Формирование комплексного подхода к ценообразованию и выявление отраслевых особенностей ценообразования в металлургии

 

Изучение существующих подходов к ценообразованию позволило выявить достоинства и недостатки каждого из них. В рисунке 2 предложен комплексный подход к формированию цен на продукцию, который позволяет соединить элементы затратного и рыночного ценообразования, согласовав механизмы управления ценами и уровнем затрат. Таким образом, с одной стороны, и уровень затрат, и конъюнктура рынка становятся управляющими факторами в процессе ценообразования, а с другой стороны, формирование оптимальной цены может стать инструментом изменения и конъюнктуры рынка, и уровня затрат на предприятии.

 

 

 

 


Рис. 2. Формирование комплексного подхода к ценообразованию


Разработка предлагаемого подхода к ценообразованию потребовала уточнения понятия «механизм ценообразования». Большинство авторов определяет механизм ценообразования как систему формирования цен, характеризующуюся методами и способами их установления, представляя структуру механизма ценообразования как совокупность методологии ценообразования и ценовой политики предприятия, но существуют и другие определения «механизма ценообразования», например, что механизм ценообразования должен рассматриваться как неотъемлемый элемент механизма управления металлургическим предприятием, включающий в себя ценовую политику, подходы и методы установления и корректировки цены, систему управления процессом ценообразования, формирующим цены на металлопродукцию, обеспечивающие её конкурентоспособность и эффективность её производства и продаж в условиях ограничения рынков.

Таким образом определено место механизма ценообразования в механизме управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а также целевые установки, результаты, процессный характер ценообразования и его составные элементы; предложенная концептуальная схема механизма ценообразования обеспечивает синтез затратного и рыночного подходов и способствует повышению эффективности ценообразования на металлургическом предприятии.

Несмотря на наличие ряда исследований по вопросам ценообразования, в работах авторов не прослеживается анализ отраслевых особенностей формирования цен на металлопродукцию. В таблице 1 выделены отраслевые факторы, влияющие на ценообразование.

 

Таблица 1. Отраслевые особенности формирования цен на металлопродукцию

№ п.п. Отраслевые особенности ценообразования Примечание
1. Экспортная ориентированность российских металлургических предприятий В 2008–2009 годах на экспорт поставлялось 55% от объёма производства чёрных металлов и до 80% от общего выпуска цветных металлов.
2. Несоответствие применяемых технологий производства современным требованиям Более 45% экспорта российских предприятий чёрной металлургии и 90% цветной – это продукция с низкой добавленной стоимостью, испытывающая серьёзную конкуренцию со стороны продукции из КНР, Индии и Бразилии, обладающей рядом преимуществ (прежде всего, по себестоимости).
3. Высокая материалоёмкость производства металлургической продукции Сырьевая и материальная составляющая в структуре себестоимости, имея наибольшую долю (до 72%), влияет не только на общий объём затрат, а также динамику цен на готовую продукцию, но и в целом на результаты деятельности предприятий.
4. Ожидаемое в среднесрочной перспективе сохранение спроса в ряде металлопотребляющих отраслей Несмотря на спад производства, охвативший ряд отраслей, в ближайшие 2–3 года ожидается стабильное потребление металлопродукции в трубном, машиностроительном и других секторах.
5. Вертикальная и горизонтальная интеграция российских металлургических компаний Создание консолидированных систем управления предприятием, которые обеспечивают максимизацию прибыли за счёт эффекта масштаба, увеличение объёмов выпуска продукции и согласованную ценовую политику на привлекательных с точки зрения цены рынках.

 

В последние годы на мировых рынках обострилась конкурентная борьба с участием государств, пускающих в ход административные ресурсы. В таблице 2 показаны основные виды ограничений рынков сбыта, с которыми сталкиваются российские металлургические предприятия.

 

Таблица 2. Основные виды ограничений рынков сбыта

Ограничения рынков сбыта продукции металлургических предприятий

Естественные ограничения: Искусственные ограничения:
– общее кризисное состояние экономики; – антидемпинговые пошлины;
– снижение биржевых цен на отдельные металлы; – специальные защитные меры при возросшем импорте;
– уменьшение объёмов потребления металлов в отдельных отраслях; – квотирование объёмов продаж;

– усиление конкуренции на мировых рынках металлов.

– установление особого порядка выдачи лицензий;
– обязательная продажа металлопродукции через определённых трейдеров.

В связи с введением ограничений (прежде всего, в виде антидемпинговых пошлин) против российских металлов во многих странах, экспортная деятельность металлургических предприятий претерпела изменения, среди которых сокращение общего объёма экспорта, вытеснение российских экспортёров с наиболее прибыльных рынков сбыта, изменение структуры экспортных продаж в сторону продукции с меньшей добавленной стоимостью. В этих условиях формирование оптимального механизма ценообразования является залогом сохранения российскими компаниями зарубежных рынков сбыта и повышения конкурентного статуса.

 

ценообразование металлургический мониторинг отраслевой







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: