Что такое кибермошенничество

Кибермошенничество - один из видов киберпреступлений, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).

С 19 июня 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 187 Уголовного кодекса РФ (неправомерный оборот средств платежей), согласно которым преступники несут ответственность не только за изготовление и сбыт поддельных банковских карт, но и за разработку и использование технических устройств и компьютерных программ для хищения денег депозитов.

До внесения изменений статья 187 УК РФ предусматривала наказание только за изготовление и сбыт поддельных пластиковых карт и платежных документов, не являющихся ценными бумагами. Теперь установлена ответственность за незаконные операции с банковскими картами.

Уголовно-наказуемым деянием является изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта поддельных платежных карт, а также сбыт поддельных платежных карт. Понесет ответственность и виновный в изготовлении, приобретении, хранении, транспортировки в целях использования или сбыта электронных средств, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.

Наиболее распространенным видом кибермошенничества является так называемый «скимминг». С помощью технических средств преступники копируют магнитную полосу карты и считывают ее пин-код. На основе полученных данных они изготавливают поддельную пластиковую карту, при использовании которой деньги списываются с оригинала.

Другой способ – «фишинг», когда преступники получают информацию о карте дистанционно. Для этого они присылают гражданину SMS с просьбой сообщить пин-код и cvv-код, представляясь сотрудниками банка.

Согласно поправкам, за мошенничество с банковскими картами с применением высоких технологий преступникам грозят принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы сроком до 6 лет. При этом осужденному придется заплатить штраф - от 100 до 300 тысяч рублей или в размере его дохода за период от одного года до двух лет. Если же преступление совершено организованной группой, срок лишения свободы увеличивается до 7 лет, а размер штрафа - до 1 миллиона рублей.

 

Финансовая пирамида как отдельный вид мошенничества;

Финансовая пирамида хорошо видна с момента выхода на рынок. Чтобы быть «успешной», ей необходимо собрать деньги с большого числа людей, а для этого ей нужно привлечь к себе внимание, выделиться чем-то среди сотен других компаний, которые также привлекают деньги физических лиц. Как правило, внимание привлекается с помощью обещания высоких доходов, нередко неправдоподобно высоких. В отношении размера доходности пирамидостроители чувствуют себя свободно, поскольку их задача не возвращать деньги, а только — их собрать. Почему же тогда надзорные и правоохранительные органы не пресекают деятельность почти очевидных мошенников? Может ли государство оградить граждан от опасных финансовых рисков и при этом не навредить добросовестным финансовым компаниям? Попробуем разобраться в этих и некоторых других вопросах, связанных с тем, как государство противодействует финансовым пирамидам. Практически всех организаторов финансовых пирамид, в конце концов, обвиняли в мошенничестве. Конфискация имущества мошенников в большинстве случаев помогала вернуть основную или хотя бы значительную часть потерянных денег пострадавшим. Так продолжалось вплоть до 90-х годов XX века. Но в последние десятилетия борьба правоохранительных систем с финансовыми мошенниками все реже позволяет решать главную задачу — вернуть деньги пострадавшим. Почему так происходит? Главная причина — финансовые мошенники стали более гибкими, они принимают во внимание специфику мировой финансовой системы и, конечно, очень хорошо учитывают особенности национальных правовых систем. Пирамиды стали дешевле, их быстрее можно создать, но в то же время они часто оказываются значительно более сложными с точки зрения организации и технологий. В XXI веке, как правило, все общение жертвы и мошенника происходит в Интернете. Даже следственным органам непросто определить, кто в реальности является главным бенефициаром аферы, и практически всегда очень сложно обнаружить, куда ушли собранные деньги. Далеко не всегда известные нам руководители, вдохновители пирамид оказываются основными бенефициарами мошеннических схем. Даже в 1990-е годы, когда вроде бы все основные герои-мошенники были на виду, часто оказывалось, что богатство «рядом с ними не стояло». Самый яркий пример — Сергей Мавроди, от деятельности которого пострадали многие миллионы граждан всех континентов. Однако куда делись несметные богатства, которые проходили через структуры «МММ», «МММ-2011», осталось загадкой. Сам он жил, по современным меркам, скромно и в середине 1990-х годов, и в 2012-м, и вплоть до своей смерти.

Сегодня построение финансовой пирамиды начинается с маскировки денежных потоков, личностей организаторов, а иногда и высших менеджеров проекта. Мошенники хорошо осознают, что в определенный момент их деятельность попадет под пристальное внимание надзорных и правоохранительных органов, однако они хорошо знают тот инструментарий, с помощью которого с ними будут бороться. Соответственно, пирамидные схемы разрабатываются так, чтобы этот инструментарий не слишком мешал их «бизнесу». Получается классическая схема: преступники оказываются всегда на шаг впереди «шерифа», который их ловит. В большинстве случаев уголовные дела против организаторов финансовых пирамид 1990-х и начала 2000-х годов возбуждались по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», значительно реже по ст. 171 «Незаконное предпринимательство» и по ст. 172 «Незаконная банковская деятельность». С 2016 года в арсенале правоохранителей в УК РФ появилась ст. 172.2 «Организация деятельности по привлечению денежных средств. При этом, основной проблемой остается то, что для возбуждения дела по ст. 159 УК РФ необходимо зафиксировать сам факт мошенничества, т.е. нужен пострадавший, который обратится в полицию. Пока финансовая пирамида выполняет взятые на себя финансовые обязательства, нет оснований для возбуждения дела. Как только выплаты прекращаются, в полицию поступают первые заявления о мошенничестве, что позволяет открыть дело и производить следственные действия. Однако момент прекращения выплат практически всегда инициируется самими мошенниками. К этому времени запланированный сбор денег завершается (т.е. наступает момент максимальных финансовых потерь вовлеченных в пирамиду граждан), все собранные денежные средства «паркуются» в недосягаемых или очень трудно досягаемых для следствия юрисдикциях. Возврат денег становится очень маловероятным.

Финансовые мошенники — это одна из самых динамично развивающихся составляющих преступного мира. Поэтому к службам, которые призваны им противодействовать, следует предъявлять высочайшие требования в плане профессионализма персонала, технической обеспеченности и гибкости организационной структуры.

В практике противодействия недобросовестной финансовой деятельности государство нередко прибегает к запрету определенных видов деятельности, которые до этого момента были вполне легальными, а также к ограничению доступа на рынок путем лицензирования. Когда в каком-то из сегментов финансового рынка наблюдается повышенный уровень мошенничества в отношении граждан, и надзорные органы не могут обеспечить безопасность их денег, государство может пойти путем полного запрета этой деятельности или ее ограничения. При этом власти должны быть уверены в том, что ограничения и запреты, во - первых, являются реализуемыми, а во-вторых, не вызывают негативных последствий для экономики и достатка самого населения.

Нормативное регулирование цифровой экономики обеспечит возможности судебной защиты участников криптоотношений, в первую очередь, физических лиц. Один из самых распространенных приемов инвестиционного мошенничества — это привлечение денег населения нефинансовыми компаниями («производственными», «инвестиционными» и др.) по договору займа. Согласно гражданскому законодательству никто не может ограничить право гражданина предоставить кредит любой компании (будь то Газпром или ООО «Мираж»). Причем это право не зависит от того, есть ли у компании лицензия на право заниматься финансовой деятельностью или нет. Но законодательство запрещает нефинансовым компаниям целенаправленно заниматься привлечением денег населения, в том числе путем размещения рекламы и публичной оферты. Однако недобросовестные предприниматели легко обходят эти ограничения, используя персонализированные средства воздействия на потенциального инвестора — рассылки электронных писем, социальные сети, контекстная реклама в Интернете. Например, пытаешься найти в интернете информацию о том, куда можно вложить деньги, с помощью поисковой системы, а тебе в первых строчках выпадают заманчивые предложения от «сельскохозяйственных» ферм, «агентств недвижимости» и т.п. с высочайшей доходностью — 30% годовых и выше.

В российском законодательстве нет ограничительных мер в отношении сетевого маркетинга, однако это не означает, что обман сетевыми дистрибьюторами в нашей стране не наказуем. В некоторых случаях можно подавать иск о нарушении потребительского законодательства (когда дистрибьютор сам оказал «услугу»), в других случаях можно требовать возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество». В последние два года появилась возможность привлекать агентов сетевого маркетинга к административной ответственности по ст. 14.62 КоАП РФ за публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в финансовой пирамиде.

 Что такое финансовая пирамида по закону? В 2013 году Минфин России подготовил проект закона о противодействии финансовым пирамидам. Однако он довольно длительное время совершенствовался и был внесен в Госдуму Правительством РФ лишь в сентябре 2015 года. Точнее, внесены были сразу два законопроекта — «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Примерно через полгода оба закона были приняты и вступили в силу. Несмотря на то, что законодатели, в конце концов, ушли от термина «пирамида», по сути дела, речь идет именно о ней. Итак, в 2016 году в УК РФ и КоАП РФ появилось новое правонарушение, которое влечет уголовную или административную ответственность. Административное правонарушение определяется в ст. 14.62 КоАП РФ как организация либо осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества. Что в этом определении важно? Во-первых, здесь говорится «об организации либо осуществлении деятельности», т.е. ответственность распространяется не только на владельцев, учредителей и менеджеров, но и на добровольных помощников, в том числе из числа активных участников, сетевиков проекта, которые принимают непосредственное участие в привлечении денег граждан в пирамиду. Это очень важный момент, который, к сожалению, редко осознают многочисленные пособники финансовых пирамид, вовлекающие в них других людей. Если привлечение денег граждан происходило в «крупном размере», то предполагается уже не административная, а уголовная ответственность. В ст. 172.2 УК РФ определение правонарушения практически идентичное, за исключением одного слова. В ней речь идет только об «организации деятельности». Соответственно, простые сетевики останутся в сфере действия административной ответственности и отделаются штрафом. Но те активисты финансовых пирамид, которые организуют мероприятия по привлечению других граждан или проводят «инструктаж своей ячейки» по вопросам, как вовлечь в противоправную деятельность других людей, вполне могут угодить и под уголовную статью. Во-вторых, в законе содержится описание главного признака финансовой пирамиды: «Выплата дохода… осуществляется за счет привлеченных денежных средств… иных… лиц при отсутствии инвестиционной… или предпринимательской деятельности».

И далее следует очень важное замечание о сопоставимости объемов привлеченных средств и тех денег, которые во что-то инвестируются. Например, если компания в Москве под высокий процент собрала 200 млн руб. на какое-нибудь крестьянско-фермерское хозяйство в глухом районе Тверской области, то правоохранительные органы вправе поинтересоваться: а сколько денег реально дошло до фермы? И если окажется, что туда попало, допустим, 20 млн руб. (для того чтобы сделать рекламные фотографии и отснять пару сюжетов о «бурно развивающемся сельскохозяйственном предприятии»), то против владельцев и менеджеров компании будет возбуждено дело по ст. 172.2 УК РФ. (В дальнейшем правонарушение, о котором идет речь в ст. 172.2 УК РФ и в ст. 14.62 КоАП РФ, мы для простоты будем называть организацией финансовой пирамиды.) Еще один очень важный момент — это введение в ст. 14.62 КоАП РФ административной ответственности за публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в финансовой пирамиде, в том числе в СМИ и Интернете. Это положение значительно ограничивает возможности для распространения информации о пирамиде. По крайней мере, официальные СМИ стремятся не связываться с рекламными заказами организаций с признаками финансовых пирамид. Какие наказания ожидают пирамидостроителей и их «помощников»? В рамках административной ответственности (ст. 14.62 КоАП РФ) речь идет о штрафах.

Уголовный закон предусматривает существенно более серьезную ответственность. Организаторы финансовой пирамиды «в крупном размере» (от 2,25 до 9 млн руб.) могут быть оштрафованы на 1 млн руб. или в размере двухлетнего дохода. Также им грозит лишение свободы на срок до 4 лет. Для того же деяния в «особо крупном размере» (более 9 млн руб.) — штраф до 1,5 млн руб. или в размере трехлетнего дохода, а также лишение свободы на срок до 6 лет. Естественно, что наказание не включает в себя компенсацию ущерба пострадавшим, если такие были. Надо признать, что наказание по антипирамидным статьям оказалось не слишком впечатляющим. Так, по ст. 159 УК РФ преступник может получить до 10 лет лишения свободы. Поэтому сегодня суды регулярно рассматривают заявления «пирамидостроителей», которым инкриминируется «Мошенничество», с просьбами переквалифицировать обвинение на более мягкое — организацию финансовой пирамиды (ст. 172.2 УК РФ).

Ответы для проверки отправлять: pashkevich.lyudmila.79@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: