На "Востоках" использовались жалюзи, которые то открывались, увеличивая излучающую площадь корабля, то закрывались.
На "Меркуриях" стояла система, использующая испарение воды в вакууме. Она была компактней и легче, но проблем с ней было больше, например, в полёте Купера она знала только два состояния - "жарко" и "холодно".
Внутренние элементы конструкции
Внутренняя компоновка корабля "Восток":
Внутренняя компоновка корабля "Меркурий":
Система жизнеобеспечения
На обоих кораблях полет производился в скафандрах. В "Востоке" поддерживалась атмосфера близкая к земной - давление 1 атм, в воздухе кислород и азот. На "Меркуриях" для экономии веса атмосфера была чисто кислородная при пониженном давлении. Это добавляло неудобств - астронавту нужно было около двух часов перед пуском дышать в корабле кислородом, при выведении нужно было стравливать атмосферу из капсулы, затем перекрывать вентиляционный клапан, а при посадке снова открывать его для повышения давления вместе с атмосферным.
Санитарно-гигиеническая система была более продвинутая на "Востоках" - летая несколько суток была возможность удовлетворения большой и малой потребностей. На "Меркурии" стояли только мочеприемники, от больших гигиенических проблем спасала специальная диета.
|
|
Электросистема
Оба корабля использовали энергию аккумуляторов. "Востоки" были повыносливее, на "Меркуриях" суточный полёт Купера завершался в условиях отказа доброй половины приборов.
Оба типа кораблей были вершиной техники своих стран. Будучи первыми, оба типа имели как удачные решения, так и неудачные. Идеи, заложенные в "Меркурий" живут в системах спасения и конических капсулах, а внуки "Востока" до сих пор летают - "Фотоны" и "Бионы" используют такие же сферические спускаемые аппараты.
В целом, "Востоки" и "Меркурии" оказались хорошими кораблями, позволившими сделать первые шаги в космос, и избежавшими фатальных происшествий.
Источники информации:
warhead.su
КУЛЬТУРА.РФ
livejournal.com
vokrugsveta.ru
historylost.ru