double arrow

ПЕСЕНКА О ПРЕДМЕТАХ И СЛОВАХ

 

— Допустим, я несу пакет

Для доктора Петрова.

Пакет — предмет,

А в нем — привет.

«Привет» — такое слово.

 

ПРИПЕВ:

 

Должны запомнить дети

И знать, как дважды-два,

Что есть на белом свете

Предметы и слова.

 

 

— Спасибо, — говорит Петров.

«Спасибо» — это слово.

За это слово я готов

Расцеловать Петрова.

 

ПРИПЕВ:

 

Должны запомнить дети

И знать, как дважды-два.

Что есть на белом свете

Предметы и слова.

 

 

Вот с полной сумкою газет

Я вдаль шагаю снова.

И сумка — это мой предмет.

А «даль» такое слово.

 

ПРИПЕВ:

 

Должны запомнить дети

И знать, как дважды-два,

Что есть на белом свете

Предметы и слова.

 

И почтальон с очень хорошим настроением умчался на свою почту. А у Ирины Вадимовны в руках осталось письмо. Оно было такое.

 

«Районому народному хозяйству нашего района нужны грамотные завхозы. Для улучшения их обучения нам необходимо большое помещение. А неграмотные клоуны нам не нужны. В связи с вышеизложенным, приказ.

ПРИКАЗ

Оставаться в академии не разрешаю никому покинуть помещение.

Товарищ Тараканов — главный завхоз районного хозяйства».

 

— В этой бумаге, — сказала директриса, — есть одна ошибка. Какая?

— В ней нет печати, — сказал тов. Помидоров. — Поэтому бумага недействительна.

— Очень хорошо, что бумага недействительна. Но ошибка не в этом. Ведь приказ можно понимать по-разному. Можно так:

 

«Оставаться в академии. Не разрешаю никому покинуть помещение».

 

А можно так:

 

«Оставаться в академии не разрешаю никому. Покинуть помещение».

 

Все зависит от того, как прочесть. Между какими словами сделать остановку. На бумаге эта остановка обозначается точкой.

— Мы сделаем остановку так, чтобы оставаться в академии! — закричала Наташа. И Василиса Потаповна сняла телефоную трубку и позвонила на почту:

— Примите телеграмму. Для товарища Тараканова в райсовет.

 

«Дорогой Тараканов. Неграмотные клоуны нам тоже не нужны. Клоуны будут грамотными. Ваш приказ выполнен. Никому не разрешено покидать помещение. Спасибо, что не забываете нас».

 

Хороший документ, — сказал товарищ Помидоров. — Но самое главное, чтобы они ночью не заняли академию. Такие случаи бывали. Тогда их ни за что не выселить.

— Об этом мы позаботимся, — ответила Ирина Вадимовна.

И когда клоуны ушли, она позвала дворника дядю Шакира. Она сказала ему:

— Нашу академию хотят захватить враги.

— Империалисты? — спросил Шакир.

— Нет, завхозы. Вам придется сегодня ночью стоять на посту и держать оборону. Вот вам ружье. Вот патроны, заряженные солью.

— Ни в коем случае! — поразилась Василиса Потаповна. — Что вы! Это так жестоко — стрелять в людей солью. Уж лучше сахарным песком. Это более гуманно.

 

Приложения к четвертому дню занятий

 

Приложение первое. Рассказ по картинке.

 

Ребята, эта комната товарища Помидорова в квартире товарища Помидорова и его жены Ф. Ф.Помидоровой (Ф. Ф. означает, что ее зовут Фекла Федоровна).

Товарищ Помидоров очень аккуратный человек и очень большой умелец. Он все умеет делать.

 

В середине на столе вы видите телевизор. Его тов. Помидоров собрал сам, когда работал на телевизионном предприятии. Из маленьких деталей. Телевизор работает хорошо. Фекла Федоровна от него не отходит. И сейчас она сидит слева от него и смотрит передачу «Увеличим поголовье птиц». В левой руке у нее чай.

Справа от Феклы Федоровны пылесос. Он тоже собран Помидоровым. С полгода назад. Помидоров тогда был завхозом на «Первом пылесосном заводе № 6».

В левом углу стоит пианино. Отличный инструмент. Собран под руководством тов. Помидорова совсем недавно. Это случилось после того, как тов. Помидоров с группой товарищей проводил осмотр пианинной фабрики.

А в правом углу комнаты, под брезентом стоит авиационная пушка. Ее собрал не сам товарищ Помидоров, а его сын Вася. Он учится в авиационном техникуме и проходил практику на военном заводе.

На пианино, слева лежит трудовая книжка тов. Помидорова. В ней записаны выговоры и наказания, которые тов. Помидоров получил за утаскивание с работы нужных стране деталей. (В результате исследования рисунка ребята осваивают понятия лево и право).

 

Приложение второе. Рассказ для пересказа.

 

 

«СЛУЧАЙ С ДЯДЕЙ ШАКИРОМ ТЕМНОЙ НОЧЬЮ»

 

Ночью дядя Шакир с ружьем стоял на посту у дверей академии. Стоял, стоял, устал. Он притащил на пост кресло из сторожки и уже сидел на посту. С ружьем на плече. Сидел, сидел, сидел, утомился.

Он принес настольную лампу и стал читать интересную книгу на посту. Про веники. Читал, читал, читал, читал, задремал.

Он принес на пост раскладушку и решил немного полежать на посту с ружьем через плечо. Лежал, лежал, лежал, лежал, лежал, заснул.

А тут появились какие-то люди, взялись за раскладушку и захотели вынести сонного дядю Шакира на городскую площадь. Они уже почти донесли раскладушку до ворот…

Но тут вмешался Полкан. Он знал и твердо помнил приказ своего хозяина Сани: «Всех впускать и никого не выпускать».

Полкан зарычал:

— Бе-еее-бе-бе!

И бросился на уносчиков. Так они и полетели в разные стороны. А дядю Шакира бросили. Дядя Шакир закричал:

— Караул! Моя твоя уносют!

Схватил ружье из-под одеяла и бабахнул сахарным песком, куда глаза глядят…

 

 

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ

 

 

На другой день дядя Шакир рассказывал:

— Стою я на посту. Держу оружий и адыним гылазым посматриваю. Выдыруг…

Вдруг появилась какая-то черная сила, подхватила его и запихнула в кровать.

— А откуда взялась кровать? — спросила Наташа.

— По-моему, я ее сам принес. Я был, как загыпнытизыровынный. Как дурной какой.

Но ничего. Он не сдавался. Лежал, как на войне, и в разные стороны прицеливался. И вдруг, словно мина под ним взорвалась.

— Мыня вон куда бросило. Вместе с расклыдушкой. Сверху Полкан упал. А кругом выраги. Я и давай стрелять, сколько было сил.

Ирина Вадимовна поблагодарила дядю Шакира и разрешила ему взять отгул на два дня. Чтобы отдыхать и спать.

 

— А кто же будет дежурить сегодня? — спросил тов. Помидоров.

— Сегодня буду дежурить я! — гордо сказала Василиса Потаповна.

— Спасибо! — поблагодарила ее директриса. — Сейчас я попрошу вас вести занятия. А сама поеду в Министерство. Надо разобраться — кто и зачем хотел утащить дядю Шакира.

Ирина Вадимовна вспрыгнула в седло мотоцикла и еще не успела оказаться в седле, как верный мотоцикл вынес ее на улицу.

Министр принял ее в своем кабинете. Он спросил:

— Ну как, отросла борода у дяди Шакира?

— Нет еще. Но нам не до бороды. Самого дядю Шакира чуть не украли.

И она рассказал министру про последние события. Про письма и нападения.

— Сегодня у нас утаскивают дядю Шакира. Завтра Василису Потаповну. А послезавтра и учеников. Так мы без кадров останемся и без помещения.

Министр сказал:

— Это помещение Горсовет дал нам временно. Раньше оно принадлежало школе завхозов. Они там хранили веники, ломы и счетно-решающие машины. Теперь им стало тесно. Вот они и стараются вас выжить.

— Боюсь, они перестарались.

— Да, у них там есть один энтузиаст, товарищ Тараканов. Напористый очень. Но ничего, вам надо продержаться чуть-чуть. Скоро им построят новое здание.

— Хорошо. Будем держаться.

Только Ирина Вадимовна села на мотоцикл, как ее из окошка окликнул министр.

— Стойте. Вот вам подарок для дяди Шакира. Париковая борода. Сейчас это очень модно среди интеллигенции…

Тем временем Василиса Потаповна вела урок.

— Я надеюсь, вы поняли, что предложения состоят из слов. Например, возьмем такое мудрое предложение: «ДЕТИ, ЕШЬТЕ РЫБИЙ ЖИР!» Из скольких слов оно состоит?

— Из трех, — сказала Наташа.

— Перечисли.

— Из «дети», «ешьте» и «рыбий жир».

— В чем она ошибается? — спросила Василиса Потаповна.

— В том, что рыбий жир надо не есть, а пить, — сказал Саня.

— И не только детям, но и взрослым! — добавил Помидоров.

— Нет. Ошибка в том, что «рыбий жир» — это два слова. Одно слово «жир», а второе — «рыбий».

Вдруг в класс вошел какой-то гражданин с огромной бородой. Он спросил:

— Из каких слов состоит предложение «Бородатый дядя»? И сам же ответил:

— Из двух. Из дяди и бороды.

 

Гражданин снял бороду, и все увидели, что это Ирина Вадимовна. Она сказала:

— Я вам сейчас дам слова. Целую кучу. А вы сделаете из них предложения. Слова такие: гражданин, телега, читает, везет, лошадь, газета.

Клоуны задумались, а товарищ Помидоров закричал:

— Гражданин читает газету.

— Лошадь везет телегу! — закричал Саня.

— А если повеселее? — сказала Ирина Вадимовна.

— Лошадь читает газету, — сказала Наташа.

— Гражданин везет телегу! — добавил Саня.

— А еще можно так, — сказал Помидоров. — Гражданин читает телегу. У нас в учреждении «телегой» называют ругательное письмо.

Тут его фантазия разбушевалась, и он закричал:

— Гражданин читает лошадь!

— А что? — поддержала Ирина Вадимовна. — Представляете себе — живая газета. Заголовок «Вечерняя лошадь». И на боках фотографии и статьи.

— Я бы обязательно выписывал бы такую газету, — сказал Саня. — Почтальон на ней приехал. Мы всей семьей ее прочитали, покормили, и она ушла к другому подписчику.

— Но пока «Вечерняя лошадь» еще не выходит, предложение «Гражданин читает лошадь» неправильное. Мы взяли слово из одного предложения и поставили в другое. А в каждом предложении должен быть порядок.

— Порядок должен быть не только в предложении, но и вообще! — сказала Василиса Потаповна. А Ирина Вадимовна достала из шкафа гитару и продолжила объяснение под музыку.

— Песня, — сказала она объявлятельным голосом. — Про объявления. — И запела:

 

— Известно — объявления

Нужны нам для того,

Чтоб знало население,

Читая объявления:

— Что? Где? Когда? И почему

Зачем? И для кого?

 

«Нужна детсаду прачка.

Звоните в детский сад».

«От нас ушел котенок

По кличке Мармелад».

 

«Сдается дача летняя

С козой и гаражом».

«В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом».

 

«Нужна телега с лошадью

И грузчики на склад».

«Назавтра ожидается

Гроза, а так же град».

 

«Учитель учит пению

И рисованию».

И «Требуется няня

В хорошую семью».

 

Наборщик в типографии.

Вдруг выронил набор.

Смешались в объявлениях

Слова и предложения.

И в этих где? Когда? Зачем?

Произошел сыр-бор.

 

«Нужна детсаду няня

С телегою на склад».

«От нас ушел учитель

По кличке Мармелад».

 

«Назавтра ожидается

Гроза за рубежом».

«В театре будет лекция

Коза над гаражом».

 

«Котенок учит пению

И рисованию».

«И требуются грузчики

В хорошую семью».

 

Смеялось объявление,

Читая население…

 

То есть нет,

 

Смеялось население.

Читая объявления.

А кто смеяться не умел.

Пришел в недоумение.

 

Клоуны смеялись, а товарищ Помидоров пришел в недоумение:

— Наверное, ему объявили строгий выговор, — сказал он.

— Кому?

— Этому наборщику. Чтобы больше не путал.

— Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Я думаю, что еще премии лишили. И с доски почета сняли.

Тут прозвенел звонок. Занятия на сегодня были окончены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: