В современной литературе, посвященной тендерным проблемам, нам не встретилось определение термина «гендерные отношения». Обычно это словосочетание встречается в социологической литературе, где гендерные отношения рассматриваются как одна из разновидностей социальных отношений, подобно классовым, расовым, межнациональным отношениям. В гендерно-ориентированной литературе о гендерных от-
Основы теории психологии гендерных отношений 121
ношениях говорится, как об отношениях между конкретными личностями мужского и женского пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин.
Так как гендерные отношения довольно новая категория, включенная в научный дискурс, пока можно предложить лишь самое общее описание этого понятия. Гендерные отношения — это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т. е. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внут-риличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения — это:
• социально организованные отношения на уровне общества, между государством и тендерными группами;
• отношения между различными тендерными группами;
• отношения между субъектами разного пола;
• отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.
Гендерные отношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому мы можем рассматривать гендерные отношения как одну из разновидностей социально-психологических отношений.
Чтобы перейти к рассмотрению содержательных характеристик гендерных отношений, их детерминант и параметров измерения, уточним сущность понятия «гендер». Прежде всего, надо отметить, что термин «гендер» нельзя отождествлять с понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»). Американский психолог Р. Столлер подчеркивает, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, а гендер психологическим, культурным феноменом. Он пишет: «...основной смысл слова "пол" — биологический. Согласно этому значению, слово "пол»... будет означать соответствующие биологические органы, которые определяют, является ли человек мужчиной или женщиной; отсюда слово "половой" будет иметь анатомические и физиологические коннотации. Такое словоупотребление явно, не охватывает огромные области поведения, чувств, мыслей и фантазий, которые относятся к полам, однако не имеют исключительно биологического смысла. Для некоторых из этих психологических явлений мы будем использовать термин "гендер"... Термин "гендер" имеет скорее психологические и культурные, чем биологичес-кие, коннотации» [цит. по: Миллетт К., 1994. С. 23—58].
122 Психология гендерных отношении: теория и практика
В социологическом словаре подчеркивается, что термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам [COLLINS. Большой толковый социологический словарь. 1999. С. 109]. Другими словами, гендер предполагает рассмотрение характеристик мужчин и женщин как представителей социальных групп, т. е. в данном случае это взгляд на них с позиций социума.
Джоан Скотт, раскрывая содержание понятия «гендер», выделяет в нем две взаимосвязанные между собой части: «гендер — это конститутивный элемент социальных отношений, основанных на внешних различиях между полами, и гендер — это первичный способ определения отношений власти» [Scott. 1988. Р. 42].
Расшифровывая это определение, Т.В. Барчунова обращает особое внимание на то, «что гендерные отношения — не просто социальная условность или, как принято говорить, социальная конструкция; они построены, а точнее, "замешаны" на власти, т. е. на сегрегации и иерархии. Первый важный аспект данной социальной конструкции заключается в том, что социально сконструированным иерархии и сегрегации приписывается статус естественных, а протест против них воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей» [Барчунова Т.В. 2002. С. 181].
Данный аспект понятия «гендер» подчеркивается и Дж. Лорбер. Она рассматривает «гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения» [Лорбер Дж. 1994. С. 134]. По ее мнению, осознание тендерной принадлежности настолько распространено, что считается заложенным в генах, тогда как на самом деле «...гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в ходе человеческого взаимодействия» [Лорбер Дж. 1994. С. 127-128].
Итак, основной смысл понятия «гендер» заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной практики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в этом обществе. Таким образом, гендер — это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой [Современный философский словарь. 1998. С. 177]. «Гендер становится "полезной многоуровневой категорией социального анализа". которая "работает" на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне» [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. 2000. С.17]. Мужчины и женщины как представители социальных групп функционируют в различных социальных пространствах, а эти социальные пространства охватывают все сферы социальной реальности. Гендерные отношения существуют в разных социальных
Основы теории психологии гендерных отношений 123
сферах: на макроуровне, в системе межгруппового и межличностного взаимодействия.
Основное теоретическое направление, в рамках которого в последние годы развивается гендерная проблематика в социальных науках, — это социально-конструктивистское направление в исследованиях гендера. Теория социального конструкционизма — одна из современных социально-психологических концепций, получивших достойное признание в системе психологического знания. В своих последних публикациях к этой теории обращаются такие известные отечественные психологи, как Г.М.Андреева [2001] [2002] и В.Ф. Петренко [2002]|.
С позиций теории социального конструирования и пол и гендер являются социально достигаемыми статусами. Так же как раса, этнич-ность и социальный класс, гендерные категории являются институционализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. Половые роли сконструированы; и мужчины и женщины создаются, ими не рождаются Все мужское и женское создано в разных контекстах, имеет разные лица, наполнено различным содержанием опыта и различными смыслами [3дравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1998]. В своей работе Д. Лорбер и С. Фаррелл [2000] подчеркивают, что, несмотря на то, что некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в тендерном отношении. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации. «В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие» [Лорбер Дж., Фаррелл С. 2000. С. 189].
Даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизи-рованность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня [Лорбер Дж., Фаррелл С. 2000]. Гендер не является ни совокупностью личностных психологических черт, ни ролью; гендер конструируется через взаимодействие и может рассматриваться как достигаемый статус. С точки зрения К. Уэст и Д. Зиммерман [2000], будучи социальным статусом, гендер фундаментален, институционализирован и постоянен, и тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (независимо от того, осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, всегда существует потенциал изменений.
124 Психология гендерных отношении: теория и практика
Социально-конструктивистская парадигма не только задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, тендерной культуры («создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах), но и ориентирует на изучение способов реконструкции гендерных идентичностей. Социально-конструктивистская парадигма может дать ответ на вопрос: Как иллюзия тендерной дихотомии конструируется и поддерживается в ситуации межполовых сходств и внутриполовых различий? Несмотря на существующие различия, мужчины и женщины в психологическом смысле очень похожи друг на друга. По данным Р. Пломина и Т. Фокса, фактор пола обусловливает не более чем 5% от общей дисперсии показателей интеллекта, и только 1% — в параметрах вербальных способностей [Либин А.В., 1999]. Поэтому конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подавление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в тендерной теории оказывается проблема доминирования.
Итак, рассмотрение содержания понятия «гендер», а также общих вопросов теории социального конструирования гендера, где сделаны акценты на ключевых аспектах проблемы его воспроизводства и созидания, позволяет нам прийти к следующим заключениям.
Во-первых, анализ механизмов формирования и воспроизводства гендерных идентичностей (мужественности и женственности) представляет информацию о том, что модели гендерного поведения конструируются при помощи прочно укоренных в общественном сознании представлений, стереотипов, установок относительно эталонов-образцов: «женщина» и «мужчина», «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», «мужское или женское поведение».
Во-вторых, обоснование того факта, что гендерные отношения конструируются, дает нам возможность говорить о том, что они (гендерные отношения) при определенной системе их организации могут быть де - конструированы, перестроены, изменены.
В-третьих, выделение специфических оснований конструирования гендерных отношений (подчеркивание дифференциации между полами, наличие явлений неравенства, доминирования и власти в отношениях между ними) позволяет нам выделить основные ориентиры, необходимые для анализа гендерных отношений как многопланового и многоуровневого феномена.
Как сделанные заключения соотносятся с заявленными в начале статьи задачами о выделении специфики изучения гендерных отношений в контексте социально-психологического знания?
Первый вывод касается значимой роли социально-психологических характеристик в конструировании гендерных отношений. При рассмотрении разных видов отношений (общественных, межгрупповых, меж-
Основы теории психологии гендерных отношений 125
личностных и самоотношения) мы определили перечень соответствующих им социально-психологических характеристик. К ним относятся, социальные представления, стереотипы, установки и социальная идентичность личности или групп. Гендерные отношения мы анализируем как разновидность социально-психологических отношений, поэтому они имеют сходные с этими отношениями характеристики. К ним относятся: гендерные представления, стереотипы, установки и гендерная идентичность личности или групп, которые представляют собой разновидность социальных представлений, стереотипов, установок и социальной идентичности. В гендерных представлениях, стереотипах, установках и составляющих социальной идентичности субъектов отношений отражены сложившиеся в обществе нормативные взгляды относительно статуса мужчин и женщин, их психологических характеристик и особенностей поведения. В таблице 5 представлен перечень разных видов гендерных отношений и соответствующих им характеристик.
Таблица 5 Соотношение видов гендерных отношений и гендерных характеристик
№ п/п | Уровни анализа гендерных отношений | Вид гендерных отношений | Гендерные характеристики |
1 | Макроуровень: «группы мужчин и женщин — общество (государство)», отношения типа «личность (мужчины или женщины) — общество (государство)» | Общественные | Гендерные представления |
2 | Мезоуровень: отношения типа «группа — группа» (отношения между группами мужчин и женщин) | Межгрупповые | Гендерные стереотипы |
3 | Микроуровень: отношения типа «личность — личность» (межличностные отношения между представителями разного пола) | Межличностные | Гендерные установки |
4 | Внутриличностный уровень: отношения типа «Я как индивидуальность — Я как представитель тендерной группы» | Самоотношение | Гендерная идентичность |
Так, на макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системе «группа мужчин или женщин — общество (государство)», «личность мужчин или женщин — общество (государство)». Социально-психологическими дериватами и детерминантами гендерных отношений будут гендерные представления как разновидность социальных представлений.
На уровне межгрупповового взаимодействия групп однородных по половому признаку, где анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа — группа», производными и детерминирующими характеристиками межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.
126 Психология гендерных отноиений: теория и практика
На уровне межличностных отношений между мужчинами и жен-щинами объектом анализа являются системы «личность — личность», где взаимодействующие субъекты имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня обусловлены гендерными установками как одним из видов социальных установок.
На внутриличностном уровне объектом анализа становится отношение личности к себе как представителю тендерной группы (самоотношение), а гендерная идентичность, которая является составляющей социальной идентичности, выступает как детерминанта этого вида самоотношения.
Следует заметить, что рассмотрение основных идей социально-конструкционистского направления в исследовании гендера позволяет нам высказать предположение о более активной роли социально-психологических характеристик человека или группы как субъектов многоуровневых отношений. Гендерные предстазления, стереотипы, установки и идентичность личности или группы выступают не только как детерминанты гендерных отношений, но они могут играть роль строителей отношений, конструируя и созидая их определенные поведенческие модели и паттерны.
Функционирующие в обществе гендерные представления, стереотипы, установки как отражение общественного сознания по поводу социальных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений. Эти гендерные представления, стереотипы, установки начинают влиять на реальные практики межполового взаимодействия, т. е. конструировать поведенческие модели гендерных отношений.
Второй вывод, который мы сделали при эассмотрении основных вопросов теории социального конструирования гендера, это заключение о том, что сконструированные гендерные отношения могут быть декон-струированы, перестроены, изменены. В какой направлении должна осуществляться эта деконструкция, что в типичных существующих моделях гендерных отношений противоречит современным идеям паритетности, партнерства, равноправия в отношениях всех людей?
Деконструкция гендерных отношений предполагает выстраивание этих отношений в соответствии с партнерской моделью взаимодействия, при этом две взаимодействующие стороны выступают как равноправные субъекты, обладающие одинаковой ценностью и значимостью друг для друга. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами, и такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.
Основы теории психологии гендерных отношений 127
Выравнивание статусных позиций партнеров осуществляется за счет трансформации и коррекции несовременных, устаревших и непродуктивных гендерных представлений, стереотипов и установок.
Третий вывод, который мы сделали в процессе рассмотрения основных положений теории социального конструирования гендера, касается выделения специфических оснований конструирования гендерных отношений. Такими основаниями, характерными для всех уровней гендерных отношений, являются: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, явления неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку на этих явлениях сделан акцент в социально-конструктивистской парадигме, мы можем диффе-ренцированность ролей и статусов мужчин и женщин как гендерных групп и иерархичность, соподчиненность их позиций рассматривать как основные параметры анализа гендерных отношений.
Таким образом, выделяются два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром будет дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций мужчин и женщин или гендерных групп. Причем эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться двух сторон любого вида отношений: объективной стороны, которая представлена реальными практиками взаимодействия, и субъективной, т. е. тендерными представлениями, стереотипами, установками и социальной идентичностью мужчин и женщин или гендерных групп, в которых практики и модели взаимодействия будут проявляться и под влиянием которых будут изменяться, корректироваться, модифицироваться.