубравы”. В приглашении к книге М. Ростовцев написал: “В радости и печали, после близких и дальних дорог, если не наяву, то мысленно, снова и снова возвращаюсь туда, где у самых засек притулилась родная деревенька, в которой я впервые открыл глаза, сказал первые слова, сделал первые шаги в большую жизнь, где человеком стал”.

Анализируя текст, ученики повторяют не только особенности функциональных стилей, но и художественные особенности произведения.

Отрывок из книги М.И. Ростовцева “Где шумят дубравы”

(1)С детства в каждом из нас живут строки поэта И. Сурикова: “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”. (2) Говорят, люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют. (3) Сыновняя привязанность к родным местам – живое, деятельное чувство.

(4) Воздремо – моя малая родина, родная деревня, здесь родился, здесь мое детство прозвенело. (5) Тут возникли первые чувства, мысли, мечты… (6) О, как давно это было! (7) Много лет не бывал я в родной деревеньке. (8) И понятно, с каким чувством радости услышал слова водителя автобуса: “Следующая остановка “Воздремо”.

(9) Любили в былые времена люди селиться вблизи леса, у воды на берегу. (10) Не были исключением и мои предки. (11) Место для поселения выбрали такое, что лучше и не надо. (12) Лес, луг, вода – рукой подать. (13) На холме раскинулась деревня. (14) На посторонний взгляд местность эта может показаться однообразной, только ведь сами воздремцы смотрят на нее не со стороны. (15) И если кому пришлось покинуть родное место на срок или навсегда, каждый воздремец непременно вспоминает то речушку безымянную, в которой ловил пескарей, то выгон на краю деревни, где он ждал в детстве ранними сумерками корову из стада.

(16) Сколько лет Воздремо точно не знает никто. (17) Много. (18) Не одна сотня лет. (19) Ни в летописи, ни в архивах не найти ничего, что пролило бы хоть слабый свет на историю деревни. (20) Расположенная в стороне от столбовых дорог, она в течение веков ничем среди многих сел и деревень достославной Тульской земли не выделялась. (21) Легенда передает: когда засеки были охранной зоной Московского государства, здесь поселились служилые люди – братья Ростовцевы. (22) Поселение росло, все его жители имели одну фамилию. (23) И теперь есть семьи в деревне, носящие фамилию предков.

(24) Земля, на которой стоит деревня, холмиста, исчерчена оврагами, оплетена тропками и чем-то напоминает огрубевшую от тяжелой работы бугристую человеческую ладонь. (25) Старожилы помнят дедов своих и прадедов, которые пахали, поливая потом, всё ту же скудноватую воздремскую землю. (26) Помнят, как проездом бывал здесь Л.Н. Толстой. (27) О Воздреме упоминает писатель в романе “Анна Каренина”.

(28) Здесь, вблизи вековых дубов Тульских засек, узнал я притягательную силу живой природы, ее поэзию, очарование. (29) Засека для нас, детей, была в некотором роде храмом, где всё торжественно- красиво и неприкосновенно. (30) Мы приходили в засеку, как к доброй хозяйке, которая радушно встречает и дарит подарки. (31) И вели себя, как порядочные люди в гостях.

(32) Много воспоминаний о чудных общениях с природой подарила мне бабушка. (33) Она бессознательно и наивно открывала мне с раннего детства прекрасное в родной природе, приобщала меня к ее краскам, предметам и явлениям. (34) Сейчас, когда от детства отделяют десятки лет, мне вспоминаются яркие картины увиденного и услышанного в ту далекую пору. (35) Теперь могу с уверенностью сказать: мне повезло – мое детство прошло рядом с русской природой.

(36) Надо очутиться где-нибудь далеко, чтобы понять и оценить красоту родной земли. (37) Много раз бывал я на море, поднимался в горы, восторгался Венским лесом… (38) Никогда не забудется увиденное. (39) Но ничто, даже побережье Швейцарского Лемана не заменит мне пейзажа родной деревни.

А) Знакомство с текстом. Выразительное чтение текста ученицей.

Примечание: учитель перед чтением формирует задачу: определить тему, основную мысль и стилистическую принадлежность текста.

Б) Беседа с классом.

- Каким настроением проникнут текст?

(Возвращение в родные места, связанные с этим воспоминанием, ностальгия).

- Определите тему текста.

(Малая родина)

- Выделите микротемы.

(1. Воспоминания из детства; 2. История родной деревни, ее географические особенности; 3. Радость общения с природой).

- А в чем заключается основная мысль? Найдите доказательства в тексте.

(Первый и последний абзацы. Всё начинается с родины, значение родины в жизни каждого человека. С этой мысли начинает разговор автор, постепенно углубляя ее, ею и заканчивает. Автор сознательно выбирает такую композицию – кольцевую).

- Озаглавьте текст.

(См. предложение 4. “Воздремо – моя малая родина”, “Родная деревня”, “Сыновняя привязанность”). Запись в тетради.

- Какой тип речи является преобладающим в этом тексте? (Рассуждение).

- Докажем это, обратив внимание на композиционные, языковые особенности текста, на содержание. (Текст содержит размышления по определенной теме, подтверждение, что автор возвращается в родную деревню, так как здесь его корни, ему хочется побывать в родных местах).

- Что представляет собою текст композиционно?

(Рассуждение строится по схеме: тезис – аргументы, доказательства – вывод. В первых трех предложениях содержится тезис, а в последнем абзаце делается вывод по всему сказанному выше).

Несколько слов по языковым особенностям. Что обращает на себя внимание в этом плане?

(Обращает на себя внимание абстрактная лексика: родина, детство, любовь, чувства. Кроме того, обилие сложных синтаксических конструкций с вводными словами, обособленными членами предложения).

- Аргументов в пользу рассуждения прозвучало достаточно. Скажите, а какую цель ставит автор, обращаясь с этим рассуждением к читателю?

(Автор передает информацию читателю, рассказывает о своей малой родине, он словно внушает нам, что человек рано или поздно возвращается к своим корням).

- Значит ли это, что автор в какой-то мере воздействует на нас, читателей? Исходя из этого, какими будут ваши предположения о стилистической принадлежности текста?

(Публицистический стиль. В 24–31 предложениях имеет место словесная живопись, как элемент художественного стиля).

- Публицистический стиль имеет много жанров. Назовите известные вам.

(Статья, фельетон, очерк, заметка, реклама).

- Какого жанра перед нами текст? Почему?

(Очерк. Потому что в нем подлинные имена и названия, указывается реальное место – деревня Воздремо и др.)

- Докажем, что перед нами текст публицистического стиля. Для этого обратим внимание на лексические, морфологические, синтаксические, морфемные особенности текста.

Примечание: можно воспользоваться справочными материалами, которые лежат на партах.

а) Лексические особенности.

(Много стандартных выражений, штампов: “покинуть родное место”, “сыновняя привязанность”, “в стороне от столбовых дорог”, “достославной земли”, “оплетена тропами”, “радушно встречает”, “открывала прекрасное”, “яркие картины увиденного”; фразеологизмы – “пролило бы свет”, “рукой подать”; перифраз во 2 и 3 предложениях: любовь – сыновняя привязанность, в 28 предложении – “здесь, вблизи вековых дубов” - в деревне Воздремо; 25–26 предложения – лексический повтор – помнят).

б) Морфемные особенности.

(Оценочные суффиксы: в деревеньке, речушке, скудноватую)

- Мы взяли на себя смелость предположить, как образовалось слово Воздремо.

(Индивидуальная работа со словарем В.И. Даля: отдохнуть, вздремнуть; приют спокойствия).

- Чем интересно это слово по звуковому составу?

(Все согласные звуки звонкие, поэтому радуют слух).

в) Наиболее яркие морфологические особенности.

(33 предложение – прилагательные в роли существительных – открывала прекрасное в родной природе; 34 – причастие в роли существительных - яркие картины увиденного и услышанного; личные формы глаголов).

г) Синтаксические особенности.

Примечание: эта работа требует более глубокого осмысления текста, поэтому можно дать задание выполнить ее дома.

- Чтобы доказать, что это текст публицистического стиля, найдем в нем вводные конструкции, обороты, сложные синтаксические конструкции, уточняющие, с однородными членами, неполные предложения, односоставные предложения и т.д.

- Сложные конструкции – 15, 24, 35 предложения;

- инверсия (1, 7, 9, 13, 28, 37)4

- парцелляция (с 16 по 18);

- однородные члены, бессоюзные (5, 12, 15, 19, 24, 33);

- неполные предложения (5, 17, 18, 31);

- обособленные определения и обстоятельства (23, 25);

- уточняющие конструкции (4, 9, 28).

д) Изобразительно- выразительные средства.

- Главное предназначение изобразительно – выразительных средств в публицистическом стиле – усиление эмоционального воздействия на слушателя. В этом очерке их не так много, но есть.

- Сравнения (24 - напоминает огрубевшую от тяжелой работы бугристую человеческую ладонь; 29 – засека сравнивается с храмом; 30 – с доброй хозяйкой; последний абзац полностью построен на сравнении с другими местами)

- Эпитеты (20 – достославной Тульской земли; 29 – всё торжественно-красиво и неприкосновенно; 32 – чудное общение с природой)

- Метафора (детство прозвенело).

В качестве домашнего задания выпускникам было предложено написать сочинение-рассуждение о “малой” родине.

Формируя лингвистическую компетенцию при подготовке к экзаменам, учитель русского языка и литературы может обращаться к текстам разного характера. Так, на уроке в 9 классе МОУ “Средняя общеобразовательная школа №16”, проведенном директором общеобразовательного учреждения, учителем русского языка и литературы Чикиным М.В., анализировался отрывок из автобиографической повести Архиепископа Иоанна Сан-Францисского “Биография детства”.

1. Прочитайте выразительно текст.

(1) Будущего у этих строк может (не)быть. (2) Но будущее будет у человечества. (3) И верная память о прошлом есть участие в этом будущем. (4) Мы все его несем в своих руках.

(5) Благодарю меня Создавшего и Терпящего, и людей, через которых я вошел в мир, с помощью которых жил и всё более ощущал свою жизнь как дар и милость.

(6) Моё детство – это, прежде всего, Матово, средняя черно(зёмная) полоса России, милая русская, тульская земля, Венёвский уезд, Холтобинская волость. (7) Там постоянно жил мой отец.

(8) Отец влиял на меня всем стилем своей спокойной жизни благо(душной) трудо(любивостью) и серьезным, честным отношением к вещам. (9) С детства правда была для меня чем(то) пр…красным и пр…влекательным. (10) Жизнь в нашей семье была бодро(веселая), без отвлеченных нраво(учений)…

(11) В зиму 1910–11 года я получил первое ружье, это была берданка 28(го) калибра, стрелявшая дробинкой. (12) Охотился я на уток в болотах Епифанского уезда, у истоков Дона, где была Куликовская битва, в 20 верстах от другого нашего имения, Прони.

(13) Проня была от Матова в десяти верстах. (14) Станция Епифань, Сызранско(вяземской) железной дороги, ближайшая к об…им имениям, отстояла в 18 верстах от Матова и в 8 от Прони. (15) В Веневе была станция Рязанско(уральской) железной дороги, но до Венева от Матова было 30 верст, и мы редко ездили этим путем.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Определите тип речи.

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните данные орфограммы.

5. Какое из указанных предложений связано с предыдущим при помощи указательного местоимения? (1, 4, 7, 10).

6. Каков способ образования слова дробинкой (предложение №11).

7. Сколько раз в предложении №7 употребляется звук [а]? (1, 6, 2, 5).

8. Укажите грамматическую основу в предложении №1.

9. Выполните указанные виды разборов.

Итак, какова тема данного текста? (Воспоминание о детстве)

Основная мысль? (Предложение №3)

Тип речи и его признаки? (Повествование, т.к. рассказ ведется от первого лица, перечисление, ведущая часть речи – глагол).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: