Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества.
На формирование личности влияют:
1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность.
2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы.
3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы.
4) Субъективный, уникальный, личностный опыт.
Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе.
Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).
Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор.
Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.
Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными.
Важнейшими свойствами личности являются:
- творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве);
- социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер);
- субъективность (индивидуальность);
- целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях.
социальные типы личности:
- фанатик, догматик, традиционалист (традиционно ориентированный);
- конформист (извне ориентированный);
- бунтарь (эскапист – от анг. eskape – бежать, уходить) – изнутри ориентированный (от действительности в мир иллюзий).
В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности:
- «флюгер» – ориентации неустойчивы, главное – «держать нос по ветру»;
– «маргинал» – люди между (в промежуточном положении) разными социальными, культурными, этническими группами, с неполноценным статусом, отсутствием четких ориентиров и установок, с агрессивным поведением.
Потребности превращаются в интересы личности. Интересы обуславливают мотивы поведения и оказываются главными причинами действий личности. Направленность личности на определенные ценности представляет собой ценностные ориентации.
Потребности и интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют стремление удовлетворить их или внутренние побудители действий – мотивы. Смысл таких действий – в достижении определенной цели.
Диспозиция личности – это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, выбор деятельности. Этот выбор происходит в результате взаимодействия мотивов и стимулов и появления установок личности. Если мотивы – внутренние побудители, то стимулы – внешние побудители к деятельности.
Под стимулами обычно понимают экономические, социальные и политические и другие факторы, действующие в среде, окружающей личность.
Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление действительности. Социальные установки – один из регуляторов поведения личности, выражают ее готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки отражают «вектор» поведения.
Структура личности кроме мотиваций и диспозиций характеризуется еще памятью. В качестве социальной памяти она предстает: во-первых, на уровне освоенных опыта и знаний человечества. И во-вторых, на уровне внешней, динамичной оперативной информации. Такая память в процессе взаимодействия с мотивами и диспозициями определяет поведение личности.
Поведение предстает как совокупность поступков личности, в которых отражается все механизмы сознания. Поведение личности зависит от ее демографического, социального, профессионального положения, места в системе общественных связей.
В зависимости от характера отношения личности к окружающему миру ее деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую. По отношению личности к ходу исторического процесса выделяется прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. По результату выделяется творческая и воспроизводящаяся, инновационная и рутинная деятельность.