double arrow

Пётр Ильич Чайковский


(1840 – 1893)

Музыка Чайковского занимает особое место в отечествен­ной и мировой культуре. Его искусство стало близким и любимым для людей разных стран и народов благодаря тому, что в центре творчества композитора всегда был чело­век с его горем и радостями, тревогами и сомнениями, любо­вью и ненавистью, размышлениями о смерти и стремлени­ем к счастью. Вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины на­родной жизни — все это находится в центре внимания ве­ликого художника.

Почти в каждом музыкальном жанре композитор су­мел сказать новое слово. Однако главными для него всегда оставались опера и симфония.

Неповторимый и глубоко национальный творческий стиль Чайковского сложился под воздействием традиций русской музыки первой половины XIX века — Глинки и его современников — и народно-песенного искусства. В то же время, будучи истинно русским художником, он чутко воспринял достижения западноевропейской музыкальной культуры — творчество Моцарта, Бетховена, Шумана, Шу­берта, Берлиоза, Листа и других мастеров.




Одной из главнейших особенностей музыки Чайков­ского является ее редкой красоты мелодичность, тесно свя­занная с интонациями народной песни и городского роман­са и присущая как вокальным, так и инструментальным произведениям композитора.

 

Детство и отрочество. Годы учения.Петр Ильич Чай­ковский родился 25 апреля 1840 года в небольшом завод­ском поселке Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором Камско-Воткинского завода. В большой и друж­ной семье Чайковских царила атмосфера всеобщей любви и доброты, нежной заботы и сердечности. Среди братьев и сестер маленький Петр выделялся своей одаренностью и чуткой эмоциональностью, застенчивостью и душевной от­зывчивостью. Его любимая гувернантка, француженка Фанни Дюрбах, вспоминала:

«В классе нельзя было быть старательнее и понятливее; во время рекреаций же никто не выдумывал более веселых забав; во время об­щих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумер­ках под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал пре­лестнее... Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок».

Первые музыкальные впечатления маленького Пети были связаны с домашним музицированием матери, кото­рая играла на фортепиано и пела любимые романсы, в числе которых был и «Соловей» Алябьева. Мальчик обожал оркестрину (окрестрина — самоиграющий механический музыкальный ин­струмент, воспроизводивший звучание оркестра), игравшую музыку итальянских, немецких и авст­рийских композиторов, в том числе Беллини, Россини, До­ницетти и Моцарта, ставшего на всю жизнь его кумиром. В живописных окрестностях Воткинска мальчик часто слы­шал народные песни: «...Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки...» — писал впослед­ствии композитор.



Игре на рояле Чайковского, как и других детей в семье, стали учить в раннем детстве: «Получив от матери элемен­тарные понятия о музыке, он, уже пяти лет, совершенно верно подбирал на фортепиано то, с чем его познакомила оркестрина, и обнаруживал такую любовь к игре, что, когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем по­пало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим не­мым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошел­ся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку», — вспо­минал младший брат композитора и его первый биограф Модест Ильич.

Детство закончилось, когда десятилетнего мальчика отдали учиться в высшее юридическое учебное заведение Петербурга — Училище правоведения. В годы учения он продолжал брать уроки фортепианной игры и пения, участ­вовал в хоре училища под управлением Г. Ломакина, музи­цировал с товарищами, часто посещал симфонические кон­церты и оперу. Именно тогда незабываемое впечатление на него произвели «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Мо­царта:



«...Музыка „Дон-Жуана" была первой музыкой, произ­ведшей на меня потрясающее впечатление. Она возбудила во мне святой восторг, принесший впоследствии плоды. Через нее я проник в тот мир художественной красоты, где витают только величайшие гении. До тех пор я знал только итальянскую оперу. Тем, что я посвятил свою жизнь музы­ке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музы­кальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете», — писал позднее композитор.

В 1859 году, по окончании училища, Чайковский в чине титулярного советника поступил на государственную служ­бу в департамент Министерства юстиции. Служба сразу же стала тяготить его. Постепенно он начинает ощущать свое истинное призвание и поступает сначала в Музыкальные классы РМО, а затем, в 1862 году, в Петербургскую консерва­торию.

В консерватории Чайковский занимается под руковод­ством Николая Ивановича Зарембы (гармония, контрапункт) и Антона Григорьевича Рубинштейна (композиция и инструментовка); также он учится играть на флейте и органе, участвует в консерваторском оркестре. Вскоре, несмотря на сложное материальное поло­жение (отец Чайковского, Илья Петрович, жил с младшими сыновьями на небольшую пенсию; мать композитора Александра Андреевна сконча­лась в 1854 году), он оставляет службу, чтобы полностью посвятить себя музыкальному образованию, и зарабатывает на жизнь част­ными уроками, используя любую возможность для прира­ботка.

За годы учения в консерватории Чайковский сочинил несколько камерных и симфонических произведений, в том числе увертюру «Гроза», струнный квартет, сонату для фортепиано, «Характерные танцы» для симфонического оркестра и другие произведения.

В 1865 году Чайковский окончил консерваторию. За экзаменационное сочинение — кантату «К радости» на текст оды Шиллера — ему была присуждена серебряная медаль. В январе 1866 года он переехал в Москву, приняв приглаше­ние Николая Григорьевича Рубинштейна преподавать в Московской консер­ватории.

 

Московский период жизни и творчества.Поселившего­ся в Москве молодого профессора сразу окружила радуш­ная творческая атмосфера гостеприимного города. Насто­ящая дружба связала Чайковского с Николаем Григорьеви­чем Рубинштейном, который много лет был первым испол­нителем многих сочинений композитора. Рубинштейн ввел Чайковского в Артистический кружок, бывший художе­ственным центром Москвы. Петр Ильич познакомился с драматургом Александром Николаевичем Островским, музыкальным писателем В.Ф. Одоевским, поэтом А.Н. Плещеевым, артистами Ма­лого театра, критиком Н.Д. Кашкиным, музыкальным из­дателем П.И. Юргенсоном, университетскими преподавате­лями. Большое впечатление на композитора произвели встре­чи с Львом Николаевичем Толстым, знакомство с которым произошло в 1876 году. Истинную радость ему доставил переезд в Моск­ву его петербургского друга, музыкального критика Германа Лароша.

В эти годы происходит сближение Чайковского с компо­зиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым; он пишет рецензии и статьи, посвященные их творчеству.

Московский период стал временем необычайно стреми­тельного роста его дарования, временем создания выда­ющихся произведений. С 1866 по 1877 год композитор сочи­няет оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», три симфонии, балет «Лебединое озеро», одночастные симфонические произведения «Буря» и «Ромео и Джульетта» (по Шекспиру), «Франческа да Римини» (по Данте), «Фатум», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, фор­тепианный цикл «Времена года», музыку к сказке Остров­ского «Снегурочка», романсы «Не верь, мой друг» и «Слеза дрожит» (слова А. Толстого), «Ни слова, о друг мой» (слова А. Плещеева), «Отчего» и «Нет, только тот, кто знал» (слова Л. Мея соответственно из Гейне и Гёте), «Хотел бы в единое слово» (слова Г. Гейне в переводе Л. Мея). В Москве же были начаты опера «Евгений Онегин» и Четвертая симфония.

Постепенно музыка Чайковского становится известной и за границей, его сочинения исполняются в Англии, Авст­рии, Америке. Все это время композитор продолжал педаго­гическую деятельность в Московской консерватории — вел в ней курсы теории, гармонии, инструментовки и сочине­ния, а также создал первый в России учебник гармонии для студентов консерватории. Многие ученики стали его друзь­ями, среди которых самым близким был выдающийся ком­позитор и пианист Сергей Иванович Танеев. Однако педагогическая работа, отнимавшая время у творчества, тяготила Чайков­ского, но он был вынужден заниматься ею ради постоянного заработка.

В конце 1876 года Петр Ильич получил письмо от не­знакомой корреспондентки, в котором выражалась глубо­кая любовь к его музыке. Автором письма была москов­ская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк — владе­лица большого состояния, страстная любительница музыки и поклонница творчества Чайковского. Между композито­ром и фон Мекк завязалась переписка, длившаяся тринад­цать лет и положившая начало необыкновенной дружбе двух людей, так ни разу и не встретившихся друг с другом. Чай­ковский высоко ценил душевную чуткость Надежды Фила­ретовны, был бесконечно признателен за трогательную заботу о нем, называл ее своим «лучшим другом». Зная о де­нежных затруднениях Чайковского и его горячем желании посвятить себя только творчеству, она необычайно деликат­но предложила композитору помощь — значительную еже­годную субсидию, которая дала ему возможность целиком заняться сочинением. В письмах к фон Мекк Чайковский рассказывал о своей повседневной жизни, делился сокро­венными воспоминаниями и планами, тайнами своего твор­ческого процесса. Музыка была для него всегда «исповедью души», но в ней он был великим тружеником, ежедневная творческая работа была формой его существования. Компо­зитор писал: «Вдохновенье — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые при­зывают ее».

1877 год стал переломным в судьбе Чайковского. Дав­но желая изменить свой неустроенный жизненный уклад и создать благоприятную обстановку для творчества, он неожиданно женился на бывшей ученице Московской кон­серватории Антонине Ивановне Милюковой, поверив в ее страстное чувство. К несчастью, брак оказался неудачным. Композитор болезненно пережил это испытание. По настоя­нию врачей осенью 1877 года Чайковский уезжает за гра­ницу, сначала в Швейцарию, а затем в Италию.

 

Годы странствий.Модест Ильич Чайковский назвал этот период «самым светлым и отрадным» во всей жизни ком­позитора. Он возвращается к творчеству, завершает в Ита­лии «Евгения Онегина» и Четвертую симфонию, которую посвящает своему «лучшему другу» — Н. Ф. фон Мекк. Эти годы Чайковский подолгу живет за границей, часто гостит на Украине в Каменке — имении своей сестры Александры Ильинишны Давы­довой, изредка наезжает в Петербург и Москву.

Наступившая творческая свобода вызывает к жизни много новых сочинений. Это оперы «Орлеанская дева» (по драме Ф. Шиллера) и «Мазепа» (по поэме А.С. Пушкина), «Итальянское каприччио», Серенада для струнно­го оркестра, Торжественная увертюра «1812 год» (к юбилею Отечественной войны 1812 года и освящению храма Христа Спасителя), Большая соната для фортепиано, «Детский альбом», концерт для скрипки с оркестром, замечательные духовные произведе­ния «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бде­ние», трио «Памяти великого художника» (Посвящено памяти Н. Г. Рубинштейна), а также много­численные романсы, среди которых такие шедевры, как «То было раннею весной», «Средь шумного бала», «Благослов­ляю вас, леса» (слова А. Толстого), «День ли царит» (слова А. Апухтина).

 

Романсы Чайковского (их у композитора более ста) глубоко и разнообразно раскрывают лирические темы и образы; в них соседству­ют интимная нежность и напряженное драматическое высказывание, восторженный порыв и глубокое философское размышление. Полны оча­рования его детские песни и вокальные миниатюры в танцевальных ритмах. Наиболее близкими ему были стихотворения русских поэтов-лириков второй половины XIX века — Фета, А. Толстого, Полонского, Майкова, Плещеева, Апухтина и других. В своих романсах композитор всегда стремился раскрыть основной поэтический образ стихотворения и использовал для этого красивую, широко развивающуюся кантилену.

Велика роль фортепианной партии, которая является равноправ­ным партнером вокальной мелодии; очень выразительны фор­тепианные вступления и заключения, часто «досказывающие» главную мысль произведения. По динамичности развития душевных состояний, яркости драматических кульминаций некоторые романсы по своему стилю приближаются к оперным номерам.

 

На вершине славы и мастерства.В середине 80-х годов Чайковский принимает решение обосноваться на родине и подолгу живет в Подмосковье — Майданове, Фроловском, Клину. Его интенсивная творческая жизнь сочетается с ис­полнительской и музыкально-общественной деятельностью. Как оперный и симфонический дирижер Чайковский вы­ступает в разных городах России, Германии, Чехии, Фран­ции, Англии, Америки, исполняя как собственные сочине­ния, так и произведения других композиторов. Громадный успех, всеобщая любовь и восхищение окружают Чайков­ского, а его музыка завоевывает всемирную славу. В знак признания его заслуг в развитии мирового музыкального искусства в 1893 году ему была присуждена почетная сте­пень доктора Кембриджского университета.

Во время гастрольных поездок непрерывно расширялся круг общения Чайковского с выдающимися музыкантами — Иоганнесом Брамсом, Эдвардом Григом, Жюлем Массне, Камилем Сен-Сансом, Рихардом Штраусом, Густавом Малером, Антонином Дворжаком, Шарлем Гуно и другими.

Тогда же начинается его активная работа в качестве одного из директоров и дирижеров Московского отделения РМО, которая продолжалась до конца его жизни и способ­ствовала повышению уровня российской музыкальной куль­туры.

Во второй половине 80-х — начале 90-х годов Чайков­ский создает такие великие творения, как оперы «Чародей­ка», «Пиковая дама» (по повести А.С. Пушкина) и «Иоланта», балеты «Спящая краса­вица» и «Щелкунчик», увертюра-фантазия «Гамлет» (по Шекспиру), симфония «Манфред» (по Байрону), струнный сек­стет «Воспоминание о Флоренции», Пятую и Шестую сим­фонии, а также другие произведения. Основными чертами его поздних сочинений стали резкий контраст между свет­лыми и мрачными образами, драматическая борьба сил доб­ра и зла, неразрешимое противоречие между страстным стремлением к счастью и невозможностью его достижения.

Последним сочинением композитора стала Шестая («Па­тетическая») симфония — одно из самых трагических про­изведений в мировой музыке, раскрывающее сложную фи­лософскую проблему смысла человеческой жизни и смерти.

16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дири­жировал первым исполнением Шестой симфонии. 25 ок­тября композитор скоропостижно скончался.

Вопросы и задания

1.Какие темы были центральными в творчестве Чайковского?

2. Что нового внес композитор в различные жанры русской музы­ки? Назовите главные жанры его творчества.

3. Каковы истоки его музыки? Какие традиции он продолжает в своих сочинениях?

4. Расскажите о каждом периоде жизни и творчества Чайковского, составьте краткий план его биографии.

5. Перечислите основные произведения композитора.

6. Каков был круг общения Чайковского в России и за рубежом?







Сейчас читают про: