Результаты надзорной деятельности показывают, что нарушения законодательства при разработке участков недр носят весьма распространенный характер

Название документа

Статья: Организация надзора за исполнением законодательства при разработке карьеров

(Гуслов Е.А.)

("Законность", 2018, N 3)

Дата

19.02.2018

Информация о публикации

Гуслов Е.А. Организация надзора за исполнением законодательства при разработке карьеров // Законность. 2018. N 3. С. 30 - 33.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИ РАЗРАБОТКЕ КАРЬЕРОВ

 

Е.А. ГУСЛОВ

 

Гуслов Евгений Александрович, заместитель Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области.

 

На основе опыта работы Томской межрайонной природоохранной прокуратуры в статье повествуется о вопросах организации надзора за исполнением законодательства при разработке карьеров.

 

Ключевые слова: надзор, прокуратура, законодательство, карьер.

 

Organization of supervision over implementation of legislation for quarry mining

E.A. Guslov

 

Guslov Evgeny Alexandrovich, Deputy Tomsk Inter-District Environmental Public Prosecutor of the Tomsk Region.

 

Based on the experience of Tomsk Interdistrict environmental Prosecutor's office the article talks about the organization of supervision over implementation of legislation in the quarrying.

 

Key words: supervision, the Prosecutor's office, legislation, careers.

 

Результаты надзорной деятельности показывают, что нарушения законодательства при разработке участков недр носят весьма распространенный характер.

В связи с этим вопросы исполнения законодательства при разработке карьеров приобретают особую актуальность. В современных условиях контролирующие органы не во всех случаях надлежащим образом реализуют возложенные на них полномочия по выявлению и устранению нарушений в сфере недропользования и охраны окружающей среды, не всегда принимают необходимый комплекс мер реагирования.

В связи с этим особую роль приобретает своевременное прокурорское вмешательство. Приказом Генерального прокурора РФ от 1 апреля 2014 г. N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" определено, что надзор за исполнением законодательства о недрах - одно из основных направлений надзорной деятельности.

Исходя из характера обнаруженных нарушений законодательства при осуществлении недропользования прокурором могут быть приняты различные меры прокурорского реагирования. Проиллюстрируем это на примере работы Томской межрайонной природоохранной прокуратуры за 2016 - 2017 гг.

Так, в силу ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

В соответствии с п. 6.1 ст. 3, п. 7 ст. 4 Закона РФ "О недрах" федеральные органы государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и субъекты Федерации совместно формируют региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым.

На территории Томской области действует Перечень общераспространенных полезных ископаемых, утвержденный распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России, администрации Томской области от 25 сентября 2003 г. N 437-р (к ним отнесены различные полезные ископаемые, включая песок, гравий, песчано-гравийный материал).

При выявлении отсутствия лицензии на пользование недрами с целью добычи полезных ископаемых можно принять комплекс мер прокурорского реагирования.

Например, в 2016 - 2017 гг. Томской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены факты ведения ООО "Прайм плюс" и ООО "ГРОС" деятельности по добыче песчано-гравийного материала, а также строительного камня в Томском районе Томской области без получения соответствующей лицензии на пользование недрами.

По факту допущенных нарушений по постановлениям природоохранной прокуратуры ООО "Прайм плюс" и ООО "ГРОС" привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии) в виде административных штрафов в размере 800 тыс. руб. Одновременно природоохранный прокурор внес руководителям названных предприятий представления, по итогам рассмотрения которых незаконная деятельность по добыче полезных ископаемых прекращена, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В процессе ведения незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых хозяйствующие субъекты зачастую наносят вред и многим другим компонентам природной среды.

Так, в силу п. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 11 ч. 3 ст. 11 ВК установлено, что предоставление водных объектов в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса для осуществления аквакультуры (рыбоводства) осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Например, ООО "Прайм плюс", осуществляя незаконную добычу песчано-гравийного материала, в том числе в русле реки Томи, вопреки требованиям законодательства производило незаконное изъятие водных ресурсов из водного объекта высшей категории рыбохозяйственного значения, однако каких-либо разрешительных документов на водопользование не имело, равно как не имело и необходимого согласования с органами Росрыболовства, что является нарушением ст. 11 ВК, ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также п. п. 1 - 3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. N 384.

По факту допущенных нарушений по постановлениям природоохранного прокурора ООО "Прайм плюс" привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта и пользование им), ст. 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов), ст. 8.42 (использование водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности), ст. 8.6 (самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы), ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка) КоАП в виде административных штрафов. По итогам рассмотрения представления прокурора ООО "Прайм плюс" прекращены все работы на указанной территории, 4 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В ходе прокурорской проверки деятельности ООО "ГРОС", осуществлявшего безлицензионную добычу строительного камня на участке недр в пос. Мирный Томского района Томской области, установлено, что предприятие при осуществлении незаконной добычи строительного камня одновременно реализовывало его сторонним организациям за плату.

Это стало основанием для направления Томским межрайонным природоохранным прокурором материалов проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере). Организована доследственная проверка.

Распространенный характер носят и нарушения законодательства в деятельности недропользователей, у которых есть действующие лицензии на пользование недрами с целью добычи полезных ископаемых.

Например, в 2016 г. природоохранной прокуратурой вскрыт факт ведения ООО "СМУ-7" добычи песка на участке недр "Новый" в ЗАТО Северск без оформления вопреки требованиям ст. 22 Закона РФ "О недрах" горного отвода и иных предусмотренных лицензией на пользование недрами разрешительных документов.

За пользование недрами с нарушениями условий лицензии по постановлению природоохранного прокурора ООО "СМУ-7" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП в виде штрафа в размере 300 тыс. руб., по результатам рассмотрения представления прокурора виновное должностное лицо предприятия привлечено к дисциплинарной ответственности.

Учитывая, что нарушения правил охраны и использования недр при добыче песка ООО "СМУ-7" повлекли причинение вреда недрам в размере 6,8 млн руб., материалы прокурорской проверки направлены в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК в следственный отдел по ЗАТО Северск следственного управления Следственного комитета РФ по Томской области. По итогам процессуальной проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 255 УК (нарушение правил охраны и использования недр при эксплуатации горнодобывающего предприятия, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба).

Результаты проведенной в 2016 г. прокуратурой проверки показали, что на территории Томского района на Надеждинском участке недр песок добывался за пределами выделенного ООО "Песок-ТИСК" лицензионного участка, предприятие допустило обводнение части карьера, не проведен до начала промышленной добычи анализ фонового состояния окружающей природной среды и не организован мониторинг ее дальнейшего состояния в пределах участка недр.

ООО "Речной щебень", имея лицензию на добычу песчано-гравийного материала на территории Айдаковского месторождения в Томском районе, не осуществляло должного контроля за своим лицензионным участком и допустило работу на нем постороннего предприятия, чем нарушило условия лицензии на пользование недрами.

В связи с этим по постановлениям прокурора ООО "Песок-ТИСК", ООО "Речной щебень" привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией) в виде административных штрафов. По итогам рассмотрения представлений прокурора нарушения устранены, незаконные работы приостановлены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

При разработке песчано-гравийных карьеров распространены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране атмосферного воздуха, а также законодательства об охране окружающей среды.

Например, в ходе проведенной в 2017 г. природоохранной прокуратурой проверки вскрыты факты незаконного складирования ООО "Инертные материалы" на территории участка недр в Томском районе отходов на почве под открытым небом без специально оборудованной площадки.

Несмотря на осуществление предприятием деятельности по обращению с отходами, ООО "Инертные материалы" не разработало и не утвердило паспорта опасных отходов, не организовало учет в области обращения с отходами, что является нарушением требований ст. ст. 14, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Также в ходе проверки на лицензионном участке выявлены действующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (карьер добычи полезных ископаемых, погрузо-разгрузочные работы, дробильно-сортировочные работы).

Вместе с тем, несмотря на эксплуатацию ООО "Инертные материалы" названных источников и ведение в результате этого деятельности, связанной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в отношении указанных источников не проведена инвентаризация, нет проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением требований ст. ст. 12, 14, 22, 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Кроме того, ООО "Инертные материалы" не выполнило требования п. 2 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которыми это предприятие обязано было не позднее 1 января 2017 г. подать в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды заявку и поставить свои объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.

По факту допущенных нарушений по постановлениям природоохранного прокурора ответственное должностное лицо ООО "Инертные материалы" привлечено к административной ответственности по ст. ст. 8.1, 8.2, 8.46, а также ч. 1 ст. 8.21 КоАП в виде административных штрафов. Одновременно природоохранным прокурором директору ООО "Инертные материалы" внесено представление, по итогам рассмотрения которого предприятие организовало работу по получению необходимых разрешительных документов, 4 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

При осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых встречаются факты порчи земель.

Так, в июне 2017 г. природоохранной прокуратурой на участке недр "Курлекский" в Томском районе с привлечением специалистов ОГБУ "Облкомприрода" выявлены факты незаконного складирования отходов, загрязнения ООО "Курлекский карьер ТИСК" земли нефтепродуктами и смесями масел минеральных отработанных, а также порчи земли нефтесодержащими отходами производства и потребления II и III класса опасности.

По факту допущенных нарушений по инициативе природоохранной прокуратуры начальник участка указанного предприятия привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.

В сентябре 2017 г. природоохранным прокурором в Томский районный суд направлено исковое заявление о взыскании с ООО "Курлекский карьер "ТИСК" денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Решением Томского районного суда заявленные исковые требования прокурора удовлетворены.

Кроме того, с учетом существенного причинения вреда окружающей среде в связи с разливами нефтепродуктов Томским межрайонным природоохранным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК материалы переданы в отдел МВД России по Томскому району для решения вопроса об уголовном преследовании по факту порчи земель по ч. 1 ст. 254 УК.

Не во всех случаях в нарушение требований ст. 13 Земельного кодекса РФ после завершения разработки участка недр недропользователи принимают меры по проведению рекультивации нарушенных участков.

К примеру, в ходе проведенной в 2016 г. природоохранной прокуратурой проверки вскрыт факт непринятия ООО "СИБМАГИСТРАЛЬ" мер по проведению рекультивации земельного участка в окрестностях дер. Оськино Шегарского района, на котором ранее предприятие вело добычу песчано-гравийной смеси на основании лицензии.

Решением Шегарского районного суда, вынесенным по иску природоохранного прокурора, на ООО "СИБМАГИСТРАЛЬ" возложена обязанность провести рекультивацию указанного земельного участка. В настоящее время по инициативе природоохранной прокуратуры судебные приставы-исполнители организовали принудительное исполнение названного судебного решения.

Приведенные примеры свидетельствуют о многообразии нарушений законодательства, встречающихся при разработке песчано-гравийных карьеров, а также о том, что с целью их устранения могут быть приняты разнообразные меры прокурорского реагирования.

Отметим, что в силу ст. ст. 21 и 26 Закона о прокуратуре органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют иные уполномоченные органы. Однако практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что часто лишь после вмешательства органов прокуратуры контролирующие органы принимают реальные меры по устранению нарушений природоохранного законодательства, взысканию ущерба, причиненного окружающей среде. В этой связи при выявлении фактов бездействия прокурорам в каждом конкретном случае необходимо также решать вопрос и о привлечении должностных лиц органов контроля к ответственности.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: