Глава “Поминки”.
– Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.
(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”,
– Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)
– Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”
(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.)
Глава “Дамка”.
– Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях?
(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.)
Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.
– По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка”.
(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)
Найдите эпизод от слов “Я простоял всю дорогу... до интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..”
– Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?
(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)
Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)
– В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички?
(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)
– Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?
(Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей.)
– Прочитайте внутренний монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек!...до... Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”.
– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина?
(Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад. Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается, вспоминает грехи.) Автор восклицает:
“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!”
Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
– Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев?
(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)
– Можно ли считать Акима положительным героем?
(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)
– Что умеет Гога Герцев?
(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы... до... он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.) гл. “Сон в белых горах”.
– Как относятся артельщики к старикам и детям?
(Всякий народ перебывал в Боганиде... до... утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”. Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.)
3. Глава “Капля”.
– Какова авторская позиция в этой главе?
(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”).
Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:
“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.
– Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен, человек портит подаренный ему мир. В основе повести – глубокое чувство грехопадения.
Домашнее задание (одно задание на выбор).
1.Написать эссе: “А так ли важно для нас чтение таких произведений, как “Царь - рыба” В.Астафьева?
2.Написать сочинение: Человечность природы и природа человека в произведении В. П. Астафьева «Царь-рыба».