Конкретизация теоретических положений на примерах

ГЛАВА 3. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК»

Раскрытие смысла понятий и их использование в заданном контексте

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человек»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных теориях происхождения человека, и одно пред­ложение, раскрывающее сущность любого отличия человека от животных.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потреб­ности человека»? Привлекая знания обществоведческого кур­са, составьте два предложения: одно предложение, содержа­щее информацию об основных видах потребностей человека, и одно) предложение, раскрывающее сущность разумных по­требностей.. (

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способно­сти»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию о биологической основе развития способностей, и одно предложение, раскрывающее сущность таланта.

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «дея­тельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об отличии деятельности человека от активно­сти животного, и одно предложение, раскрывающее структуру деятельности.

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «труд»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах трудовой деятельности, и одно предложение, раскры­вающее специфику труда в современном обществе.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «обще­ние»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию о любой характерной черте общения, и одно предложе­ние, раскрывающее условия конструктивного общения.

, 7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «лич­ность»? Привлекая знания обществоведческого курса, со­ставьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о важнейших свойствах личности, и одно пред­ложение, определяющее основные институты, с помощью ко­торых происходит процесс формирования личности.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межлич­ностные отношения»? Привлекая знания обществоведческо­го курса, составьте два предложения: одно предложение, со­держащее информацию о видах межличностных отношений, и одно предложение, раскрывающее смысл индивидуально­сти.»

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «миро­воззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любой путь формирования мировоззрения.

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобо­да человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о «золотом правиле нравственности», и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь свободы и ответ­ственности.

Конкретизация теоретических положений на примерах

1. Назовите не менее трёх особенностей человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального (отличия человека от животного).

2. Психологи различают потребности подлинные (разумные). и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере по­следствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовле­творения..

3. Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Назовите и проиллюстрируйте примера­ми три вида духовных потребностей человека.

4. В развитии индивида главную роль играет стремление к удо­влетворению естественных органических потребностей, в раз­витии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к раз­витию индивида и личности.

5. Раскройте на трёх примерах научный вывод о том, что соци­альные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, физиологических) потребностей.

6. Деятельность — это присущая только человеку форма взаи­модействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.

7. Раскройте на примерах изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

8. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи ха­рактеризуют её как стихийную, вечно обновляющуюся, из­меняющуюся, модернизирующуюся, С опорой на курс обществознания и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

§ 3. Решение познавательных задач

9. Приведите три примера проявления человека как личности.

10. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформи­ровалось.

11. Назовите уровни социализации, выделяемые учёными. Дай­те характеристику каждому уровню социализации, обозначив агенты социализации.

12. Существует расхожее представление о том, что творчество — это удел только учёного, писателя, композитора или худож­ника. Опровергните это представление с помощью трёх при­меров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.

13. Укажите любые три функции общения, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

14. Приведите три конкретных примера, иллюстрирующих си­туации, в которых человек в своих действиях руководствуется в большей степени не разумрм (благоразумием), а моральным выбором.

15. Проиллюстрируйте на примерах трёх жизненных ситуаций влияние самооценки на жизнь и деятельность человека. Сна­чала приведите ситуацию, а затем поясните, в чём заключается значимость самооценки в её контексте.

наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палоч­ки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжёвывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельно­сти человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.

8. Учёные наблюдали за чайками, которые защищали от опас­ности птенцов. Когда в колонию чаек проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищни­ка — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое прин­ципиальное отличие описанных действий животных от защи­ты своих детей человеком.

9. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие счи­тают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения вы разде­ляете? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.

10. Известный психолог, читая студентам лекцию о способно­стях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных я со­циальных факторов в развитии способностей человека?

11. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты чело­века в результате общественной истории оказались расшатаны и стёрты. По выражению А. Пьерона, «человечество освобо­дилось от деспотизма наследственности». В чём проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сфор­мулируйте три утверждения.

Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органи­стом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь' музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите два других фактора, определяющих развитие лично­сти.

Отечественный учёный-психолог Б. Г. Ананьев и его последо­ватели утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребёнок-маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мне­ния.

14. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация — это-«окультуривание» человека. Пояс­ните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение. [

15. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких фак­торов формируются остальные личностные качества? Опира­ясь на знания курса, укажите любые три фактора.

16. Объясните, что имел в виду Иоганнес Бехер, утверждая: «Че­ловек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.

17. Фирма организовала для своих сотрудников мероприятие. Коллективу было поручено разработать стратегию фирмы в условиях экономического кризиса и предполагаемой угрозы банкротства. Цель деятельности: предложить ряд конкретных антикризисных шагов: Часть сотрудников выступила в роли экспертов, часть — в качестве представителей СМИ, началь­ник отдела и его заместители попали в жюри, оценивающее результаты представленных проектов. Определите вид деятельности, которым занимались сотрудники фирмы. Приве­дите два аргумента в обоснование своего вывода.

18. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз стар­шеклассник использует учебники и пособия, решает множе­ство задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная дея­тельность? Поясните свой ответ.

19. В течение 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ценности свободы. Результаты пред­ставлены в приведённой ниже таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три об­основания.

Отношение россиян к ценности свободы (закрытый опрос, один вариант ответа в каждой из бинарных оппозиций), %

Вопрос№1 1993 г. 2003 г. 2009 г.
Свобода человека реализуется в его по­литических правах и свободах.      
Свобода — это возможность быть само­му себе хозяином. 67..    
Вопрос №2 1993 г. 2003 г. 2009 г.
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл.      
Главное в жизни — материальное благо­получие, а свобода второстепенна.      

20. В 1996 г. в 40 странах мира было проведено исследование о рас­пространённости занятий в свободное время. Было опрошено по 1000 человек в каждой стране. В России исследование про­водилось Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (сумма превышает 100%, так как респон­денты могли давать несколько ответов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: