double arrow

С проректором по учебной работе.


Вопросы на встречу студентов ФИМ

 

1. Преподаватели говорят, что в этом году у бакалавров будет преддипломная практика и по плану она намечена на май. Если к этому времени уже должен быть написан диплом и далее в конце мая-начале июня его надо защищать. То есть весь материал для диплома должен быть собран к этому моменту, каков смысл данной практики?

 

-Данная практика вводилась экстренно. Существовали принятые образовательные стандарты (3-го поколения). После выхода «Закона об образовании», пришлось привести данные стандарты в соответствие закону, и всё, что было ранее в этих стандартах автоматически становилось недействительным. В новом законе прописано наличие у студентов преддипломной практики, соответственно, она стоит и в новых образовательных стандартах. Поэтому университет был вынужден так неудобно для студентов поставить практику. Но за эту практику студенты не могут набрать материала для диплома, поэтому практика становится, во многом, формальностью. Это только в этом году, у студентов следующего года эта практика будет, скорее всего, совмещена с производственной.




Но ещё раз подчеркнём, что набирать материала для диплома в эту практику не нужно, продолжаем работать по уже взятым темам и в это время пишем диплом.

 

2. Планируется ли обеспечение студентов производственной практикой, или мы и дальше будем вынуждены искать ее сами или проходить ее в Университете?

 

-Планируется, но студенты сами должны быть инициаторами отправки в компании на практику.

При всей сложности данного мероприятия, более 40% студентов проходят практику с преподавателем целой группой, а это очень большое количество.

Тут, к сожалению, есть два очень важных момента:

a) Отсутствие финансирования от государства;

b) Нежелание компаний принимать на практику студентов.

Компании всегда говорят, что наши выпускники очень хороши, но им не хватает практики. Университет просит взять студентов на практику, а компания говорит, что не может их принять и пусть этим занимаются другие.

Но мы работаем, планируем прохождение практики, так в Залучье построена натуральная скважина для прохождения студентами-геофизиками практики, так как их очень неохотно брали в компании.

 

3. Планируется ли обратный переход на специалитет? Потому что сейчас учебные планы бакалавров построены так, что в начале 4-го курса предметы по кафедре только начинаются, и студенты не имеют представления о том, что делать в дипломной работе?

 

-Тут немного не так, но я хочу вас успокоить, перехода на специалитет не будет. Основная проблема – это потеря второй производственной практики у бакалавров, во время которой студенты намного больше узнать, чем за первую.



Это несоответствие начинают убирать, теперь снят вопрос, сколько лет должен обучаться бакалавр. Теперь не важно, сколько учится бакалавр, он может обучаться хоть 3 года, хоть 5 лет. Мы бы хотели видеть бакалавриат 5 лет. Но в данное направление попадут только те, кто сейчас учится в школе. В 2016 году начнём разрабатывать 5-и летние стандарты бакалавриата. Никто не может сказать, как данный бакалавриат будет отличаться от специалитета. Переход к данной системе – длительный процесс, мы не можем всё резко сломать, всех разогнать.

 

4. В нашем Университете существуют специальные поощрения для преуспевающих студентов – именные стипендии. Где можно узнать информацию о них (за какие успехи назначается, в каком размере выплачивается)?

 

-В нашем университете есть государственная повышенная стипендия, и та стипендия, которую вы имеете в виду, именные стипендии. Данные стипендии присуждаются по результатам конференций студенческого научного общества, даются стипендии имени учёных, которые работали в той области.

Так же есть стипендии Президента и Правительства, но их очень сложно получить. Каждый год деканам говорится, что нужно выдвинуть на данные стипендии людей, но нужны студенты имеющие отличную учёбу и реальные публикации за прошедший год. Если взяться на 3 курсе, то ещё можно успеть её получить.

Ещё наиболее активные студенты получают повышенную стипендию от непосредственно университета по различным номинациям.



Все понимают, что государственная стипендия очень мала, сейчас не ставится задача прожить на стипендию, это небольшое поощрение от государства. Поэтому и придумываем стипендии, чтобы поощрить лучших!

 

5. Возможно ли проведение курса лекций по профилю механики на английском языке от ведущих компаний?

 

Обычно у нас складывается ситуация, что гость сидит у меня в кабинете, а аудитория практически пуста. Но мы всё равно договариваемся, приглашаем гостей читать лекции.

Тут главное – что бы вы хотели узнать, какие лекции услышать. Обычно, студенты хотят прослушать лекции на проблемные темы, которые будут интересны всем.

 

6. В нашем учебном плане помимо лекций и семинарских занятий существуют практические занятия (лабораторные работы). Но бывает так, что в новом семестре начинается новый предмет, студенты приходят на стоящие в расписании практические занятия, а преподаватель говорит, что лабораторных работ в этом семестре не будет, так как нет оборудования, либо оно вышло из строя, и проводит семинары. В другом случае оборудование кое-как работает, и есть всего лишь один печатный методический материал, издавшийся в прошлом веке. В таких условиях проводить лабораторные работы очень тяжело как преподавателю, так и студентам. Что можно сделать в таких случаях? Можно ли попросить кафедру переиздать методические материалы, чтобы они были доступны всем студентам (хотя бы в электронном виде)? Планируется ли выделение средств на обновление оборудования?

 

-Сразу открою большую тайну, за последние 5 лет потрачена бешенная сумма на приобретение оборудования.

Ваш вопрос идёт «в воздух»! Если бы вы говорили конкретно, то я бы тут же вызвал к себе заведующего кафедрой и спросил, почему нету пособий, их бы тут же напечатали!

Вы можете прийти и попросить у декана, заведующего кафедрой помочь вам с учебными материалами. Если никто не откликается – то приходите ко мне.

 

7. Помимо этого, в учебном плане есть курсовые работы. И бывает так, что ознакомившись с предметом в одном семестре, курсовую работу по нему нужно выполнить в следующем. В новом семестре студенты получают задание и отправляются в «свободное плавание». И хотя, выполнение курсовой – это сугубо самостоятельная работа студента, возникает масса вопросов при её выполнении. Некоторые преподаватели соглашаются ответить на них во время своих консультаций. А некоторые наотрез отказываются, мотивируя это тем, что им «за это не доплачивают». Как поступать в таких случаях? К кому обратиться за помощью?

 

-Ко мне со списком преподавателей, которые отказываются консультировать, от таких преподавателей будем отказываться.

 

8. Многие студенты обеспокоены тем, что Спортзал №5 в первом корпусе на 3 этаже забрали под лабораторию. В нем проводились занятия по волейболу у студентов, тренировки у сборной по волейболу, игры как студентов, так и преподавателей. Все, кто занимался в этом спортзале, были против данного решения. В прошлом семестре собирали подписи, писали письмо с просьбой не забирать спортзал. В этом семестре его все-таки забрали, а отделение волейбола перенесли в спортивную базу возле общежития. В связи с этим многие студенты, живущие не в общежитии покинули отделение волейбола. Что это за лаборатория, и обязательно ли было организовывать ее на месте спортзала? Возможно ли было организовать лабораторию в другом месте, например, на месте старой библиотеки?

 

-На месте библиотеки мы сделали 4 аудитории, их торжественное открытие намечено на 23 октября.

На месте Спортзала №5 будет Центр морского бурения Роснефти, в которой будут учиться не только буровики, но и механики. Там будут новые установки, стенды, симуляторы.

Страна только начинает осваивать шельф, а для подготовки квалифицированных специалистов соответствующего уровня должны быть соответствующие условия. Например, симуляторов рабочего места бурильщика всего 3 в мире.

 У нас на данный момент проблемы с количеством поточных аудиторий, но планируется создание блока таких аудиторий.

Спортом можно заниматься и в общежитии. Мы надеемся когда0нибудь построить свой бассейн. Планируется постройка ещё одного корпуса общежития.

 

9. В последнее время многие лекторы делают презентацию и рассказывают материал по ней. У некоторых преподавателей это доступные и понятные презентации, у других же – набор непонятных формул без пояснения. Эти пояснения делаются преподавателем в устной форме в очень быстром темпе, так что со всего потока успевают записать лишь пару человек. Постоянные просьбы студентов диктовать помедленнее не дают должного результата. Что делать, если студентам не понятен и не доступен весь материал лекции по вине преподавателя?

 

-Жаловаться на этого преподавателя! Жаловаться заведующему кафедрой, декану, мне. Я всегда говорил, нельзя переходить на одни картинки. Я, например, читаю свои лекции с мелом, я читаю под мел.

Мне очень удобно сделать картинки, но студенты говорят, что в меле лекции удобней для понимания.

Не бойтесь сказать, если преподаватель плохо читает лекции. Мы всегда поможем, найдём способ чтобы и вам помочь, и преподавателя не обидеть.

 

10. В настоящее время современная инженерия немыслима без схем и чертежей, создаваемых в автоматизированных системах, таких как AutoCad. На мой взгляд, в нашем университете недостаточно уделяют внимание именно проектированию на компьютерах, а больше чертежам на бумаге. Являясь студентом инженерной механики, я считаю, что нам недостаточно пяти или семи занятий, посвященных программе AutoCad, так как мы будущие проектировщики и навык проектирования в автоматизированных системах для нас является основным. Возможно ли введение дополнительного курса, посвященному проектированию в AutoCad и других системах в основную учебную программу студентов инженерной механики для профиля «Технологические машины и оборудование»?

 

-Я этот вопрос передаю сегодня-завтра вашему декану, чтобы была возможность.

 

11. На инженерной механике есть такая специальность, как «Оборудование нефтегазопереработки», которая тесно связана с органической химией. Так почему же процессам органической химии отведено малое количество часов и итогом является просто зачет?

 

-Этот вопрос я так же передам декану.

Раньше у нас была возможность проводить больше занятий, а когда перешли с 5 лет на 4 года обучения, многое было потеряно, от многого пришлось отказаться.

Но я абсолютно согласен, инженер должен понимать суть процесса, чтобы проектировать.

 

12. Наверное, все сталкивались с такой проблемой, когда во время занятия неожиданно заканчивается мел. Вся группа отправляет одного студента в поисках решения проблемы и с нетерпением ждет его возвращения, так как занятие по вынужденным причинам останавливается. И, если занятие было на верхнем этаже, то ждать приходится очень долго, так как урны с мелом находятся на нижнем. Можно ли поставить хотя бы небольшие урны с мелом на каждом этаже или хотя бы через этаж?

 

-Пока прошло 3 недели, и проблем не было. Конечно, неправильно, отправлять студента за мелом, но занятия останавливать неправильно!







Сейчас читают про: