Лягушка - путешественница

Дубов Даниил Сергеевич

 

Физика в сказках

 

 

ОУДП.14 Физика

Мастер путевых машин

Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

Сдан на проверку Подпись

 

Общее количество первичных баллов ____

 

Руководитель: ______________ В.Г.Шляхто

 

Брянск

2020


 

Оглавление

1.Пояснительная записка……………………………………………..............................

2.1.Мир Физики в русских народных сказках …………………………………………2

2.1.1.Механические явления в сказках народов мира…………………………………3

Ершов П.П. Конек-Горбунок…………………………………………………….……3

«Лягушка - путешественница» В.М. Гаршин………………………………………4

«Репка» русская народная сказка…………………………………………………….5

«Лень да Отеть» русская сказка………………………………………………………6

«Царевна лягушка» русская народная сказка……………………………………….7

«Бай и охотник» хакасская народная сказка………………………………...………7

«Иван меньшой разумом большой» русская народная сказка……………….…....7

«Сибичек и Сибдейек» хакасская народная сказка………………………….….…..8

«Царевна лягушка» русская народная сказка……………………………….……..9

«Птенец турупана» хакасская народная сказка……………………………….……9

«Коростель и Перепел» хакасская народная сказка……………………………….10

2.1.2.Тепловые явления в сказках народов мира…………………………………10

«Лиса и заяц» русская народная сказка…………………………………………..…10

«Снегурочка» русская народная сказка……………………………………………..11

«Лисичка – сестричка и серый волк» русская народная сказка…………………..12

«Зимовье зверей» русская народная сказка………………………………………..13

«Два Ивана – солдатских сына» русская народная сказка»………………………14

«Айога» нанайская сказка……………………………………………………..……..15

«Старик Хоттабыч» Л.И Лагие……………………………………………………....16

2.1.3.Световые явления в сказках народов мира……………………………………17

«Иван Царевич и серый волк…………………………………………………………17

Ответы на вопросы……………………………………………………………………18

3.Заключение…………………………………………………………………………19

4.Использованная литература…………………………………………………………19


Мир физики в русских народны сказках

Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.

Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ученики «раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал.

Восприятие природы человеком индивидуально. Использование же литературных источников позволяет взглянуть на физику с другой стороны, задуматься о смысле происходящего, «задевает» чувства.

Особенно важно то, что на уроке благодаря этому устанавливается обычно хорошая «обратная связь», у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживать. И пусть не всегда достигается полное единодушие во всем, но происходит общение, развитие чувств, что исключительно важно, ибо, по словам известного американского физика В. Вайскопа, «бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях. Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесчеловечны».

Прочитав сказки, я выбрала из них отрывки, отражающие изученные нами физические явления и сформулировала задачи.

 

 

Актуальность исследования: Я считаю свою работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук.

 

Цель работы: Выбрать из сказок интересные фрагменты, связанные с физическими явлениями.

 

Гипотеза: предположим, что в литературных произведениях можно встретить интересные физические явления.

 

Задачи:

· На основе фрагментов составить задачи.

· Предложить решить эти задачи.

 

Объект исследования – русские народные сказки.

 

Предмет исследования – литературные фрагменты, связанные с областью физики.

 

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются методы поиска, изучения, анализа, обобщения.

 

 

Научная новизна исследования: если исследовать сказки связанные с физическими явлениями, то можно найти много интересного и тогда с большим интересом можно изучать физику.

 

Практическая значимость: полученные знания позволяют лучше разбираться в физике. Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

Знакомство с физикой начинается не в школе, а гораздо раньше, с самого раннего детства. С детства все с удовольствием читают сказки. Они несут с собой заряд мудрости и доброты, столь необходимой людям нашего времени. Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу. Она знакомит с образом мышления разных народов. Читая их, мы зачастую не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в них немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествуют, а кто не знает – терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других имеют поэтическое преувеличение, фантазию.

 

 

Механические явления в сказках народов мира

П.П.Ершов

Конек-Горбунок

 

 

«Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом за осиян.

Горбунок летит, как ветер.

И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал»

С какой скоростью двигался Конек–Горбунок?

 

 

П.П.Ершов

Лягушка - путешественница

 

 

Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

- Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гордо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни

 

Почему лягушка упала дальше пруда?

 

Репка

(русская народная сказка)

 

 

 

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку –

Тянут – потянут –

И вытянули репку.

 

Какие силы действовали на репку? Могла ли мышка оказать существенное влияние на вытягивание репки?

Лень да Отеть

(русская народная сказка)

 

 

 

Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят.

Лень и говорит:

- Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела.

Отеть говорит:

- Лень, да как тебе говорить-то не лень?

Упали яблоки Лени и Отети в рот.

 

 

Под действием какой силы упали яблоки?

 

 

Царевна лягушка

(русская народная сказка)

 

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок.

Бай и охотник

(хакасская народная сказка)

Бросил охотник перед собой клубок. Клубок покатился, а он за ним пошел. Долго ли, мало ли шел. Покатился клубок в пещеру. Кругом темнота, страшно стало.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: