Задание (письменно в тетради)

Беседы по музыке

С темой занятия можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://cloud.mail.ru/public/3ank/iVwwh6y3G

Занимательное сольфеджио

Тема: Период (2 или 3 предложения). Понятие каденция: совершенная и несовершенная.

Каждое музыкальное произведение имеет свою форму.

Форма – это соотношение отдельных частей музыкального произведения.

Самой маленькой из музыкальных форм является ПЕРИОД.

Период – это законченная музыкальная мысль.

!!! Строение периода повтори по тетради по беседам по музыке

Законченность в каждом музыкальном построении создаётся с помощью КАДЕНЦИИ. Таким образом, КАДЕНЦИЯ – это оборот,  завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность.

Каждой каденции можно дать характеристику, опираясь на разные признаки.

Посмотри на муз. пример и обрати внимание, где располагаются каденции.

Песня «Белка пела и плясала» написана в тональности РЕ-мажор, в форме периода, состоящего из 8 тактов. Каденции располагаются в конце первого предложения (в 4 такте) и в конце второго предложения (в 8 такте).

Если каденция расположена в конце муз. построения, то такая каденция называется заключительной, если же каденция расположена внутри муз. построения, то тогда её назовут серединной.

Также каденция может быть совершенной и несовершенной:

Совершенная - всегда заканчивается на тонику (I ступень лада). Чаще всего она встречается в заключительной каденции.

Несовершенная – может закончиться на любую другую ступень. Чаще всего встречается в серединной каденции.

Например, в песне «Белка пела и плясала» серединная каденция (в 4 такте) является несовершенной, так как заканчивается на V ступени. Заключительная каденция является совершенной, так как заканчивается на I ступени.

 

Очень часто в народной музыке, мы можем встретить периоды, состоящие из трёх предложений, как, например, в украинской народной песне «Веселые гуси».

Задание (письменно в тетради)

1)   Запиши в тетрадь основные правила, изученные на уроке (выделены курсивом с подчеркиванием)

 

2) Проанализируй мелодию «Весёлые гуси» и ответь на вопросы:

1. В какой тональности написана мелодия?

2. Мелодия написана в форме периода. Сколько в нём тактов?

3. Сколько предложений в периоде?

4. В каких тактах встречаются серединные каденции?

5. В каком такте звучит заключительная каденция?

6. Дай характеристику каждой каденции (серединная или заключительная, совершенная или несовершенная).

 

3) Перепиши в тетрадь и разучи мелодию «Весёлые гуси». Спой нотами с пульсом, предварительно настроившись на гамму До-мажор (спой гамму До-мажор, T53).

 

4) Повтори ритмическое упражнение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: