Ребята, какие права и свободы человека и гражданина вы знаете?

15.04.2020.

Группа №81, машинист крана/крановщик

Преподаватель: Колесник Т.Я.

Тема: «Права человека и их защита».

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Цель урока: на основе имеющих у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека; определить значение права на жизнь в истории и современности; воспитание чувства терпимости и толерантности; развитие умения работать с разными видами исторических источников, нормативно- правовыми актами.

Ход работы.

Актуализация знаний.

Ребята, герои мультфильма «Бременские музыканты» поют:

«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»

 И действительно, в мире есть то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Это свободы, права человека. Как можно жить, не имея человеческого достоинства, не имея свободы мысли, слова, не имея права личной жизни….

Помните, когда вы на уроках истории изучали правление Александра второго, и в частности, говорили об отмене крепостного права в России, вы говорили, да, земля важна, но самое главное, что крестьяне получили личную свободу, бывший крепостной стал человеком! А сейчас современное общество, тем более, ваше поколение, родившееся в 2000-х г, невозможно представить без прав и свобод.

 Сегодня на уроке мы поговорим о правах, их реализации, посмотрим как государства стоят на защите прав человека и поработаем с документальной базой.

Что такое права человека?

Права человека - это его неотъемлемые свойства и возможности их развития. Права человека закреплены во многих международных актах, они существуют независимо от их признания каким - либо государством. Сейчас в нашей стране очень большое внимание уделяется вопросу соблюдения прав человека. С чем это связано?

С 1991 года наша страна перешла на новый, демократический путь развития и создания правового государства и одним из главных признаков демократического общества является приоритет прав и свобод человека, человек признаётся высшей ценностью. Именно так записано в Конституции РФ. Но в настоящее время права человека признаются приоритетом во всём мире.

Откуда мы узнаём о правах человека? Где они записаны? О правах человека мы узнаём из различных нормативно- правовых актов.

Международные документы

 

- Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948г)

- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

- Международный пакт о социально- экономических и культурных правах(1966)

- Факультативный Протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах.(1966), наша страна присоединилась к нему только в 1991г.

- Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948г)

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования(1960)

- Европейская Конвенция о защите прав человека(1950)

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания(1984г)

- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г)

        Документы Российской Федерации.

- Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.), принята Верховным Советом РФ.

- Конституция Российской Федерации 1993г.

- Законы Российской Федерации - Трудовой Кодекс, Гражданский кодекс….,

Федеральный закон об образовании…

Ребята, мы назвали документы, принятые в 20 веке, а до этого в обществе не существовали права человека?

  Осознание потребности в необходимости прав и свобод волновали разные общества в разные времена, нельзя сказать, что это заслуга только 20 века.

 Например, ещё в 1215 году В Англии была официально принята «Великая хартия вольностей», в 1689 г. «Билль о правах» (Билль - название ряда законов), но привилегии получило не всё население, а только часть рыцарей, верхушка зажиточного крестьянства, города.

В 15- 17вв. к осуществлению прав и свобод был сделан огромный шаг.

В Западной и центральной Европе провозглашали принципы гуманизма, человек признаётся величайшим достоянием.

Но серьёзный отсчёт всё-таки надо вести с 1789г., когда в США был принят Билль о правах человека. В нём говорится, что Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих одну религию, ограничивающих свободу слова, печати, право мирно собираться и обращаться с петициями к правительству…

 Также в 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ребята, какие права и свободы человека и гражданина вы знаете?

  Ребята как вы думаете какое право человека самое важное? (право на жизнь)Подчеркнём ещё раз, что право на жизнь - это естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Это право охраняется законом.

Но прежде хотелось бы сказать… в 1936г. была принята Конституция СССР, в ней провозглашались различные права- право на отдых, труд, на получение и образования и т.д.  Эти принципы заслужено обрели историческую известность, но среди них нет таких прав как свобода слова, печати, неприкосновенность жилища, нет ПРАВА на ЖИЗНЬ!

В обществе не соблюдались и многие другие права, не зря Конституция 1936 г. называется «бумажной».

Какой режим был установлен в СССР при Сталине? (тоталитарный)

Черты тоталитарного режима.

- Существование однопартийной системы

- культ вождя

- уничтожение оппозиции внутри партии

- единая идеология в обществе

- массовые репрессии и террор, борьба с «врагами народа».

Одним из проявлений тоталитарного режима были репрессии.

Анна Ахматова.

 Когда был расстрелян первый муж Ахматовой Николай Гумилёв, арестован второй муж, впоследствии арестован сын, Анна Ахматова выходит в знак протеста из творческого союза. Она вспоминала об этих временах «В страшные годы Ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как - то раз кто-то опознал меня. Стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила на ухо «А это вы можете описать?». Я сказала: «Могу».

В 1946 году была подвергнута неоправданной, оскорбительной критике - было принято постановление ЦК партии «О Журналах «Звезда и Ленинград». В нём говорилось:

«В журнале «Звезда» за последнее время появилось много безыдейных, вредных произведений. Журнал печатает произведения Анны Ахматовой, но ведь она является представительницей чуждой нашему народу пустой поэзии. Её стихотворения пропитаны духом упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи. Её стихи не могут быть терпимы в советской литературе.»

 И только в 1988 году это постановление пересмотрено ЦК партии и Анне Ахматовой возвращено доброе имя.                                                                                                                        

Всё перепуталось вовек

И мне не разобрать

Теперь кто зверь иль человек

И долго ль казни ждать

            или

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград

И когда обезумев от муки

Шли уже осуждённых полки

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки

Звёзды смерти стояли над нами

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами старых Марусь.  

 Какие здесь нарушены права и свободы?

Прочитайте отрывок из пьесы А.Афиногенова «Страх».

«80% живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - обвинения в уклоне, научный работник - обвинения в идеализме, инженеры - обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху Великого страха».

Вот такие примеры тоталитарной системы мы посмотрели.

 Какой Вывод мы можем сделать?

При этом режиме не соблюдается абсолютное большинство прав и свобод человека

Ужасным событием в 20 веке стала вторая мировая война, ВОВ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: