Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры

 

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам). Например, в Генеральной прокуратуре РФ в зависимости от объема работы в состав зоны включаются прокуратуры одного или нескольких субъектов Федерации.

Закрепление за прокурором определенной территории наделяет его компетенцией контролировать соблюдение и исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ на этой территории. В этих целях он изучает и анализирует состояние законности и организацию деятельности органов прокуратуры зоны путем систематического ознакомления со статистическими данными, текущими и перспективными планами работы, обобщениями и обзорами практики; непосредственного участия в осуществлении проверок деятельности прокуратур зоны, оказания практической помощи прокурорам на местах.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержатся документы, находящиеся на исполнении; отражаются недочеты и ошибки, допущенные прокурором зоны; отмечаются сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования. Организация работы по предметному принципу обусловлена необходимостью решения важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное, конкретное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Организация работы по предметному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов; анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегии, обзоры и др.); участвовать в подготовке документов о реализации результатов обобщений; подготавливать материалы для рассмотрения на коллегии, координационном совещании и т.д.

В прокуратуре для организации работы используется предметно‑зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметов ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в прокуратуре в соответствии с зональным и предметным принципами реализуется прокурором – руководителем и оформляется письменным распоряжением (приказом).

 

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РФ

 

Система прокуратуры РФ – возглавляемая Генеральным прокурором РФ единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности России, построенная на единых принципах, с учетом федеративного устройства и административно‑территориального деления государства.

Система прокуратуры закреплена в Законе о прокуратуре и делится на территориальные и специализированные прокуратуры.

Возглавляет систему прокуратуры Генеральная прокуратура РФ, в состав которой входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему органов военной прокуратуры.

К территориальным прокуратурам относятся: прокуратуры субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт‑Петербурга, автономной области, автономных округов); прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры (межрайонные).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур и подразделяются на военные и иные специализированные прокуратуры.

Военные прокуратуры: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, флотов, групп войск, армий, флотилий; прокуратуры соединений, гарнизонов.

Иные специализированные прокуратуры: природоохранные; по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах и в закрытых административно‑территориальных образованиях (ЗАТО); по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях; иные специализированные прокуратуры.

Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 г. № 23 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах» транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов РФ, были ликвидированы, а их полномочия переданы территориальным прокуратурам.

Транспортные прокуратуры (на правах районных и городских) подчинены территориальным прокуратурам субъектов РФ и осуществляют надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах в соответствии с ранее установленной компетенцией.

В систему прокуратуры также входят Следственный комитет при прокуратуре РФ, научные и образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Академия Генеральной прокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий прокуратуры (журнал «Законность»).

Создание и деятельность на территории РФ органов и учреждений прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: