Русская народно-бытовая медицина

                                                                                             (отрывки)

В книге, впервые изданной в 1903 году, собран обширный и ценный этнографический материал, который всесторонне исследует жизнь и быт крестьян великорусских губерний. Г. И. Попов приводит интересные факты, касающиеся представлений крестьян о болезнях и их причинах, методах лечения, вредительской деятельности врачей и многом другом.

Известно, сколько бедствий для народа приносили эпидемии, одной из которых была эпидемия холеры. Представления простых людей о ней часто отображались в виде сказок или преданий.

Толков было множество. Говорили, между прочим, что холер ходит целых

пять – три бабы и два мужика. Потом распространился слух, что одну из холер

убили. Дело будто бы происходило так: ехал перед самым вечером один мужик по дороге, вдруг кто-то его окликает:

– Стой, мужичок, подвези меня. – Оглянулся мужик, видит: гонится за ним старуха, худая, слабая, зипунишка на ней изорванный, из-под платка волосы треплются, смоклась вся. Жаль стало мужику старуху, остановил лошадь, посадил старуху к себе на телегу.

– Ну, спасибо тебе, – говорит старуха, услужил ты мне, услужу и я тебе.

– Чем же ты мне услужишь, бабушка?

– Да ведь я – холера. Приду в деревню, пущу яд во все колодцы, кто из них напьется, тот и захворает, а ты бери на свою семью воду из реки, покуда хворость пройдет, туда я не буду яд пускать.

Посмотрел мужик на старуху, а она черная, страшная, глаза словно уголья горят. Ну, думает, хорошо, что сказалась, угощу я тебя, старую ведьму. Привез ее к себе, водочки поднес, угостил. Улеглась она на печку, захрапела. Мужик взял топор, подкрался, хвать ее по шее, сразу голову отсек. Смотрит, а она вся начинена пузырьками с ядом. На другой день он с нею в волость. Осмотрели старуху и дали мужику сто рублей награды.

…«И теперь еще, хотя и редко, – пишет нам сотрудник из Жиздринского уезда (Калужской губернии), – приходится слышать, что лечиться у докторов и ложиться в больницы не следует, потому что лекарства их составляют из человеческого жира, и для добывания его попавших в больницу доктора нарочно морят. Иногда являются чуть ли даже не свидетели, представляющие неопровержимые и совершенно убедительные доказательства этого.

– Что же вы не отправили мать в больницу-то? – спрашивают в одном слу-

чае дочь умершей больной.

– Да разве ж такую-то, как мать, можно в больницу отправлять? Ведь это на верную смерть.

– Почему же это на верную смерть?

–А потому что она, мать-то, покойница, была женщина сырая да жирнящая. Ведь они, дохтура-то, сморили бы ее ради жира.

– Как ради жира? Зачем?

– А затем, что ведь мази-то свои они из человечьего жира делают: вот как

попадется им жирный кто, они его и уморят, а там жир из него на помады вытопят.

– Пожалуй, по-вашему, все ихние порошки и капли тоже из жиров понаделаны?

– Конечно же, из жиров. Порошки из человечьих костей толкут и перетирают, а капли из крови наводят да на желчи. Уж это нам доподлинно известно. А што они вам того не говорят, так, вестимо, господ опасаются.

– А вам они это говорят?

– Знамо дело, и нам не говорят, только думают, что мы темный народ,

ничего не смекнем, и не опасаются с нами. Вот наш сусед пошел как-то в

город, к дохтуру, от поясницы полечиться, глядь, а у того в комнате-то шкелет

человечий стоит. Дядя Митяй бает: «Не запомню, как из той горницы выско-чил». Ну, коли б не толкли на порошки эти самые кости, пошто ж бы шкелету то стоять?».

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: