Глава III. Общее между Шанхаем и Санкт-Петербургом

 

Как Шанхай, так и Петербург возводились на болотах, их проектировали и строили иностранные архитекторы. И это далеко не единственное сходство этих городов-побратимов. У Шанхая есть негласный термин «Петербургский Китай» и соответственно у Петербурга есть подобный термин «Китайский Петербург» Что под этим подразумевается? Петербургский Китай - это, конечно, прежде всего, памятник Пушкину. Он не только, так сказать, «наше всё». Этот бюст был установлен еще русскими эмигрантами, которые приехали в Шанхай после революции. Он до сих пор является единственным памятником иностранному поэту в этой стране, не считая подарка - бюста М.Ф.Достоевского, который преподнесла российская делегации, по случаю двадцатилетия со дня официального подписания договора о побратимстве. Это выглядит несколько экзотично: русский поэт в окружении небоскребов и его имя написано иероглифами.

Российский флаг развивается над элитным районом Шанхая. Российское консульство стоит на берегу реки, в так называемом «банковском квартале». Это здание построено в петербургском стиле. Кстати, российские дипломаты - единственные, имеющие в Шанхае отдельное здание.

На факультете русского языка в Шанхайском университете впервые за постсоветское время - высокий конкурс на место. Ничто российское не чуждо китайским студентам. Страну изучают по новинкам кинематографа, телевизионным программам, и хитам нашей эстрады. Такое знание иностранного языка достигается всего за полгода обучения. Это говорит о большом трудолюбии китайцев, а также их заинтересованностив развитии отношений между нашими народами. Трудолюбие у китайцев в крови. На стенах аудитории и поговорки соответствующие. Они лишь фактически исконно русские, а по сути - про китайцев.

Надо отметить, что культурные связи Шанхая и Санкт-Петербурга имеют многовековую историю. В 1920-е годы шумный, многонациональный Шанхай стал приютом для тысяч эмигрантов, оставивших большевистскую Россию. В Шанхае работали русские учебные заведения, театры, цирк, кружки, разнообразные общественные организации.

Очередной свежий импульс российско-китайские отношения получили в начале 90-х годов, когда экономические реформы в России привлекли, в том числе и в северную столицу, огромное множество различных иностранных партнеров. Заметно активизировались и культурные связи между Петербургом и Шанхаем. По переписи 2002 года среди горожан числилось одна тысяча сто китайцев, причем среди них есть, как и сто лет назад, рестораторы и торговцы. Сейчас в городе на Неве постоянно проживает более трех тысяч граждан Китайской Народной Республики, из них около двух тысяч являются студентами. Почти все они являются членами различных общественных объединений и организаций, таких как, Китайское общество Петербурга, Петербургское китайское землячество, китайский центр «Конфуций». По мнению председателя Китайского общества Петербурга Чэнь Чжигана, количество его соотечественников в северной столице будет только увеличиваться, так как Петербург - привлекательный для бизнеса город.

В Шанхае очень схожая ситуация. За последние пятнадцать лет число россиян, постоянно проживающих здесь, выросло примерно в десять раз, с двухсот человек до двух тысяч. Основу современной русской общины в Шанхае составляют сотрудники российских и иностранных компаний, студенты, а также те россияне, которые связали себя семейными узами с жителями Поднебесной.

Что касается железнодорожного сообщения, Октябрьская и Шанхайская железные дороги очень похожи - обе магистрали обеспечивают доставку грузов к морским портам, расположенным в регионах, по которым проходят. В Северо-Западном регионе на долю Октябрьской железной дороги приходится 75% грузовых и 40% пассажирских перевозок. Наибольшие объемы перевозок осуществляются через Санкт-Петербург и Мурманск. В Финском заливе идет строительство новых морских портов - в Усть-Луге и в Приморске. В связи с этим предусматривается максимальное усиление дальних и ближних подходов к строящимся и действующим портам, об этом своему китайскому коллеге рассказал Виктор Степов.

Совпадают и первостепенные задачи двух дорог - реализация проекта скоростного движения. На Шанхайской - это маршрут Шанхай - Пекин, на Октябрьской - Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки.

Санкт-Петербург и Шанхай постоянно поддерживают свои внешние связи. Так, например, в 2007 году при поддержке китайского правительства на Восточном факультете Университета был открыт Институт Конфуция. Именно там проводится квалификационный экзамен на знание китайского языка, после успешной сдачи которого можно получить работу в китайских компаниях.

Сейчас с Китаем у нас достигнут такой уровень отношений, которого, наверное, никогда раньше не было. Даже когда мы пели «русский с китайцем - братья навек», таких отношений, как сегодня, все равно не было, это было больше в пропагандистской сфере, а внутри, даже в отношениях между лидерами компартий было известное напряжение и недовольство друг другом.

Сегодня такой ситуации нет. Я считаю, что отношения сегодня - лучшие за всю историю нашего взаимодействия с Китаем, потому что все взаимоотношения, включая политику, стали прозрачными и взаимоперспективными. Они носят прагматический и добрососедский характер. И я думаю, что они могут продолжаться достаточно долго. Дальнейший экономический и политический баланс зависит от расклада политических сил в мире и от тенденций развития, а они, на мой взгляд, таковы, что долго будут диктовать необходимость поддержания отношений самого лучшего, высокого качества.

У нас, кроме совпадений интересов политического характера, есть и совместные экономические интересы. Они лежат в самых разных областях: и в перерабатывающих отраслях экономики, и в той же деревопереработке, в космосе, в сфере ВТС и, конечно, в энергетике. И это дает право полагать, что взаимоотношения будут продолжать развиваться в русле взаимной выгоды и добрососедства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: