Ключевые принципы бизнес-планирования

 

Осуществление бизнес-планирования в организации опирается на несколько основных принципов:

1. Единство. Суть в том, что предприятие следует рассматривать как целостный объект. Его составляющие должны придерживаться одного направления в развитии. Планы отдельных подразделений – неразрывно взаимодействовать с задачами всей компании.

2. Участие. Вне зависимости от должности и круга обязанностей к осуществлению бизнес-планирования привлекается каждый работник.

3. Непрерывность. Суть этого принципа сводится к тому, что бизнес-планирование является процессом постоянным и непрерывным. Такой подход позволяет своевременно корректировать тактику с учетом неопределенных и стремительно меняющихся внешних условий.

4. Гибкость. Способность быстро перестроиться в связи с возникновением непредусмотренных факторов, влияющих на работу предприятия.

5. Максимальная точность. Необходимое условие при составлении любого бизнес-плана.

6. Непременное выполнение. Составленный план надлежит четко исполнять, и это касается каждого сотрудника организации.

 

Задачи бизнес-планирования

Как и любой другой процесс в деятельности компании, бизнес-планирование выполняет определенные функции и задачи. Некоторые из них:

· выделить направление для работы предприятия. Определить положение на современном рынке, возможные перспективы роста;

· дать оценку поставленным целям (ближайшим и на длительный период), способам их достижения, стратегическим и тактическим маневрам. Кроме того, решить кадровые вопросы и назначить ответственных людей за исполнение всех действий в намеченном направлении;

· грамотно решить вопрос привлечения сотрудников, найти оптимальное соответствие между условиями труда (и мотивационными мерами) и задачами, стоящими перед предприятием;

· определиться с выбором приоритетных товаров или услуг, которыми компания будет обеспечивать потребителя;

· дать грамотную оценку материальному положению дел в структуре, а также спрогнозировать реальность выполнения поставленных задач с учетом финансовых (и моральных) возможностей организации;

· продумать план маркетинговых мероприятий, чтобы иметь четкое представление о конъюнктуре рынка. Это позволит выработать правильную схему действий по активизации продаж, проведению рекламных кампаний и т.д.;

· определить перспективы деятельности, увидеть предстоящие трудности и препятствия на пути к выполнению поставленных задач. Работа предприятия будет максимально эффективной, если в процессе бизнес-планирования производства удастся предусмотреть и учесть все возможные форс-мажоры.

 

История бизнес-планирования

Вспомните Советский Союз и кричащие с каждого угла лозунги «Даешь пятилетку за четыре года!» или «Выполним и перевыполним план!». На каждом предприятии существовал план работ, составленный в соответствии с родом деятельности: по объемам выплавленной стали, заготовленного зерна и прочее. Кроме того, разрабатывались концепции, сформированные по территориальному признаку. Планированием занимался Госплан СССР, имеющий свои подразделения на республиканском и местном уровне, и министерские комиссии. В целом, очень сложная и путаная система с не всегда понятными принципами подчиненности. Госплан непосредственно контролировал крупнейшие в стране предприятия. В приоритете были политические установки и стремление к высоким показателям вне зависимости от экономической необходимости. Выяснение причин отклонения от плана считалось «камнем в огород» социалистического экономического уклада. Сегодня бизнес строится совсем иначе, задачи и планы намечаются реально осуществимые и целесообразные.

В Советском Союзе главной экономической установкой было выполнение и перевыполнение плана, в который изначально заложены недостижимые показатели. Такой подход ставил руководителей предприятий перед весьма непростым выбором. С одной стороны, за выполнение и перевыполнение норм предприятия (и, естественно, их директора) удостаивались всевозможных почестей. Но это означало, что на следующий период будут заложены еще более высокие цифры, которых придется какими-то силами достигать. Те, у кого не получилось выполнить запланированное, подвергались резкой критике, однако и увеличение показателей на будущий год им не грозило. Неудивительно, что многие руководители не очень-то стремились к высоким достижениям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: