— Допустим, я несу пакет
Для доктора Петрова.
Пакет — предмет,
А в нем — привет.
«Привет» — такое слово.
ПРИПЕВ:
Должны запомнить дети
И знать, как дважды-два,
Что есть на белом свете
Предметы и слова.
— Спасибо, — говорит Петров.
«Спасибо» — это слово.
За это слово я готов
Расцеловать Петрова.
ПРИПЕВ:
Должны запомнить дети
И знать, как дважды-два.
Что есть на белом свете
Предметы и слова.
Вот с полной сумкою газет
Я вдаль шагаю снова.
И сумка — это мой предмет.
А «даль» такое слово.
ПРИПЕВ:
Должны запомнить дети
И знать, как дважды-два,
Что есть на белом свете
Предметы и слова.
И почтальон с очень хорошим настроением умчался на свою почту. А у Ирины Вадимовны в руках осталось письмо. Оно было такое.
«Районому народному хозяйству нашего района нужны грамотные завхозы. Для улучшения их обучения нам необходимо большое помещение. А неграмотные клоуны нам не нужны. В связи с вышеизложенным, приказ.
ПРИКАЗ
Оставаться в академии не разрешаю никому покинуть помещение.
Товарищ Тараканов — главный завхоз районного хозяйства».
— В этой бумаге, — сказала директриса, — есть одна ошибка. Какая?
— В ней нет печати, — сказал тов. Помидоров. — Поэтому бумага недействительна.
— Очень хорошо, что бумага недействительна. Но ошибка не в этом. Ведь приказ можно понимать по-разному. Можно так:
«Оставаться в академии. Не разрешаю никому покинуть помещение».
А можно так:
«Оставаться в академии не разрешаю никому. Покинуть помещение».
Все зависит от того, как прочесть. Между какими словами сделать остановку. На бумаге эта остановка обозначается точкой.
— Мы сделаем остановку так, чтобы оставаться в академии! — закричала Наташа. И Василиса Потаповна сняла телефоную трубку и позвонила на почту:
— Примите телеграмму. Для товарища Тараканова в райсовет.
«Дорогой Тараканов. Неграмотные клоуны нам тоже не нужны. Клоуны будут грамотными. Ваш приказ выполнен. Никому не разрешено покидать помещение. Спасибо, что не забываете нас».
Хороший документ, — сказал товарищ Помидоров. — Но самое главное, чтобы они ночью не заняли академию. Такие случаи бывали. Тогда их ни за что не выселить.
— Об этом мы позаботимся, — ответила Ирина Вадимовна.
И когда клоуны ушли, она позвала дворника дядю Шакира. Она сказала ему:
— Нашу академию хотят захватить враги.
— Империалисты? — спросил Шакир.
— Нет, завхозы. Вам придется сегодня ночью стоять на посту и держать оборону. Вот вам ружье. Вот патроны, заряженные солью.
— Ни в коем случае! — поразилась Василиса Потаповна. — Что вы! Это так жестоко — стрелять в людей солью. Уж лучше сахарным песком. Это более гуманно.
Приложения к четвертому дню занятий
Приложение первое. Рассказ по картинке.
Ребята, эта комната товарища Помидорова в квартире товарища Помидорова и его жены Ф. Ф.Помидоровой (Ф. Ф. означает, что ее зовут Фекла Федоровна).
Товарищ Помидоров очень аккуратный человек и очень большой умелец. Он все умеет делать.
В середине на столе вы видите телевизор. Его тов. Помидоров собрал сам, когда работал на телевизионном предприятии. Из маленьких деталей. Телевизор работает хорошо. Фекла Федоровна от него не отходит. И сейчас она сидит слева от него и смотрит передачу «Увеличим поголовье птиц». В левой руке у нее чай.
Справа от Феклы Федоровны пылесос. Он тоже собран Помидоровым. С полгода назад. Помидоров тогда был завхозом на «Первом пылесосном заводе № 6».
В левом углу стоит пианино. Отличный инструмент. Собран под руководством тов. Помидорова совсем недавно. Это случилось после того, как тов. Помидоров с группой товарищей проводил осмотр пианинной фабрики.
А в правом углу комнаты, под брезентом стоит авиационная пушка. Ее собрал не сам товарищ Помидоров, а его сын Вася. Он учится в авиационном техникуме и проходил практику на военном заводе.
На пианино, слева лежит трудовая книжка тов. Помидорова. В ней записаны выговоры и наказания, которые тов. Помидоров получил за утаскивание с работы нужных стране деталей. (В результате исследования рисунка ребята осваивают понятия лево и право).
Приложение второе. Рассказ для пересказа.
«СЛУЧАЙ С ДЯДЕЙ ШАКИРОМ ТЕМНОЙ НОЧЬЮ»
Ночью дядя Шакир с ружьем стоял на посту у дверей академии. Стоял, стоял, устал. Он притащил на пост кресло из сторожки и уже сидел на посту. С ружьем на плече. Сидел, сидел, сидел, утомился.
Он принес настольную лампу и стал читать интересную книгу на посту. Про веники. Читал, читал, читал, читал, задремал.
Он принес на пост раскладушку и решил немного полежать на посту с ружьем через плечо. Лежал, лежал, лежал, лежал, лежал, заснул.
А тут появились какие-то люди, взялись за раскладушку и захотели вынести сонного дядю Шакира на городскую площадь. Они уже почти донесли раскладушку до ворот…
Но тут вмешался Полкан. Он знал и твердо помнил приказ своего хозяина Сани: «Всех впускать и никого не выпускать».
Полкан зарычал:
— Бе-еее-бе-бе!
И бросился на уносчиков. Так они и полетели в разные стороны. А дядю Шакира бросили. Дядя Шакир закричал:
— Караул! Моя твоя уносют!
Схватил ружье из-под одеяла и бабахнул сахарным песком, куда глаза глядят…
ПЯТЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ
На другой день дядя Шакир рассказывал:
— Стою я на посту. Держу оружий и адыним гылазым посматриваю. Выдыруг…
Вдруг появилась какая-то черная сила, подхватила его и запихнула в кровать.
— А откуда взялась кровать? — спросила Наташа.
— По-моему, я ее сам принес. Я был, как загыпнытизыровынный. Как дурной какой.
Но ничего. Он не сдавался. Лежал, как на войне, и в разные стороны прицеливался. И вдруг, словно мина под ним взорвалась.
— Мыня вон куда бросило. Вместе с расклыдушкой. Сверху Полкан упал. А кругом выраги. Я и давай стрелять, сколько было сил.
Ирина Вадимовна поблагодарила дядю Шакира и разрешила ему взять отгул на два дня. Чтобы отдыхать и спать.
— А кто же будет дежурить сегодня? — спросил тов. Помидоров.
— Сегодня буду дежурить я! — гордо сказала Василиса Потаповна.
— Спасибо! — поблагодарила ее директриса. — Сейчас я попрошу вас вести занятия. А сама поеду в Министерство. Надо разобраться — кто и зачем хотел утащить дядю Шакира.
Ирина Вадимовна вспрыгнула в седло мотоцикла и еще не успела оказаться в седле, как верный мотоцикл вынес ее на улицу.
Министр принял ее в своем кабинете. Он спросил:
— Ну как, отросла борода у дяди Шакира?
— Нет еще. Но нам не до бороды. Самого дядю Шакира чуть не украли.
И она рассказал министру про последние события. Про письма и нападения.
— Сегодня у нас утаскивают дядю Шакира. Завтра Василису Потаповну. А послезавтра и учеников. Так мы без кадров останемся и без помещения.
Министр сказал:
— Это помещение Горсовет дал нам временно. Раньше оно принадлежало школе завхозов. Они там хранили веники, ломы и счетно-решающие машины. Теперь им стало тесно. Вот они и стараются вас выжить.
— Боюсь, они перестарались.
— Да, у них там есть один энтузиаст, товарищ Тараканов. Напористый очень. Но ничего, вам надо продержаться чуть-чуть. Скоро им построят новое здание.
— Хорошо. Будем держаться.
Только Ирина Вадимовна села на мотоцикл, как ее из окошка окликнул министр.
— Стойте. Вот вам подарок для дяди Шакира. Париковая борода. Сейчас это очень модно среди интеллигенции…
Тем временем Василиса Потаповна вела урок.
— Я надеюсь, вы поняли, что предложения состоят из слов. Например, возьмем такое мудрое предложение: «ДЕТИ, ЕШЬТЕ РЫБИЙ ЖИР!» Из скольких слов оно состоит?
— Из трех, — сказала Наташа.
— Перечисли.
— Из «дети», «ешьте» и «рыбий жир».
— В чем она ошибается? — спросила Василиса Потаповна.
— В том, что рыбий жир надо не есть, а пить, — сказал Саня.
— И не только детям, но и взрослым! — добавил Помидоров.
— Нет. Ошибка в том, что «рыбий жир» — это два слова. Одно слово «жир», а второе — «рыбий».
Вдруг в класс вошел какой-то гражданин с огромной бородой. Он спросил:
— Из каких слов состоит предложение «Бородатый дядя»? И сам же ответил:
— Из двух. Из дяди и бороды.
Гражданин снял бороду, и все увидели, что это Ирина Вадимовна. Она сказала:
— Я вам сейчас дам слова. Целую кучу. А вы сделаете из них предложения. Слова такие: гражданин, телега, читает, везет, лошадь, газета.
Клоуны задумались, а товарищ Помидоров закричал:
— Гражданин читает газету.
— Лошадь везет телегу! — закричал Саня.
— А если повеселее? — сказала Ирина Вадимовна.
— Лошадь читает газету, — сказала Наташа.
— Гражданин везет телегу! — добавил Саня.
— А еще можно так, — сказал Помидоров. — Гражданин читает телегу. У нас в учреждении «телегой» называют ругательное письмо.
Тут его фантазия разбушевалась, и он закричал:
— Гражданин читает лошадь!
— А что? — поддержала Ирина Вадимовна. — Представляете себе — живая газета. Заголовок «Вечерняя лошадь». И на боках фотографии и статьи.
— Я бы обязательно выписывал бы такую газету, — сказал Саня. — Почтальон на ней приехал. Мы всей семьей ее прочитали, покормили, и она ушла к другому подписчику.
— Но пока «Вечерняя лошадь» еще не выходит, предложение «Гражданин читает лошадь» неправильное. Мы взяли слово из одного предложения и поставили в другое. А в каждом предложении должен быть порядок.
— Порядок должен быть не только в предложении, но и вообще! — сказала Василиса Потаповна. А Ирина Вадимовна достала из шкафа гитару и продолжила объяснение под музыку.
— Песня, — сказала она объявлятельным голосом. — Про объявления. — И запела:
— Известно — объявления
Нужны нам для того,
Чтоб знало население,
Читая объявления:
— Что? Где? Когда? И почему
Зачем? И для кого?
«Нужна детсаду прачка.
Звоните в детский сад».
«От нас ушел котенок
По кличке Мармелад».
«Сдается дача летняя
С козой и гаражом».
«В театре будет лекция
Про жизнь за рубежом».
«Нужна телега с лошадью
И грузчики на склад».
«Назавтра ожидается
Гроза, а так же град».
«Учитель учит пению
И рисованию».
И «Требуется няня
В хорошую семью».
Наборщик в типографии.
Вдруг выронил набор.
Смешались в объявлениях
Слова и предложения.
И в этих где? Когда? Зачем?
Произошел сыр-бор.
«Нужна детсаду няня
С телегою на склад».
«От нас ушел учитель
По кличке Мармелад».
«Назавтра ожидается
Гроза за рубежом».
«В театре будет лекция
Коза над гаражом».
«Котенок учит пению
И рисованию».
«И требуются грузчики
В хорошую семью».
Смеялось объявление,
Читая население…
То есть нет,
Смеялось население.
Читая объявления.
А кто смеяться не умел.
Пришел в недоумение.
Клоуны смеялись, а товарищ Помидоров пришел в недоумение:
— Наверное, ему объявили строгий выговор, — сказал он.
— Кому?
— Этому наборщику. Чтобы больше не путал.
— Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Я думаю, что еще премии лишили. И с доски почета сняли.
Тут прозвенел звонок. Занятия на сегодня были окончены.