Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока) | Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке». Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Или Дидактическая игра «Четвертый лишний». Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей) | 1. Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года. Вопросы: - Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.) - Найди и помести на кормушку зимующих птиц. — Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке. 2. Вопросы: - Рассмотри картинку. - Какая птица лишняя и почему? - Назови зимующих птиц, изображенных на картинке | 3 балла— ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц. 2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц. 1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных) |
Знания о растениях и способах их размножения | Дидактическая игра «Чьи плоды?» Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка) | 1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами. Вопросы: - Назови, какие деревья ты узнал. - Найди на картинках плод каждого дерева. 2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их. Задания: На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.) | 3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения. 2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений. 1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления |
Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот | Дидактическая игра «Что было бы если..?» Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.) | Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: - На какой из картинок изображена вода? -На зимней картине есть вода? - Почему ты так решил? Объясни. - А можем мы летом увидеть лед? Почему? | 3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы. 1 балл - ребенок не имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот |
Общая осведомленность о роли человека в природе | Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе | Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу | 3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе. 2 балла - ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе. 1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе |
Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух) | Дидактическая игра «Что лишнее». Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза) | Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопрос ы: -Как называются эти растения? - Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.) -Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.) - Береза это... (дерево). | 3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые». 2 балла — ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево. 1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения) |
Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк) | Дидактическая игра «Засели лес». Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк) | Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: - Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.) - Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках. - Чем питается белка? (Грибами, орехами.) Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.) - Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.) Что помогает ему выдержать холод? - Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? - Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.) -Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.) - Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.) - Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.) | 3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных. 2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить. 1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных |
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень- 16-18 баллов; средний уровень- 10-15 баллов; низкий уровень- 6-9 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
НАЧАЛО ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
КОНЕЦ ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________