Сочинение по второму фрагменту «Бородинское сражение»

Фрагмент 2 «Бородинское сражение»

«Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.»

Фрагмент 6 «Весна. Любовь»

«— И то, зелено все уже... как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает... А дуб и незаметно. Да, вот он, дуб».
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.»





Сочинение по второму фрагменту «Бородинское сражение»

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период был очень насыщен драматическими событиями, а также являлся судьбоносным и решающим.

Центральным событием романа «Война и мир» является Бородинское сражение. Это узловое событие не только в истории страны, но и в жизни главных героев. Своей задачей писатель видит показать читателю, как повлияла война и сражение на судьбу России.

Толстой показывает, что для него война – ужасное событие и грязное дело. В его описаниях битв, как правило, на поле боя господствует неразбериха, люди не отдают себе отчета в действиях, а распоряжения командующих не исполняются, поскольку доставляются на место тогда, когда обстановка уже изменилась. Писатель отрицает военное искусство.

Своё мнение автор выражает через героев произведения. Особенно большое значение он уделяет штатскому человеку, Пьеру Безухову. Он мало что понимает в стратегии и тактике, но сердцем и душой патриота воспринимает все происходящее. Не одно только любопытство гонит Пьера на Бородино, он хочет быть среди народа, там, где решается судьба России.  Пьер — не просто зритель происходящего, он пытается быть полезным.

Пьер волей судьбы оказывается на «батарее Раевского». Именно здесь происходили решающие события,  но Безухову и без них казалось, что это место было одно из самых значительных мест сражения. Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а только локально, что происходит вокруг.

Адъютанты доносили противоречивые сведения, так как ситуация менялась постоянно. Наполеон отдавал распоряжения, а из-за неразберихи и хаоса все делалось наоборот. Он был в отчаянии, чувствовал, что всё идёт не по плану. Наполеон не учел патриотизма русских, они стойко обороняли свои позиции, не переставая стрелять из своих орудий. Он не решился ввести свою гвардию в сражения, что будет разгромлен.

Кутузов не суетился в ведении боя, доверяя своим солдатам, и разрешал проявлять инициативу. Он не мешает людям своей опекой, так как понимает, что будет так, как велено судьбой, верит в сильный дух своей армии. Полк князя Андрея нёс большие потери, но солдаты твёрдо стояли, не стараясь спастись. Не бежал и сам князь, когда перед ним упала граната. Он был смертельно ранен.

Смотря на всё происходящее, Наполеон был в полном ужасе, ведь он никогда не видел такой стойкости. Поле было устелено тысячами убитыми и ранеными, но несмотря на это,  Наполеон был недоволен, так как не одержал яркой и громкой победы.

Лев Николаевич Толстой правдиво и точно отразил события 26 августа 1812 года, но всё- же дал своё виденье происходящему. Автор обращает наше внимание на то, что Наполеон и Кутузов хоть и руководили сражением, но оно шло так, как должно было идти.

Толстой скрупулезно рассматривает Бородинское сражение, как кульминационный момент романа, и героев вокруг него, чтобы показать духовные истоки персонажей. Этим эпизодом писатель хотел предостеречь всех нас от войн, но, к сожалению, мы не хотим прислушаться к его словам.

Толстой, благодаря своему военному опыту, сумел показать трагедию войны, её жестокость и бессмысленность, а роман является уникальным произведением как для русской литературы, так и для мировой.

Сочинение по шестому фрагменту «Весна. Любовь»

В своем творчестве Лев Николаевич Толстой обращается к разным граням личности для того, чтобы составить ее наиболее полный портрет. Это могут быть мало уловимые движения лица: улыбка или блеск глаз. При описании же внутреннего состояния героя важно не только эмоции, но и внешние их проявления.

Дуб в романе «Война и мир» является символом. Лев Николаевич Толстой с помощью этого образа передал внутренние переживания Андрея Болконского, его состояние в определенный момент жизни. Сравнивая героя с природой, писатель показал то, что чувствовал и переживал персонаж.

 

Это дерево Андрей встречает на своем пути перед тем, как попадает в имение Ростовых, Отрадное. За плечами у князя может и небольшая по времени, но насыщенная по содержанию жизнь. Он видел все грани того, к чему в своем произведении обращается писатель: миру и войне.

Этот фрагмент из произведения является отступлением, который позволяет приостановить действие в романе. Для Льва Николаевича Толстого было важно показать переживания, которые испытывал князь в этот период своей жизни. Также этот эпизод, разговор с дубом помогает легче воспринять то, что происходить в душе Андрея Болконского.

Судьба старого дерева сравнима с жизнью князя. Она для него кончена – так думал главный герой. А весна, любовь и счастье стали для него глупым и бессмысленным обманом.

Душа Андрея была покрыта «различными болячками», как у коры старого дуба. Жизнь князя Болконского не сулила ему счастья – к такому безнадежному выводу приходит он.

Главный герой сам сравнивает себя с дубом и считает, что он должен быть похожим на него: обязан доживать свою жизнь, не делая злая, не тревожась и ничего не желая.

Андрей Болконский воспринимает дерево как единственного союзника в этой красоте весеннего сказочного леса. Возможно, это происходит из-за того, что дуб тоже многое видело в этой жизни. А из такой нелёгкой борьбы он вынес не только разочарование, но и раны.

Писатель показывает читателю, что встретились две родные души, которые смогли противостоять общим радостям. Однако же они всё равно остаются одинокими: дуб - в этом лесу, а Андрей – в жизни.

Однако Лев Николаевич указывает главному герою, что он был не прав в своих убеждениях, что он живёт дальше, несмотря на все трудности и жизненные преграды. От того, что две родные души закрылись от всех, ничего не изменится, а жизнь продолжается. Она приносит новые события и впечатления, которые могут затмить любую грусть нашего героя.

Но несмотря на всё, образ дуба является важным в произведении, а встреча Андрея Болконского с ним становится поворотным моментом для судьбы героя.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: