double arrow

Составляющие для определения наличия и степени «выгорания»

3

Психофизиологические симптомы:

· Непроходящее чувство усталости утром, вечером.

· Ощущение эмоционального и физического истощения.

· Снижение восприятия и реактивности изменения внешней среды: притупление любопытства, страха.

· Общая слабость, снижение активности, ухудшение биохимии крови, гормональных показателей.

· Частые головные боли.

· Снижение или увеличение веса.

· Полная или частичная бессонница.

· Заметное снижение внутренней и внешней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания. Потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психические симптомы выгорания:

· Безразличие, скука, пассивность и депрессия. Понижение эмоций, чувство подавленности.

· Повышение раздражительности на незначительные, мелкие события.

· Частые нервные срывы.

· Постоянное переживание негативных эмоций: вины, обиды, стыда, подозрительности, скованности, для которых во внешней ситуации причин нет.

· Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится».

Поведенческие симптомы:

· Ощущение, что работа всё тяжелее, а выполнять её всё труднее.




· Работник заметно меняет свой режим. Рано приходит и поздно уходит или наоборот.

· Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

· Дистанцированность от сотрудников и других людей, рост неадекватной критичности.

Профилактика профессионального выгорания:

· Забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; получение удовольствий; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

· Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; стремление бороться со своими негативными убеждениями; создание или принадлежность к какому-либо сообществу. Повышение уровня профессионального мастерства.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:

· хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии

· высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях

· опыт успешного преодоления профессионального стресса

· высокая мобильность

· открытость

· общительность

· самостоятельность

· стремление опираться на собственные силы

· способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Способы саморегуляции:



· смех, улыбка, юмор

· размышления о хорошем, приятном

· рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей

· «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

· вдыхание свежего воздуха

· чтение стихов

· высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто

· не скрывайте свои чувства, проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами

· не избегайте говорить о том, что случилось, используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими

· не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь

· выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений

· проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Уважаемые педагоги, помните:

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.





3




Сейчас читают про: