Беседы по музыке
С темой занятия можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://cloud.mail.ru/public/3ank/iVwwh6y3G
Занимательное сольфеджио
Тема: Период (2 или 3 предложения). Понятие каденция: совершенная и несовершенная.
Каждое музыкальное произведение имеет свою форму.
Форма – это соотношение отдельных частей музыкального произведения.
Самой маленькой из музыкальных форм является ПЕРИОД.
Период – это законченная музыкальная мысль.
!!! Строение периода повтори по тетради по беседам по музыке
Законченность в каждом музыкальном построении создаётся с помощью КАДЕНЦИИ. Таким образом, КАДЕНЦИЯ – это оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность.
Каждой каденции можно дать характеристику, опираясь на разные признаки.
Посмотри на муз. пример и обрати внимание, где располагаются каденции.
Песня «Белка пела и плясала» написана в тональности РЕ-мажор, в форме периода, состоящего из 8 тактов. Каденции располагаются в конце первого предложения (в 4 такте) и в конце второго предложения (в 8 такте).
Если каденция расположена в конце муз. построения, то такая каденция называется заключительной, если же каденция расположена внутри муз. построения, то тогда её назовут серединной.
Также каденция может быть совершенной и несовершенной:
Совершенная - всегда заканчивается на тонику (I ступень лада). Чаще всего она встречается в заключительной каденции.
Несовершенная – может закончиться на любую другую ступень. Чаще всего встречается в серединной каденции.
Например, в песне «Белка пела и плясала» серединная каденция (в 4 такте) является несовершенной, так как заканчивается на V ступени. Заключительная каденция является совершенной, так как заканчивается на I ступени.
Очень часто в народной музыке, мы можем встретить периоды, состоящие из трёх предложений, как, например, в украинской народной песне «Веселые гуси».
Задание (письменно в тетради)
1) Запиши в тетрадь основные правила, изученные на уроке (выделены курсивом с подчеркиванием)
2) Проанализируй мелодию «Весёлые гуси» и ответь на вопросы:
1. В какой тональности написана мелодия?
2. Мелодия написана в форме периода. Сколько в нём тактов?
3. Сколько предложений в периоде?
4. В каких тактах встречаются серединные каденции?
5. В каком такте звучит заключительная каденция?
6. Дай характеристику каждой каденции (серединная или заключительная, совершенная или несовершенная).
3) Перепиши в тетрадь и разучи мелодию «Весёлые гуси». Спой нотами с пульсом, предварительно настроившись на гамму До-мажор (спой гамму До-мажор, T53).
4) Повтори ритмическое упражнение.