Впервые любовь была провозглашена основой бытия в философии христианства

ЛЕКЦИЯ 11

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

3 точки зрения:

· Материалическая. Человек и общество – результат случайной эволюции, которая происходила путем мутаций и естественного отбора

· Идеалистическая. Человек и общество – результат или закономерной эволюция; или закономерной революции. Роль Духа-Творца.

· Синергетика (концепция самоорганизации материи). Человек и общество рано или поздно, но обязательно возникают во Вселенной, однако могут существовать в разных формах, в зависимости от сложившихся условий.

​​​​ Закономерность и случайность.

Человек - сложное, противоречивое существо,вкотором соединяются тело, душа и дух.

ЧТО ПЕРВИЧНО В ЧЕЛОВЕКЕ?

РАЗНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

1. Человек – слабое и беззащитное существо, ниже животного (первобытное общество).

2. Человек – разумное животное (Древняя Греция)

3. Человек – божественный дух, заключенный в теле. Микрокосмос (веданта, йога, даосизм).

4. Человек – носитель сознания. Стремится к просветлению сознания (буддизм).

5. Человек - образ и подобие Бога (христианство).

6. Человек – образ и подобие обезьяны (дарвинизм), или существо стремящееся к удовольствию ​ (фрейдизм).

В ХХ ВЕКЕ возникла ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

Учение о природе и сущности человека

Синтез идей философии, религии, психологии, социологии, биологии.

Один из основоположников МАКС ШЕЛЕР (1874–1928):

«Человек столь широк и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими»

Основная работа – «Положение человека в космосе» (1928)

 

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ:

- биологическое – изучение агрессии и полового поведения животных и перенесение выводов на человека (К. Лоренц) работа «8 смертных грехов цивилизационного человечества».

- культурное – человек как творец культуры (Э. Кассирер);

- религиозное – человек как образ и подобие Бога, без Бога его бытие невозможно, они вместе творят мир (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк);

- символическое – человек как творец символов и смыслов (М. Элиаде);

- антропологическое – человек как творец себя (М. Шелер).

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ М. ШЕЛЕРА

1. Бытие двойственно: мощный энергетический «порыв» и бессильный «дух».

2. «Порыв» - силы природы, а также экономические, политические и демографические аспекты истории.

3. «Дух» - высшие идеальные ценностные измерения как отдельной личности, так и культуры.

4. Деятельность «духа» всегда опирается на «порыв» - энергию инстинктов. Сам по себе «дух» бессилен.

5. Человек – не творение Бога, но СОАВТОР иСО-ТВОРЕЦ. Творит сам себя.

6. Каждый человек может стать уникальным бытием. МИКРОКОСМОС.

ВСЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНЫ С РЕШЕНИЕМ ГЛАВНОГО ВОПРОСА: КАК В КАЖДОМ ИЗ НАС СООТНОСЯТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ, материальное и духовное, форма и сущность

1. Личность и индивид.

2. Любовь и Эрос.

3. Добро и зло.

4. Счастье и страдание.

5. Свобода и ответственность.

6. Жизнь и смерть.

7. Смерть и бессмертие.

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТСЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬЮ

Форма, содержание и сущность человека?

Форма:

o Тело

o Одежда

o Аксессуары

o Украшения

o Слова

o Эмоции

o Темперамент

o Дом

o Семья

o Профессия

 

Содержание:

o Мировоззрение

o Характер

o Интеллект

o Мысли

o Чувства

o Смысл жизни

Сущность:

o Любовь

o Творчество

o Свобода

o Мудрость

 

 

 

Единое начало для всех

МАТЕРИАЛИЗМ: форма первична. Отрицание единой сущности всех людей. У каждого свой смысл жизни. Счастье воспринимается как обладание материальными вещами.

​Преобладание формы часто делает человека несчастным, т.к. он постоянно недоволен ею, не может насытиться и остановиться

СМЫСЛ ЖИЗНИ - количественное «ИМЕТЬ»

​Это проблема оранжевой чакры.

​Например: поскольку материя относительна, то не может быть одного идеала материальной красоты. Огромное разнообразие, фрактальность.

ИДЕАЛИЗМ: сущность первична. У всех людей единая сущность. Счастье как духовное состояние. Стремление к самосовершенствованию. Идеал один – духовный.

СМЫСЛ ЖИЗНИ – качественное «БЫТЬ».

Проблема гармоничного развития человека

​Необходимость соответствия формы, содержания и сущности человека. Чтобы его действия, слова, мысли не противоречили друг другу.

​Человек должен стремиться к тому, чтобы его жизнь не противоречила сущности.

​В противном случае происходит ИЗВРАЩЕНИЕ сущности человека.

​Появилось много людей, которые только по форме люди, но по сущности не-люди.​

ИНДИВИД – человек как биологическое существо

Индивид ориентируется на личные интересы и интересы рода, часто оказывается под влиянием биологических инстинктов и настроений общества.

Часто не имеет чёткого смысла жизни.

Эрих Фромм: для ХХ века характерен феномен «смыслопотери»

ЛИЧНОСТЬ – человек как духовное существо

Личность отличается четким осознанием смысла жизни, развитой силой волей, свободой,

творческим началом.

Дух: личность---свобода---творчество

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ ТЕСНО СВЯЗАНА С ПРОБЛЕМОЙ СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Философия свободы развивается многими

1). И. Кант («категорический императив»)

2). Н. Бердяев (свобода как основа бытия),

3). Э. Фромм («бегство от свободы») и др.

ЧЕТЫРЕ УСЛОВИЯ СВОБОДЫ:

1. САМ ДУМАЮ,

2. САМ ВЫБИРАЮ,

3. САМ ДЕЙСТВУЮ.

4. САМ ОТВЕЧАЮ.

Эрих Фромм: для общества ХХ века характерен феномен «бегства от свободы».

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ СВОБОДЫ? страх перед выбором и ответственностью

ЛЮБОВЬ И ЭРОС

Проблема людей в том, что они ставят знак равенства между любовью и эросом.

На самом деле, ЭРОС – влечение тел (животное).

ЭРОС СПОСОБСТВУЕТ ВЛЮБЛЁННОСТИ И СТРАСТИ

ЛЮБОВЬ – влечение душ (духовное чувство)

ЛЮБОВЬ - ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТЕЙ

В Древней Греции возникло учение о мужчине и женщине как двух половинках единого Целого, которые стремятся друг другу.

Сила этого стремления была названа ЭРОС

Христианство создало учение о двух личностях – мужской и женской, стремящихся друг к другу, потому что каждая из них сама по себе неполноценна

Николай БЕРДЯЕВ «Пол» - от слова «половинка»

Родовая (животная любовь) Основная цель - продолжение рода. Половинки сохраняются

Духовная любовь Основная цель – создание единой полноценной личности

Впервые любовь была провозглашена основой бытия в философии христианства.

​Христианский Бог - Любовь и Источник Любви.

Быть с Богом - означает творить любовь и жить в любви.

​Христианская любовь троична:

1) любовь к Богу,

2) любовь к себе как образу и подобию Бога,

3) любовь к ближнему как образу и подобию Бога.

​​ Любить – помогать себе и другим развить лучшие человеческие качества. Любовь не совместима с потаканием своим и чужим слабостям и порокам.

ОСНОВНОЙ ВРАГ ЛЮБВИ - ЭГОИЗМ

ХРИСТИАНСТВО предлагает АЛЬТРУИЗМ (АГАПЭ) – служение другим людям, отдача

ЛЮБОВЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

А) Психологическая потребность человека

Б) существует в большом разнообразии форм: родительская, братская, эротическая,патриотическая, профессиональная, любовь к Богу, любовь к себе

В) ИСКУССТВО, которому надо учиться в семье закладываются основы этого искусства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: