По составлению экскурсии

Рекомендации по прохождению музейной практики в период самоизоляции с применением онлайн ресурсов и дистанционной формы обучения.

Где пройти практическое обучение в режиме онлайн:

1. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Сайт: https://pushkinmuseum.art/ виртуальный тур по залам

 

2. Государственный исторический музей

Сайт: http://nav.shm.ru/ виртуальный тур по залам

 

3. ГТГ - https://www.tretyakovgallery.ru/ - коллекция, анализ произведения

https://lavrus.art/ – просмотр онлайн лекций, тур по выставке (на ваш выбор) Лаврус – просветительский проект Третьяковской галереи

Виртуальные экскурсии в Третьяковской галерее https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki

 

4. Виртуальный Русский музей https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/index.php -виртуальные туры по выставкам (на выбор)

Сайт http://www.rusmuseum.ru/collections/ - коллекция, анализ произведения

Онлайн тур по ГРМ по ссылке: http://virtual.rusmuseumvrm.ru/mikh_castle/

Обязательное задание, посетить и отметить в дневнике!

Посетить онлайн трансляции на сайте: http://www.rusmuseum.ru/news/online-broadcast-of-the-russian-museum/

(одна экскурсия на выбор)

 

12.05.20.2020 в 16.30 Онлайн-экскурсия «Юсуповы и Валентин Серов».

Экскурсовод: В.А.Горлова, зав.отделом экскурсионно-лекционной работы

 

12.05.20.2020 в 18.00 Онлайн-лекция «Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства»

Лектор: С.С. Ершова, кандидат искусствоведения, критик, экскурсовод Русского музея

 

5. Государственный Эрмитаж – виртуальный визит по ссылке:

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-m-1/!ut/p/z1/jY9BDoIwEEXPwgHIFATUZa0xiJLGRLF2Q2YjTgKFQGXh6W2MGxeis5vk_Td_QIMCbXCkCi21Bmu3X3RSSs6TYCZYtiiiOeNLnq6zA4tXmwTOL4B9Gc5A_5OfAPS0Pvt1wH0Q9rnIK9Ad2ptP5tqCGqm3d6zLkQayoDo0bY8NDn7jB66T_rTK7c5Z5TFOpSxEKKI3MNGra07qsU8Zcc97Aid38vQ!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru

Обязательное задание, посетить и отметить в дневнике!

Посетить онлайн трансляции на сайте:

 

Расписание онлайн экскурсий и лекций: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2020/news_56_20/!ut/p/z1/jY_BDoIwEES_xQ8wuxQo8VgJVEBSDyq1F9KDYhMtRIkmfr2NejFGdE-zyduZWVAgQVl9MY3uTWv1we0bRWvBGPX8GHNeIEXGkQhWEp8nFKoHgF-GIah_7gcANWyf_wpwH5BTGZcNqE73-7Gxuxak3V7PIAkSfOo6pLXTFah3PyESgkzwNFik3ONp9AFkReSAZTgTYh2TOHgBA5W740re5tNJZtjoDrlm5gw!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru

 

Лекции и экскурсии в записи на youtube канале https://www.youtube.com/user/thehermitagemuseum -Проект Интеллигентная изоляция.

 

6. «Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева» - https://radmuseumart.ru/

Виртуальный тур -http://vm1.culture.ru/vtour/tours/khudozhestvennyy_muzey_radishcheva/pano.php

 

7. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова – сайт: https://www.surikov-museum.ru/

Виртуальный тур - https://www.surikov-museum.ru/virtual-tour

 

8. Музей Фаберже https://fabergemuseum.ru/

Виртуальный тур 3Д-тур по ссылке: https://fabergemuseum.ru/3dtour/

Шедевры коллекции - https://fabergemuseum.ru/kollekczii/shedevryi-kollekczii/

Аудио гид https://soundcloud.com/fabergemuseum/sets/russian-audio

9. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства сайт: http://www.vmdpni.ru/

Виртуальный музей сайт: http://vmdpni.ru/virtual/?lang=ru

Коллекция керамики - http://www.vmdpni.ru/catalog/ceramics/index.php

 

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ «О САМОЛЕТАХ И НЕ ТОЛЬКО В РУССКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЕ» 16.05.2020 в 12.00 на сайте http://www.vmdpni.ru/data/events/20_20/aprel/lekciya_v_ramkah_akcii_noch_muzeev/index.php

 

 

В помощь студенту литература и интернет источники для изучения и использования при прохождении музейной практики онлайн и подготовке отчета.

Музееведение

1. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие / Л. М. Шляхтина. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 248 с. — ISBN 978-5-8114-2076-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113995 (дата обращения: 11.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Изучить стр. 112-149

2. http://window.edu.ru/resource/348/77348/files/Uchebnoe-posobie-MUSEEVEDEIE.pdf

3. Музейный предмет, его свойства. Краснокутская Л.И. Музееведение. Учебно-методическое пособие. Пятигорск, 2011.

http://www.museumpass.ru/delo/249794.html#.Vd2fpcbhBnX

4. Т.Ю. Юренева. Музееведение. М: Академический Проект., 2004., с. 560

Изучить: Глава 3. Фонды музея, Глава 4. Научно-фондовая работа, записать определения

5. Российская музейная энциклопедия.

http://museum.ru/RME/dictionary.asp - словарь музейных терминов

http://museum.ru/RME/mb_fonds.asp - фондовая работа

 

По составлению экскурсии

1. Хвагина, Т.А. Личность и профессиональное мастерство экскурсовода в историческом аспекте / Т.А. Хвагина // Туризм и гостеприимство. — 2016. — № 1. — С. 61-71. — ISSN 2410-3810. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/300170 (дата обращения: 11.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М: Советский спорт, 2007 

https://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm

http://litra.pro/ekskursovedenie-uchebnik/emeljyanov-boris-vasiljevich/read

http://www.nnre.ru/uchebniki/yekskursovedenie_uchebnik/index.php

 

Изучить определения и методику:

 

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела..

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория – это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

 

 

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Экскурсия - это:

1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;

2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

 

Экскурсант - это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;

2) субъект, участник экскурсии.

 

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

 

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1. предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2. непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии. Понятие включает в себя:

общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

 

Методика или приемы:

анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

ассоциация по времени;

ассоциация по единству;

словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);

осмотр объекта;

метод наблюдения.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.

Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.

Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.

Экскурсионный процесс и задачи экскурсии

 

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция – построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет – событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула – цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация – точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию а один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

 

 

Как построить работу:

 

Часть 1. Изучение законодательства РФ о культуре, нормативно-правовой основы функционирования музея, о музейном фонде РФ и музеях РФ. (Прилагаю файлы)

 

Часть 2. Знакомство с Основам музееведения и самостоятельное освоение теоретического материала по следующим темам (краткий конспект в отчете по практике):

а) знакомство с основными видами фондовой работы музеев: порядок организации и работы местных музеев, научное комплектование фондов в зависимости от их типа и профиля, порядок ведения фондовой документации, структура фондов музея, состав фондов музея по значению и юридическому положению предметов, атрибуция музейных предметов, первичный учет и первичная научная обработка музейных предметов, систематический учет и научная инвентаризация музейных фондов, составление картотеки основного и вспомогательного фондов, составление паспортов на предметы подлинники, шифровка музейных предметов, ведение книг учета музейных предметов;

б) знакомство с методикой изучения музейных предметов; классификация и систематизация музейных предметов, интерпретация музейных предметов-подлинников, отбор предметов музейного значения, особенности изучения предметов современного периода;

в) задачи хранения музейных фондов: знакомство с основными группами музейных предметов и факторами, определяющими сохранность музейных артефактов, температурно-влажностный режим, световой режим, биологический режим, защита музейных предметов от механических повреждений, защита музейных фондов в экстремальных условиях, основные факторы сохранности музейных предметов, и пр.;

г) вопросы консервации и реставрации музейных предметов, особенности хранения музейных предметов-подлинников в экспозиции, проблемы организации открытого хранения фондов, упаковка и транспортировка музейных экспонатов;

д) знакомство с основными принципами построения экспозиций художественных методы построения тематических экспозиций, экспозиционные материалы (предметы подлинники, воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов, экспозиционные научно-вспомогательные материалы, создание художественных произведений для экспозиции, и пр.), размещение экспозиционных материалов, организация работы над экспозицией, дизайн и художественное оформление экспозиции;

е) знакомство с основными видами экскурсионно-массовой работы музеев: значение и место экскурсионно-массовой работы музеев, виды экскурсий, лекционная работа музеев, кружки и семинары, популяризация музея.

 

Часть 3. Экскурсионная часть: виртуальная экскурсия по залам музеев (из предложенного списка)

Индивидуальная исследовательская работа студентов в музеях с помощью онлайн технологий.

Выбор произведения для анализа, его описания. Составление собственной экскурсии.

 

Часть 4. Отчетность по практике.

В начале практики студент получает задание, в котором отражены основные задачи практики. Примерные вопросы индивидуального задания:

1. История музея (основные этапы)

2. Структура музейной коллекции и ее специфика

3. Источники пополнения музейных фондов

4. Популяризация исторического и культурного наследия

5. Анализ сайта музея

После прохождения практики студенты отчитываются перед руководителями, обсуждают полученные результаты.

Студент предоставляет руководителю практики отчетность в следующих формах:

6. дневник практики, в котором отражаются все занятия и формы работы (онлайн, самостоятельна, консультация), в которых принимал участие студент;

7. отчет студента, в котором описываются все формы проведенной работы, поставленные задачи и характеризуются основные результаты (Описание пунктов 1-6, экскурсия в Word или PowerPoint, включая текстовую часть и иллюстративный материал, список литературы), словарь терминов, эскиз афиши/рекламы/интерьера к экскурсии)

8. Сдача отчетности, обсуждение результата работы (онлайн), отзыв, выставление оценки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: