Гендерные отношения и параметры их изучения

В современной литературе, посвященной тендерным проблемам, нам не встретилось определение термина «гендерные отношения». Обычно это словосочетание встречается в социологической литературе, где ген­дерные отношения рассматриваются как одна из разновидностей соци­альных отношений, подобно классовым, расовым, межнациональным отношениям. В гендерно-ориентированной литературе о гендерных от-


Основы теории психологии гендерных отношений                                                 121

ношениях говорится, как об отношениях между конкретными личнос­тями мужского и женского пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин.

Так как гендерные отношения довольно новая категория, включенная в научный дискурс, пока можно предложить лишь самое общее описание этого понятия. Гендерные отношения — это различные формы взаимо­связи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встро­ены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т. е. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внут-риличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения — это:

• социально организованные отношения на уровне общества, между государством и тендерными группами;

• отношения между различными тендерными группами;

• отношения между субъектами разного пола;

• отношение личности к самой себе как представителю определен­ного пола.

Гендерные отношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому мы можем рассматривать гендерные отношения как одну из разновидностей социально-психологических от­ношений.

Чтобы перейти к рассмотрению содержательных характеристик ген­дерных отношений, их детерминант и параметров измерения, уточним сущность понятия «гендер». Прежде всего, надо отметить, что термин «гендер» нельзя отождествлять с понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди де­лятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»). Американский психолог Р. Столлер подчеркивает, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, а гендер психологическим, культурным феноменом. Он пишет: «...основной смысл слова "пол" — биологический. Согласно этому значению, слово "пол»... будет означать соответствующие биологические органы, которые определяют, является ли человек мужчиной или женщиной; отсюда слово "половой" будет иметь анатомические и физиологические коннотации. Такое словоупот­ребление явно, не охватывает огромные области поведения, чувств, мыслей и фантазий, которые относятся к полам, однако не имеют исключительно биологического смысла. Для некоторых из этих психо­логических явлений мы будем использовать термин "гендер"... Термин "гендер" имеет скорее психологические и культурные, чем биологичес-кие, коннотации» [цит. по: Миллетт К., 1994. С. 23—58].


122                        Психология гендерных отношении: теория и практика

В социологическом словаре подчеркивается, что термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто отно­сится к женщинам [COLLINS. Большой толковый социологический сло­варь. 1999. С. 109]. Другими словами, гендер предполагает рассмотрение характеристик мужчин и женщин как представителей социальных групп, т. е. в данном случае это взгляд на них с позиций социума.

Джоан Скотт, раскрывая содержание понятия «гендер», выделяет в нем две взаимосвязанные между собой части: «гендер — это конститу­тивный элемент социальных отношений, основанных на внешних раз­личиях между полами, и гендер — это первичный способ определения отношений власти» [Scott. 1988. Р. 42].

Расшифровывая это определение, Т.В. Барчунова обращает особое внимание на то, «что гендерные отношения — не просто социальная условность или, как принято говорить, социальная конструкция; они по­строены, а точнее, "замешаны" на власти, т. е. на сегрегации и иерархии. Первый важный аспект данной социальной конструкции заключается в том, что социально сконструированным иерархии и сегрегации приписы­вается статус естественных, а протест против них воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей» [Барчунова Т.В. 2002. С. 181].

Данный аспект понятия «гендер» подчеркивается и Дж. Лорбер. Она рассматривает «гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения» [Лорбер Дж. 1994. С. 134]. По ее мнению, осознание тендерной принадлежности настолько распространено, что считается заложенным в генах, тогда как на самом деле «...гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в ходе челове­ческого взаимодействия» [Лорбер Дж. 1994. С. 127-128].

Итак, основной смысл понятия «гендер» заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной прак­тики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в этом обществе. Таким образом, гендер — это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой [Современный философский словарь. 1998. С. 177]. «Гендер становится "полезной многоуровневой категорией социального анализа". которая "работает" на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне» [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. 2000. С.17]. Мужчины и женщины как представители социальных групп функционируют в различных социальных простран­ствах, а эти социальные пространства охватывают все сферы социальной реальности. Гендерные отношения существуют в разных социальных


Основы теории психологии гендерных отношений                                                 123

сферах: на макроуровне, в системе межгруппового и межличностного взаимодействия.

Основное теоретическое направление, в рамках которого в последние годы развивается гендерная проблематика в социальных науках, — это социально-конструктивистское направление в исследованиях генде­ра. Теория социального конструкционизма — одна из современных социально-психологических концепций, получивших достойное призна­ние в системе психологического знания. В своих последних публикациях к этой теории обращаются такие известные отечественные психологи, как Г.М.Андреева [2001] [2002] и В.Ф. Петренко [2002]|.

С позиций теории социального конструирования и пол и гендер являются социально достигаемыми статусами. Так же как раса, этнич-ность и социальный класс, гендерные категории являются институцио­нализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. Половые роли сконструированы; и мужчины и женщины создаются, ими не рождаются Все мужское и женское создано в разных контекстах, имеет разные лица, наполнено различным содержанием опыта и раз­личными смыслами [3дравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1998]. В своей работе Д. Лорбер и С. Фаррелл [2000] подчеркивают, что, несмотря на то, что некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в тендерном отношении. Разделение соци­ального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реали­зуя принцип половой дифференциации. «В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие» [Лорбер Дж., Фаррелл С. 2000. С. 189].

Даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизи-рованность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня [Лорбер Дж., Фаррелл С. 2000]. Гендер не является ни совокупностью личностных психологических черт, ни ролью; гендер конструируется через взаимодействие и может рассматриваться как достигаемый статус. С точки зрения К. Уэст и Д. Зиммерман [2000], будучи социальным статусом, гендер фундаментален, институционали­зирован и постоянен, и тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (независимо от того, осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, всегда суще­ствует потенциал изменений.


124                                  Психология гендерных отношении: теория и практика

Социально-конструктивистская парадигма не только задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужествен­ности и женственности, тендерной культуры («создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах), но и ориентирует на изучение способов реконструкции гендерных идентичностей. Социально-конструктивистская парадигма может дать ответ на вопрос: Как иллюзия тендерной дихотомии конструируется и поддерживается в ситуации межполовых сходств и внутриполовых различий? Несмотря на существующие различия, мужчины и женщины в психологическом смысле очень похожи друг на друга. По данным Р. Пломина и Т. Фокса, фактор пола обусловливает не более чем 5% от общей дисперсии показателей интеллекта, и только 1% — в параметрах вербальных способностей [Либин А.В., 1999]. Поэтому конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подав­ление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в тендерной теории оказывается проблема доминирования.

Итак, рассмотрение содержания понятия «гендер», а также общих вопросов теории социального конструирования гендера, где сделаны акценты на ключевых аспектах проблемы его воспроизводства и сози­дания, позволяет нам прийти к следующим заключениям.

Во-первых, анализ механизмов формирования и воспроизводства ген­дерных идентичностей (мужественности и женственности) представляет информацию о том, что модели гендерного поведения конструируются при помощи прочно укоренных в общественном сознании представлений, стереотипов, установок относительно эталонов-образцов: «женщина» и «мужчина», «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», «мужское или женское поведение».

Во-вторых, обоснование того факта, что гендерные отношения кон­струируются, дает нам возможность говорить о том, что они (гендерные отношения) при определенной системе их организации могут быть де - конструированы, перестроены, изменены.

В-третьих, выделение специфических оснований конструирования гендерных отношений (подчеркивание дифференциации между полами, наличие явлений неравенства, доминирования и власти в отношениях между ними) позволяет нам выделить основные ориентиры, необходимые для анализа гендерных отношений как многопланового и многоуровне­вого феномена.

Как сделанные заключения соотносятся с заявленными в начале статьи задачами о выделении специфики изучения гендерных отношений в контексте социально-психологического знания?

Первый вывод касается значимой роли социально-психологических характеристик в конструировании гендерных отношений. При рассмот­рении разных видов отношений (общественных, межгрупповых, меж-


Основы теории психологии гендерных отношений                                                125

личностных и самоотношения) мы определили перечень соответствую­щих им социально-психологических характеристик. К ним относятся, социальные представления, стереотипы, установки и социальная иден­тичность личности или групп. Гендерные отношения мы анализируем как разновидность социально-психологических отношений, поэтому они имеют сходные с этими отношениями характеристики. К ним относятся: гендерные представления, стереотипы, установки и гендерная идентич­ность личности или групп, которые представляют собой разновидность социальных представлений, стереотипов, установок и социальной иден­тичности. В гендерных представлениях, стереотипах, установках и со­ставляющих социальной идентичности субъектов отношений отражены сложившиеся в обществе нормативные взгляды относительно статуса мужчин и женщин, их психологических характеристик и особенностей поведения. В таблице 5 представлен перечень разных видов гендерных отношений и соответствующих им характеристик.

Таблица 5 Соотношение видов гендерных отношений и гендерных характеристик

 

№ п/п Уровни анализа гендерных отношений Вид гендерных отношений Гендерные характеристики
1 Макроуровень: «группы мужчин и жен­щин — общество (государство)», отно­шения типа «личность (мужчины или женщины) — общество (государство)» Общественные Гендерные представления
2 Мезоуровень: отношения типа «группа — группа» (отношения между группами мужчин и женщин) Межгрупповые Гендерные стереотипы
3 Микроуровень: отношения типа «лич­ность — личность» (межличностные отношения  между  представителями разного пола) Межличностные Гендерные установки
4 Внутриличностный уровень: отношения типа «Я как индивидуальность — Я как представитель тендерной группы» Самоотношение Гендерная идентичность

Так, на макросоциальном уровне гендерные отношения анализиру­ются в системе «группа мужчин или женщин — общество (государст­во)», «личность мужчин или женщин — общество (государство)». Социально-психологическими дериватами и детерминантами гендерных отношений будут гендерные представления как разновидность соци­альных представлений.

На уровне межгрупповового взаимодействия групп однородных по половому признаку, где анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа — группа», производными и детерминирующими характеристиками межполовых отношений являются гендерные сте­реотипы как разновидность социальных стереотипов.


126                        Психология гендерных отноиений: теория и практика

На уровне межличностных отношений между мужчинами и жен-щинами объектом анализа являются системы «личность — личность», где взаимодействующие субъекты имеют противоположный пол. Гендер­ные отношения этого уровня обусловлены гендерными установками как одним из видов социальных установок.

На внутриличностном уровне объектом анализа становится отно­шение личности к себе как представителю тендерной группы (самоот­ношение), а гендерная идентичность, которая является составляющей социальной идентичности, выступает как детерминанта этого вида само­отношения.

Следует заметить, что рассмотрение основных идей социально-конструкционистского направления в исследовании гендера позволяет нам высказать предположение о более активной роли социально-психологических характеристик человека или группы как субъектов многоуровневых отношений. Гендерные предстазления, стереотипы, ус­тановки и идентичность личности или группы выступают не только как детерминанты гендерных отношений, но они могут играть роль строите­лей отношений, конструируя и созидая их определенные поведенческие модели и паттерны.

Функционирующие в обществе гендерные представления, стереоти­пы, установки как отражение общественного сознания по поводу соци­альных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений. Эти гендерные представления, стереотипы, установки начи­нают влиять на реальные практики межполового взаимодействия, т. е. конструировать поведенческие модели гендерных отношений.

Второй вывод, который мы сделали при эассмотрении основных вопросов теории социального конструирования гендера, это заключение о том, что сконструированные гендерные отношения могут быть декон-струированы, перестроены, изменены. В какой направлении должна осуществляться эта деконструкция, что в типичных существующих мо­делях гендерных отношений противоречит современным идеям паритет­ности, партнерства, равноправия в отношениях всех людей?

Деконструкция гендерных отношений предполагает выстраивание этих отношений в соответствии с партнерской моделью взаимодействия, при этом две взаимодействующие стороны выступают как равноправные субъекты, обладающие одинаковой ценностью и значимостью друг для друга. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между парт­нерами, и такая готовность исходит со стороны не только одного парт­нера, а каждого из них.


Основы теории психологии гендерных отношений                                                127

Выравнивание статусных позиций партнеров осуществляется за счет трансформации и коррекции несовременных, устаревших и непродук­тивных гендерных представлений, стереотипов и установок.

Третий вывод, который мы сделали в процессе рассмотрения ос­новных положений теории социального конструирования гендера, каса­ется выделения специфических оснований конструирования гендерных отношений. Такими основаниями, характерными для всех уровней ген­дерных отношений, являются: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, явления неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку на этих явлениях сделан акцент в социально-конструктивистской парадигме, мы можем диффе-ренцированность ролей и статусов мужчин и женщин как гендерных групп и иерархичность, соподчиненность их позиций рассматривать как основные параметры анализа гендерных отношений.

Таким образом, выделяются два вектора измерения гендерных отно­шений: горизонтальный, где основным параметром будет дифферен­циация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций мужчин и жен­щин или гендерных групп. Причем эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться двух сторон любого вида отношений: объек­тивной стороны, которая представлена реальными практиками взаимо­действия, и субъективной, т. е. тендерными представлениями, стереоти­пами, установками и социальной идентичностью мужчин и женщин или гендерных групп, в которых практики и модели взаимодействия будут проявляться и под влиянием которых будут изменяться, корректиро­ваться, модифицироваться.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: