Игра “Строительство окопа”
Что понадобится: подручные средства (диван/кровать, подушки, большие картонки и т.п) для строительства окопа.
Ведущий: А знаешь ли ты, как солдаты на войне спасаются от вражеских пуль, снарядов и бомб? Они роют окопы – длинные-предлинные ямы глубиной в рост человека. Из такого окопа и стрелять можно, и обстрел пережидать, и наблюдать за врагом, даже танк над ним проехать может – и ничего! Давай мы с тобой тоже построим настоящий окоп.
(Используйте подручные средства для имитации окопа.)
Ведущий: Ну вот, наш окоп построен. Можно приступать к следующему заданию.
Игра “Пограничный столб”
Что понадобится:
Вариант 1 – построенный из лего (или другого похожего конструктора) столб из красных и зеленых кубиков, чередующихся в произвольном порядке; коробка с кубиками для второго такого же столба.
Вариант 2 – распечатанные схемы пограничных столбов.
Ведущий: А вот такие столбы ставят на границе государства. Они так и называются – пограничные столбы. Посмотри, какого он цвета? Сколько красных и зеленых кубиков (полосок)? Давай сделаем (нарисуем, раскрасим) с тобой точно такой же столб.
(Ребенок строит или раскрашивает столбик по образцу. Следите, чтобы ребенок в точности повторял последовательность цветов)
3 часть. “Самолеты”
Игра “В самолете”
Ведущий: Мы получили задание из командного штаба – “прочесать местность” и убедиться, что поблизости нет врагов. Давай полетим на самолете-разведчике – если где-то прячутся враги, с высоты мы их сразу увидим!
(Ведущий показывает ребенку, как сесть в воображаемый самолет, и проговаривает текст стихотворения:
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Самолеты загудели (гудим “у-у-у”, вытягивая трубочкой губы вперед)
Самолеты полетели (руки в стороны, ребенок двигается и гудит)
На поляне тихо сели (присаживаемся на корточки)
Да и снова полетели (ходим, расставив руки в стороны)
“Прочесывайте местность” до тех пор, пока ребенок не начнет уверенно повторять слова и движения.)
Игра “Посади самолет на свой аэродром”
Что понадобится: распечатанный лабиринт, цветные карандаши/фломастеры.
Как играть: рассмотрите с ребенком задание. Обсудите, сколько он видит самолетов и какого они цвета. Самолетам нужно показать путь и посадить на свой аэродром. Для этого нужно взять цветной карандаш/фломастер и провести по линии соответствующим цветом. Аэродром, к которому приведет линия нужно закрасить этим же цветом.
Для малышей можно использовать лабиринт с уже нарисованными цветными линиями. Ребенок может просто пальчиком проводить по лабиринту, а раскрасить только аэродромы.
4 часть “Шифровка”
Что понадобится: распечатанные бланки шифровки.
С детьми от 5 лет расшифровываем “морзянку”. Правильный ответ: “Враг прорвал оборону. Нужны танки ”
Ведущий: Внимание, солдат! Из командного штаба прислали шифровку, написанную специальным кодом – азбукой Морзе! Нужно срочно ее разгадать, чтобы узнать приказ командования.
Здесь можно немного рассказать ребенку об азбуке Морзе.
Об азбуке Морзе
Азбукой Морзе, или морзянкой, называют специальный шифр, в котором для каждой буквы придумано свое собственное сочетание длинных и коротких сигналов. Сэмюэл Морзе, в честь которого он был назван, изобрел первый телеграф – устройство, способное передавать сигналы по проводам.
В те времена не было еще ни телефонов, ни радио, ни тем более Интернета – для того, чтобы сообщить друзьям в другом городе о важном событии или просто пригласить их в гости, нужно было отправить бумажное письмо по почте, которая работала довольно медленно. Письмо могло дойти до адресата через неделю или даже через месяц!
Телеграф Морзе передавал сообщения гораздо быстрее. Но у него был огромный недостаток: он мог передать только два типа сигнала – точку или тире, которые рисовало на бумажной ленте специальное перышко. Поэтому Морзе пришлось придумать для каждой буквы обозначение из точек и тире – чтобы передаваемые сигналы складывались в буквы, а буквы – в слова.
Изобретение Морзе очень понравилось военным – теперь командиры могли быстро узнавать, что происходит на линии фронта, и передавать свои приказы солдатам. А когда было изобретено радио, морзянкой стали “перекликаться” и морские корабли. Для них создали даже особенный сигнал – три точки, три тире, три точки, сигнал бедствия SOS. Услышав такой сигнал, любой капитан спешит оставить свои дела и помочь попавшему в беду кораблю. Азбуку Морзе до сих пор активно используют в армии и на флоте.
Для детей младше 5 лет можно использовать математический пазл и/или контурный рисунок военной техники.
Если будете расшифровывать контуры, то загадайте ребенку загадку: С башней грозная машина, вся закована в броню, Защитить всегда готова нашу Родину в бою. Перед ним трепещет враг – ну конечно, это …. (ТАНК) |
Когда ребенок отгадает загадку, скажите, что это было зашифрованное послание о том, что нужно срочно найти танковую дивизию.
5 часть “Поиск танковой дивизии”
Игра “Поиск танковой дивизии”
Что понадобится: стулья, табуреты, веревки и т.п. для имитации полосы препятствий или листы бумаги/картона для имитации минного поля; распечатанные и разрезанные по пунктирным линиям карточки с танками. Карточку с кастрюлей приклеить на обратную сторону одной из карточек с танком.
Основное задание по карточкам: найти среди всех карточку-подсказку (с изображением кастрюли с обратной стороны).
Ведущий: Молодец, ты разгадал шифр! Но нужно спешить – мы должны скорее добраться до танковой дивизии и передать приказ.
Чтобы враг не заметил, пробираемся очень тихо и аккуратно, как партизаны.
(Вариант 1 – полоса препятствий. Расставьте в комнате стулья, табуреты, натяните веревки таким образом, чтобы ребенок мог под ними проползти.
Вариант 2 – минное поле. Разложите на полу “островки безопасности” (листы бумаги или картона) – пусть ребенок проберется по “минному полю”, наступая только на них.
В конце полосы препятствий или минного поля разложите (для малышей) или спрячьте (для ребят постарше) заранее разрезанные карточки с изображением танков – это и будет наша танковая дивизия. На одну из карточек с обратной стороны заранее приклейте изображение кастрюли. Если ребенку трудно найти карточки самостоятельно, ведущий помогает ему подсказкам – например, горячо/холодно.)
Вы можете поиграть в математические игры с карточками, или сразу перейти к следующему заданию.