21 октября 1937 Туполев был арестован по сфабрикованному обвинению. Год он провёл в тюрьмах на Лубянке и в Бутырках, а затем был направлен в ЦКБ №29 НКВД, так называемую «шарагу», где ему было приказано возглавить коллектив конструкторов, занимающийся разработкой нового фронтового бомбардировщика проекта «103», получившего название Ту-2. Тюрьма не сломила дух Туполева, и он энергично взялся за работу в тех нелёгких условиях неволи.
В октябре 1940 года лётчик-испытатель Нюхтиков выполнил на Ту-2 первый полёт. Во всех отношениях, — это была современная боевая машина, по достоинству стоящая в ряду лучших самолётов второй мировой войны.
22 июля 1941 года Туполев был освобожден из-под стражи, и восстановлен в должности руководителя своего ОКБ.
После войны Туполеву было поручено создать носитель атомной бомбы на базе конструкции американского тяжёлого бомбардировщика Боинг Б-29, который уже «отметился» атомными ударами по Японии. Это была мощная боевая машина, напичканная современным оборудованием и вооружением. Конструкция Б-29 была до мельчайших подробностей воспроизведена в новом бомбардировщике Ту-4.
Внедрение Ту-4 в серию потребовало коренного переустройства авиационных заводов и смежных отраслей промышленности. Были созданы новые современные производства в приборостроении, химии, металлургии, станкостроении и др. Под этот самолёт пришлось осваивать новые технологические процессы сборки, строить сопутствующую оснастку и оборудование. Для решения всех этих сложнейших проблем Туполеву были предоставлены чрезвычайные полномочия Генерального конструктора — страна ждала носитель атомной бомбы, способной уравновесить угрожающий американский натиск на международной арене. В июле 1947 года Ту-4 был поднят в воздух.
16 сентября 1945 года указом Верховного Совета «За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» Андрею Николаевичу Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Реактивная эра
Послевоенная авиация резво переходила на реактивные «рельсы». Реактивный двигатель существенно повысил все характеристики самолётов. ОКБ-156 (Туполева), занятое внедрением в производство Ту-4, позже других приступило к освоению нового двигателя в своих конструкциях. Создав ряд промежуточных самолётов с реактивными и турбовинтовыми двигателями — Ту-12, Ту-14, Ту-82 и Ту-91, — на которых были опробованы различные конструктивные решения крыльев, фюзеляжа и т.д., Туполев приступил к реализации проекта дальнего бомбардировщика. Технические требования на новый реактивный бомбардировщик были сформулированы в середине 1950 года. Параллельно к работе над проектом бомбардировщика было подключено и ОКБ-240 (Ильюшина), что внесло работу двух коллективов полезную струю конкуренции и состязательности.
Ильюшинцы свою машину строили на базе удачной конструкции фронтового бомбардировщика Ил-28 с прямым крылом. Туполев распорядился взять за основу решения, заложенные ещё в проекте «82» со стреловидным крылом и изменить компоновку двигателей, и не ошибся. 27 апреля 1951 года Ту-16, так был назван опытный самолёт, выполнил первый полёт. После ряда доработок, машина была принята в производство и долгие годы составляла основу Дальней авиации страны. Ту-16 выпускался в модификации бомбардировщика, ракетоносца и до середины 90-х состоял на службе.
На базе конструкции Ту-16 был создан первенец гражданской авиации Ту-104, который достойно смотрелся на международных маршрутах. Первый полёт опытной машины Ту-104 состоялся 17 июля 1955 года, а в марте 1956 года самолёт был представлен на международном авиасалоне в Лондоне, где вызвал огромный интерес у авиационного сообщества.
Огромный накопленный опыт проектирования тяжёлых самолётов, позволил Туполеву взяться за проектирование сверхдальнего стратегического ракетоносца Ту-95, несмотря на острую конкуренцию со стороны КБ его ученика Мясищева. Работа над новым самолётом была начата в 1951 году. Четыре мощных турбовинтовых двигателя позволяли доставить оружие в любую точку мира. 12 ноября 1952 года был выполнен первый полёт. Не всё складывалось удачно с внедрением самолёта в серию, да и Мясищев наступал на пятки со своим М-4. И только железная воля Главного конструктора довела Ту-95 до серийного производства. Самолёт и сегодня исправно служит России. На основе идей, заложенных в конструкцию Ту-95, был создан пассажирский турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114.
Впечатляющие успехи были достигнуты ОКБ-156 под руководством Туполева в создании сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22 и Ту-22М, которые поражали совершенством своих форм и боевых возможностей. Здесь в полной мере можно оценить любимое выражение Андрея Николаевича — красивый самолёт хорошо летает.
Долгие годы надёжно работали в небе самолёты гражданской авиации Ту-124, Ту-134 и Ту-154, созданные под непосредственным руководством гениального конструктора. И его, до конца неспетая «лебединая песня», — сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, совершивший свой первый полёт в 1968 году.
В 1971 г. на линиях советского «Аэрофлота» появился среднемагистральный реактивный трехмоторный пассажирский самолет-аэробус Ту-154, находящийся до сих пор в российском летном «строю».
Предварительная разработка советского среднемагистрального самолёта нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18, началась в ОКБ Туполева в 1963 году под руководством главного конструктора Дмитрия Сергеевича Маркова, заместителя Андрея Николаевича Туполева. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. В ОКБ Туполева ставилась задача создать современный пассажирский самолёт, не уступающий по своим параметрам созданному в то время американскому Boeing 727.
Награды и звания
Академик, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, пятикратный лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий, был награждён восемью орденами Ленина, шестью другими орденами. Уникальными можно считать Большую золотую медаль ФАИ, итальянскую премию им. Леонардо да Винчи, французскую Золотую медаль основоположников авиации, которые вручили А.Н. Туполеву. Его имя носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти.
§ трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
§ восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
§ орден Октябрьской Революции (26.04.1971)
§ орден Суворова II степени (19.08.1944)
§ орден Отечественной в1ойны I степени (10.06.1945)
§ два ордена Трудового Красного Знамени (1927; 22.12.1933)
§ орден Красной Звезды (17.08.1933)
§ орден «Знак Почёта» (13.08.1936)
§ медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
§ орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
§ заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
§ Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
§ Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта (Ту-2)
§ Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
§ Сталинская премия (?) степени (1949)
§ Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
§ Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
§ премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
§ Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
§ премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
§ Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
§ Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
§ Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
Заключение
Андрея Николаевича Туполева по истине можно назвать «патриарх отечественного самолетостроения».
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.
Он внёс свой вклад в создание и руководство Центральным аэрогидродинамическим институтом. Продолжатель дел Николая Егоровича Жуковского.
Великий человек привнёсший огромный вклад в развитие авиации не только в России, но и во всем мире.
Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме.
В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву. В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева.
Список литературы
1. Журнал «Электротехника и Механика» / М.И. Баранов / АНТОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ДОСТИЖЕНИЙ В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ. ЧАСТЬ 48: АВИАКОНСТРУКТОР АНДРЕЙ ТУПОЛЕВ И ЕГО СВЕРШЕНИЯ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ / 2019 - №48
2. РИА НОВОСТИ / Биография Андрея Туполева / 2020
https://ria.ru/20131110/975497582.html
3. Г. А. Черемухин, Е. И. Гордон, В. Г. Ригмант: "Туполев". Полет в будущее / Полигон-пресс – 2010
[1] Московское высшее техническое училище
[2] — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха;
— непосредственно летательный аппарат, способный летать, а точнее, планировать;
[3] Императорский (до 1917 года) самолётостроительный завод в Москве. Основатель и владелец завода — инженер Юлий (Юлиус) Александрович Меллер. Год основания — 1893.
[4] первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль






