ГЛАВА 3. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК»
Раскрытие смысла понятий и их использование в заданном контексте
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человек»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных теориях происхождения человека, и одно предложение, раскрывающее сущность любого отличия человека от животных.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных видах потребностей человека, и одно) предложение, раскрывающее сущность разумных потребностей.. (
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о биологической основе развития способностей, и одно предложение, раскрывающее сущность таланта.
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об отличии деятельности человека от активности животного, и одно предложение, раскрывающее структуру деятельности.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «труд»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах трудовой деятельности, и одно предложение, раскрывающее специфику труда в современном обществе.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой характерной черте общения, и одно предложение, раскрывающее условия конструктивного общения.
, 7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о важнейших свойствах личности, и одно предложение, определяющее основные институты, с помощью которых происходит процесс формирования личности.
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах межличностных отношений, и одно предложение, раскрывающее смысл индивидуальности.»
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любой путь формирования мировоззрения.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о «золотом правиле нравственности», и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь свободы и ответственности.
Конкретизация теоретических положений на примерах
1. Назовите не менее трёх особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального (отличия человека от животного).
2. Психологи различают потребности подлинные (разумные). и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения..
3. Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Назовите и проиллюстрируйте примерами три вида духовных потребностей человека.
4. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.
5. Раскройте на трёх примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, физиологических) потребностей.
6. Деятельность — это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.
7. Раскройте на примерах изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
8. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют её как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся, С опорой на курс обществознания и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
§ 3. Решение познавательных задач
9. Приведите три примера проявления человека как личности.
10. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.
11. Назовите уровни социализации, выделяемые учёными. Дайте характеристику каждому уровню социализации, обозначив агенты социализации.
12. Существует расхожее представление о том, что творчество — это удел только учёного, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трёх примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.
13. Укажите любые три функции общения, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.
14. Приведите три конкретных примера, иллюстрирующих ситуации, в которых человек в своих действиях руководствуется в большей степени не разумрм (благоразумием), а моральным выбором.
15. Проиллюстрируйте на примерах трёх жизненных ситуаций влияние самооценки на жизнь и деятельность человека. Сначала приведите ситуацию, а затем поясните, в чём заключается значимость самооценки в её контексте.
наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжёвывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.
8. Учёные наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в колонию чаек проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
9. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения вы разделяете? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
10. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных я социальных факторов в развитии способностей человека?
11. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стёрты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чём проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.
Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь' музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите два других фактора, определяющих развитие личности.
Отечественный учёный-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребёнок-маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
14. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация — это-«окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение. [
15. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.
16. Объясните, что имел в виду Иоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
17. Фирма организовала для своих сотрудников мероприятие. Коллективу было поручено разработать стратегию фирмы в условиях экономического кризиса и предполагаемой угрозы банкротства. Цель деятельности: предложить ряд конкретных антикризисных шагов: Часть сотрудников выступила в роли экспертов, часть — в качестве представителей СМИ, начальник отдела и его заместители попали в жюри, оценивающее результаты представленных проектов. Определите вид деятельности, которым занимались сотрудники фирмы. Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
18. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.
19. В течение 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ценности свободы. Результаты представлены в приведённой ниже таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три обоснования.
Отношение россиян к ценности свободы (закрытый опрос, один вариант ответа в каждой из бинарных оппозиций), %
Вопрос№1 | 1993 г. | 2003 г. | 2009 г. |
Свобода человека реализуется в его политических правах и свободах. | |||
Свобода — это возможность быть самому себе хозяином. | 67.. | ||
Вопрос №2 | 1993 г. | 2003 г. | 2009 г. |
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл. | |||
Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна. |
20. В 1996 г. в 40 странах мира было проведено исследование о распространённости занятий в свободное время. Было опрошено по 1000 человек в каждой стране. В России исследование проводилось Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (сумма превышает 100%, так как респонденты могли давать несколько ответов).