Предисловие
Новое приложение к журналу «Дошкольная педагогика» включает в себя наглядный дидактический материал, необходимый практически всем специалистам ДОУ. Это комплекты предметных картинок по всем изучаемым в детском саду лексическим темам, а также авторские загадки и стихи к ним.
Предметные картинки, нарисованные в едином стиле и выполненные на картоне, представляют собой готовую картотеку материалов по формированию и развитию лексического состава языка дошкольников. Картинки могут быть отрезаны по
указанным линиям и размещены в контейнерах или ящиках для картотек. Размер картинок соответствует новым требованиям Министерства образования РФ.
Материалы пособия могут использоваться при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, отгадыванию загадок, для проведения различных дидактических игр: «Четвертый — лишний», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто появился?», «Подбери схему», «Составь пары», «Слоговое лото» и т. п.
|
|
Четвертый — лишний
Цель. Развитие естественно-научных представлений, дифференциация птиц по месту обитания, по цвету, по размеру и т. п.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных и зимующих птиц.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями трех домашних птиц и одной зимующей или перелетной (или
наоборот — трех перелетных и одной домашней), предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание определить, кто из птиц лишний, почему.
Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно три картинки с изображениями водоплавающих птиц (гусь,- утка, лебедь) и одной зимующей и т. п.
Кто улетел?
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти птиц, предлагает рассмотреть и назвать их.
Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны определить, кого не стало.
Что изменилось?
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти
птиц, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время меняет две картинки местами. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось.
|
|
Кто прилетел?
Цель. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями четырех-пяти
птиц, предлагает рассмотреть и назвать их. Можно предложить детям вспомнить стихи, потешки, загадки об этих птицах. Затем дети получают задание закрыть глаза. Педагог в это время ставит на наборное полотно еще одну картинку. Открыв глаза, дети должны определить, кто появился.
Подбери схему
Цель. Развитие навыков звукового анализа слов.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних, перелетных, зимующих птиц. Карточки со звуковыми схемами слов: утка, гусь, грач, аист, кукушка.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями следующих птиц: утка,-гусь, грач, аист, кукушка. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем педагог предлагает детям взять по одной карточке со звуковой схемой слова из мешочка, сундучка или контейнера. Дети выполняют задание, а потом рассматривают схемы. Далее они получают задание поставить схемы под те картинки, названия которых соответствуют схемам по звуковому составу.
Выбери картинки
Цель. Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [р] — [л] — [р']:— [л'] в словах.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями птиц (грач, ворона, воробей, дрозд, сорока, курица, снегирь, свиристель, скворец, ласточка, щегол, дятел, голубь, селезень, клест, лебедь).
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями птиц. Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает
детям составить четыре стаи птиц. В первую стаю они должны собрать птиц со звуком [р] в названиях, во вторую — со звуком [р'], в третью —-со звуком [л],- в четвертую — со звуком [л']. Дети выполняют задание, а потом хором произносят названия птиц каждой стаи. Педагог выясняет, почему свиристеля можно поместить сразу в две стаи.
Лишняя картинка
Цель. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [с] — [ш] в словах. Оборудование. Предметные картинки с изображениями птиц (сорока, сова, аист, клест, ласточка, кукушка).
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями птиц. Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям
подумать, какой общий звук есть в названиях всех картинок, кроме одной. Дети объясняют, что в названиях картинок есть звук [с], а в слове «кукушка» этого звука нет. Можно предложить детям хором произнести названия птиц, содержащие звук [с], и подумать, какой похожий на него звук есть в слове «кукушка» (звук [ш]).
Слоговое домино
Цель. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями птиц (грач, стриж, клест, гусь, аист, утка, петух, индюк, курица, сорока, ворона, воробей). Карточки с изображениями одного, двух и трех квадратов.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями птиц. Дети
рассматривают и называют их. Педагог ставит в ряд три карточки с изображениями одного, двух и трех квадратов. Он объясняет, что квадраты обозначают количество слогов в названиях птиц. Далее дети получают задание расставить картинки с изображениями птиц под квадраты в зависимости от того, на сколько слогов делятся их названия.
Скворец На березе скворушка — Черненькие перышки. Распевает песни звонко Про скворчиху и скворчонка.
|
Ласточка Строит ласточка свой дом Прямо над моим окном. Вот мелькнула тенью быстрой И запела чисто-чисто. |
Грачи У грачихи пять грачат, Громче всех они кричат: — Дайте муху и жучка, Заморим мы червячка! |
Аист Аист свил гнездо на крыше. Он все видит, он все слышит. Счастье будет в доме том, Где построил аист дом. |
Кукушка Кукует кукушка В лесу на опушке. |
Дрозды На гнезде сидит дроздиха. Спят дроздята. Тихо! Тихо! В теплом гнездышке, в тиши Задремали малыши. « |
Стрижи Стрижи над речкою кружат Со стайкой маленьких стрижат. Смотрите, подросли стрижи. Какие в небе виражи! |
Петух Петя, Петенька, петух, Разодет он в прах и пух. Разноцветный, весь цветной И кричит как заводной. |
Курица с цыплятами Мама-курица цыплят На прогулку водит в сад, Учит землю клювом рыть, Учит бабочек ловить. |
Утки Ути-ути-утки, Уточки-малютки На волнах качались, Брызгались, плескались. |
Селезень Серый селезень в реке От утят невдалеке. Очень селезень красивый, Шея сизая с отливом. |
Индюк Индюк — очень важная птица, Своим опереньем гордится, И носом своим, и хвостом. Ты с этим зазнайкой знаком? |
Индюшата Индюшата, индюшата Пили воду из ушата. Ой, не видно индюшат, Опрокинули ушат. |
Гуси Вот гусята и гусыня Что-то дружно ищут в тине. Сторожит их папа-гусь. Очень я его боюсь! |
Лебедь
Лебедь печальный
в темном,пруду, Лебедь остался один,
на беду. Медленно кружит
по глади пруда. Как одинок он —
Сова На суку сидит сова. Видит днем она едва. А лишь только ночь настанет— Как орел глазастой станет. |
знает вода.
Свиристель В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель. Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший! |
Цапля
Длинный клюв, на клюве капля. По болоту ходит цапля. Лягушата, берегитесь,
В длинный клюв не попадитесь!
Дятел
Синица В желтой футболке и черной жилетке Птица синица расселась на ветке. Тенькает звонко птица синица, Лютых морозов она не боится.
|
Работяга пестрый дятел Птицам дупла конопатил. День трудился. Нету сил! Все долбил, долбил, долбил.
Снегири Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Нежатся на солнышке. |
Белобокая болтушка На еловой на макушке Растрещалась, раскричалась, Разболталась, раскачалась.
(Сорока.)
Ловко шишки он лущит, Клюв клещей имеет вид. (Клест.) |
Воробей
Шустро скачет воробьишка, Птичка — серая малышка. По двору шныряет,
Крошки собирает.
Ворона
Щегол Щеголь щегол — акробат и затейник, Щеголь щегол обожает репейник. В стужу его подкорми семенами, Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами. |
Серая ворона села на забор,
Серая ворона оглядела двор.
Каркнула сердито целых десять раз — Сочинила серая о дворе рассказ.
Птицей мира он зовется.
С крыш стрелой к земле несется, Если видит гору крошек.
Сизый, белый и хороший.
Полярная сова Вот полярная сова. Белый хвост и голова, Даже крылья белые. Что же тут поделаешь? |
(Голубь.)
ББК 74.100.5
Н71
Нищева Н. В.
Н71 Картотека предметных картинок. Наглядный дидактический материал. Выпуск 9. Домашние,
перелетные, зимующие птицы. — (Серия «Оснащение педагогического процесса в ДОУ».) — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 28 с. + 28 цв. ил.
ISBN 978-5-89814-636-8
Пособие включает в себя наглядный дидактический материал, необходимый практически всем специалистам ДОУ. Это комплект предметных картинок по лексическим темам «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», а также авторские загадки, стихи и дидактические игры с использованием материалов пособия.
ОН. В. Нищева, 2011.
О ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Наталия Валентиновна Нищева