Следует различать моральный износ первого рода и второго

Тема: Основные производственные фонды ЭАП.

Цель темы: рассмотреть сущность и состав основных производственных фондов в отрасли, оценку и износ фондов. Изучить показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов.

Рассматривая вопрос обеспеченности авиапредприятий основными производственными фондами, необходимо обратить внимание на отличительные признаки основных производственных фондов:

  • длительно участвуют в производственном процессе, в течение нескольких производственных циклов;
  • переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по мере износа в виде амортизационных отчислений;
  • длительно сохраняют вещественно-натуральную форму.

Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. Первые задействованы в производственных процессах предприятий отрасли, вторые тоже находятся в ведении предприятий, но не участвуют в производственных процессах, к ним относятся профилактории, поликлиники, детские сады и т. п.
В зависимости от производственно-технического назначения ОПФ (далее сокращенно основные фонды - ОФ), подразделяются на виды (группы).В гражданской авиации принята следующая классификация основных фондов:
- самолето-вертолетный парк (планеры и двигатели);
- здания (аэровокзалы, ангары, доки, гостиницы для пассажиров, лабораторные корпуса, цеха, склады и т.п.);
- сооружения (аэродромы, взлетно-посадочные полосы, перроны, места стоянок самолетов и вертолетов, системы централизованной заправки самолетов, трубопроводы, электросети и т. п.);
- машины и оборудование (рабочие машины и оборудование, вычислительная техника, лабораторное и электрооборудование, погрузо- разгрузочные механизмы, моечные машины, снегоуборочная техника, топливо и маслозаправочные машины и т.п.);
- транспортные средства (грузовые и легковые машины, автобусы, автокары, тягачи и т. п.);
-дорогостоящий производственный и хозяйственный инвентарь;
-другие виды основных фондов.

Активной частью основных фондов в гражданской авиации является самолето-вертолетный парк (СВП), который в структуре основных фондов занимает около 50% от их стоимости. Однако следует соблюдать определенное соотношение между активной частью основных фондов (СВП) и остальной частью, т. е. наземными основными фондами использования СВП во многом зависит от оснащенности и прогрессивности наземных средств труда.

Учёт ОПФ в каждом предприятии осуществляется в натуральном и стоимостном показателях.

Различают несколько видов стоимостных оценок ОФ:
- по первоначальной стоимости, включающей в себя стоимость приобретения ОФ с учетом их доставки и монтажа;
- по восстановительной стоимости, т.е. по стоимости воспроизводства ОФ в действующих ценах с учетом их морального износа;
- по остаточной стоимости, т.е. по первоначальной (или восстановительной) стоимости за вычетом износа ОФ;
- по ликвидационной стоимости, т.е. по стоимости ОФ после их списания.
Износ и амортизация основных фондов.
В процессе эксплуатации основные фонды (ОФ) изнашиваются и заменяются новыми.
Различают два вида износа: физический и моральный.
Физический износ - это утрата основными фондами их потребительских свойств, т. е. своей потребительской стоимости. Физический износ зависит от качества ОФ, от интенсивности их
эксплуатации, от условий их функционирования и обслуживания, от квалификации рабочих.
Моральный износ означает обесценивание устаревших ОФ в связи с научно-техническим прогрессом в отраслях, создающих эти ОФ, когда эксплуатация физически пригодной техники
становится экономически невыгодной. Обновление ОФ, кроме замены устаревшей техники, может быть произведено путем модернизации, если это экономически более целесообразно, чем покупка новых ОФ.




















Следует различать моральный износ первого рода и второго.

Различаются две формы морального износа основных фондов. Первая форма возникает в результате роста производительности труда в отраслях промышленности, где они производятся, и удешевления средств труда того же вида.

Вторая форма морального износа основных фондов связана с появлением новой, более производительной и экономичной техники. Широкое применение в производстве более эффективных средств труда ведет к падению относительной полезности старых объектов, и их стоимость снижается пропорционально снижению их эффективности.

Стоимость основных фондов в процессе их эксплуатации по частям переносится в виде амортизации на вновь созданный продукт и входит в его себестоимость. В результате реализации продукта часть его стоимости, выражающей износ потребленных ОФ, возвращается в амортизационный фонд предприятия.

Амортизация – это процесс перемещения стоимости фондов на стоимость годовой продукции для последующего воспроизводства.

Таким образом, амортизация представляет собой механизм постепенного накопления стоимости ОФ для последующего приобретения новых ОФ после списания действующих.

Нормы амортизационных отчислений устанавливаются раздельно по каждому виду ОФ и представляют собой размер погашения стоимости ОФ, исчисленный в процентах к их первоначальной стоимости, и являются обратной величиной срока службы ОФ.
По СВАД (самолетам, вертолетам и авиадвигателям) норма амортизационных отчислений устанавливается в размере 8% от стоимости планеров, т. к. амортизационный срок службы планеров принимается 12 лет, и

       Норма амортизации – это степень износа фондов в единицу времени.

       Она устанавливается для каждой группы фондов в процентах от первоначальной стоимости.

       Её можно рассчитать по следующей формуле:

где Сп – первоначальная стоимость фондов;

  Сл – ликвидационная стоимость фонда;

  TАМ – амортизационный срок службы (год).

Кроме отчислений в амортизационный фонд предприятия осуществляют
отчисления в ремонтный фонд для погашения за счет этого фонда расходов
по капитальному ремонту ОФ.
По СВАД отчисления в ремонтный фонд производятся пропорционально налету часов, исходя из количества капитальных ремонтов планеров и двигателей за амортизационный срок их службы (исчисленный в летных часах) и стоимости их капитальных ремонтов.

 

 

Для расчёта суммы амортизационных отчислений необходимо умножить норму амортизации на первоначальную суммарную стоимость стоимость:

 - среднегодовая стоимость определяется с учётом ввода и списания фондов.

 

где

СНГ – стоимость данных фондов на начало года;

Св – стоимость вводимых фондов;

СС - стоимость списанных фондов;

Тв – число полных месяцев с момента ввода до конца года;

Тс – число полных месяцев с момента списания до конца года.

       Существуют следующие методы амортизации:

- прямолинейный (равномерный);

- ускоренный.

       Ускоренный применяется ограниченно, расчёт ведётся по остаточной стоимости, норма амортизации может быть увеличена, но не больше чем в 2 раза.

       Пример:

NАМ =5%

 = 100000 у.е.

Необходимо определить сумму амортизационных отчислений за 3 года.

       Прямолинейный метод:

1 год

2 год, 3 год аналогично

За 3 года амортизационные отчисления составляют 15000у.е.

       Ускоренный метод:

NАМ = 5·2 = 10%

1 год =

2 год =

3 год =

За 3 года = 10000+9000+8100 = 27100 у.е.

 

Эффективность использования ОПФ.

Повышение эффективности деятельности гражданской авиации во многом зависит от рационального использования основных фондов. Улучшение использования ОФ позволяет предприятиям увеличивать объемы работ без дополнительных капитальных вложений, обеспечивает повышение производительности труда и снижение издержек. Для анализа и оценки использования всей совокупности ОФ предприятия или отрасли в целом используют обобщающие показатели, к которым относятся фондоотдача, фондоемкость, рентабельность
фондовооруженность труда.
Показатель фондоотдачи характеризует соотношение между объемом реализованной продукции (доходами) и использованными основными производственными фондами, и показывает
сколько рублей доходов приходится на один рубль среднегодовой стоимости ОФ:

- фондоотдача:

        

фондоотдача показывает сколько продукции (доходов) получаем с одного рубля ОПФ.

- фондоёмкость:

фондоёмкость показывает сколько рублей ОПФ необходимо, чтобы получить одну единицу продукции (один руб. доходов)

- фондовооружённость труда:

       В ГА особое внимание уделяется более эффективному использованию ВС.

       Показателем экстенсивного использования ВС является налёт часов на ВС.

       Необходимо уменьшить все простои самолёта на земле.

       Показателем интенсивного использования ВС является часовая производительность:

         2.4. Пути улучшения использования ОФ
В настоящее время в условиях повышения темпов научно-технического прогресса и роста стоимости ОФ большое значение для увеличения эффективности работы отрасли и предприятий имеет улучшение использования ОФ, что приводит к снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности деятельности, снижению потребности в инвестициях на прирост средств труда, т.к. уменьшается потребность в новых ОФ.

Анализируя использование действующих ОФ, и выявляя пути улучшения их использования, в первую очередь обращают внимание на активную часть ОФ, т. е. на воздушные суда. Пути улучшения использования ВС во времени можно свести к следующему:
1. Сокращение простоев в исправном состоянии за счет:
-повышения спроса на перевозки, проводя оптимальную тарифную политику, в т.ч. за счет использования системы льготных тарифов; повышения качества услуг и т. п.;
- сокращения простоев по метеоусловиям путем внедрения обеспечивающих полеты в сложных
метеоусловиях; путем оснащения наземных служб оборудованием и устройствами, позволяющими осуществлять взлет-посадки и полеты в сложных метеоусловиях; за счет повышения квалификации летного и наземного состава;
- сокращения простоев в резерве, повышая качество технического и других
видов обслуживания ВС;
- сокращения простоев в промежуточных и конечном аэропортах путем совершенствования расписания полетов и графика оборота самолетов.
2. Сокращение простоев в неисправном состоянии за счет:
- сокращения простоев на капитальном ремонте (КР) и на техническом обслуживании (ТО) путем:
- продления межремонтных ресурсов и периодичности ТО СВАД;
- применения прогрессивных методов КР и ТО (обслуживание и ремонт по состоянию);
- лучшей организации производства и труда;
- улучшения финансового состояния предприятий;
- сокращения простоев на устранение отказов за счет повышения качества авиационной техники;
- улучшения качества выполняемых работ по КР и ТО;
- повышения дисциплины и квалификации летного состава работников, обеспечивающих эксплуатацию ВС.
Пути улучшения использования СВП по производительности можно рассмотреть по следующим направлениям:
1. Расстановка парка ВС по воздушным линиям с учетом оптимальной дальности беспосадочного полета, (L), когда предельная загрузка будет равна максимальной
При полетах же на расстояния более оптимальной дальности коммерческая предельная загрузка будет меньше максимальной, т.к. в этом случае вместо коммерческой загрузки берется дополнительное топливо.

Рейсовая скорость (V) с увеличением дальности беспосадочного полета возрастает, т. к. увеличивается доля времени полетов на крейсерских скоростях.
2. Повышение использования коммерческой загрузки использование пассажирских кресел за счет повышения спроса на перевозки.
3. Освоение новых воздушных линий и новых видов работ в отраслях экономики.
4. Повышение регулярности и безопасности полетов.
Для полного раскрытия резервов использования ОФ проводится анализ остальных видов ОФ, таких как: машин, оборудования, силовых устройств, и т.д. Для этого используются соответствующие показатели. После этого могут быть намечены отдельные мероприятия, например, сдача в аренду свободных площадей, выпуск продукции непрофильного характера на неиспользуемом оборудовании, продажа лишнего имущества и т. д.

 

































Лизинг.

Лизинг – форма долгосрочной аренды и новая нетрадиционная дополнительная схема перспективного финансирования.

Преимущества лизинга.

· Предприятию важно не право собственности, а право на её использование для извлечения доходов;

· Взятое в аренду оборудование не отражается на балансе предприятия;

· Арендная плата относится на издержки и снижает налогооблагаемую прибыль;

· Позволяет быстро обновлять фонды;

· Расширяет рынок сбыта для фирм – производителя.

Основные типы лизинга.

· Финансовый;

· Оперативный;

· Возвратный.

Финансовый (капитальный).

Он не предусматривает никакого обслуживания со стороны арендодателя. Не допускается досрочного прекращения аренды, является полностью амортизационным.

Договор лизинга заключается на следующих правах:

· Срок лизинга равен сроку службы ОПФ;

· Сумма платежа включает в себя стоимость ОПФ (аморт. отчисления) проценты за кредит, комиссионные платежи;

· Риск, связанный с порчей и гибелью принимает на себя лизингополучатель;

· ОПФ после окончания договора переходят в собственность лизингополучателя.

Оперативный - это широкий круг партнёрских отношений между арендодателем и арендатором в области финансирования, а также обслуживания, ремонта, наладки и т.д. арендуемого оборудования.

Арендодатель возлагает на себя обслуживание и наладку оборудования и даже обучение специалистов.

Этот вид лизинга не основан на полной амортизации, арендатор может включить в договор условие досрочного прекращения аренды.

Возвратный лизинг – это система соглашений, когда фирма – собственник продаёт свою собственность (землю, здания, оборудование …) и одновременно оформляет договор на аренду.

Арендная плата устанавливается по той же схеме. Сумма платежей должна быть достаточной, чтобы возместить инвестору всю сумму затраченную при покупке, а также среднюю норму прибыли на инвестируемый капитал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: