ЛЕКЦИЯ 11
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
3 точки зрения:
· Материалическая. Человек и общество – результат случайной эволюции, которая происходила путем мутаций и естественного отбора
· Идеалистическая. Человек и общество – результат или закономерной эволюция; или закономерной революции. Роль Духа-Творца.
· Синергетика (концепция самоорганизации материи). Человек и общество рано или поздно, но обязательно возникают во Вселенной, однако могут существовать в разных формах, в зависимости от сложившихся условий.
Закономерность и случайность.
Человек - сложное, противоречивое существо,вкотором соединяются тело, душа и дух.
ЧТО ПЕРВИЧНО В ЧЕЛОВЕКЕ?
РАЗНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
1. Человек – слабое и беззащитное существо, ниже животного (первобытное общество).
2. Человек – разумное животное (Древняя Греция)
3. Человек – божественный дух, заключенный в теле. Микрокосмос (веданта, йога, даосизм).
4. Человек – носитель сознания. Стремится к просветлению сознания (буддизм).
|
|
5. Человек - образ и подобие Бога (христианство).
6. Человек – образ и подобие обезьяны (дарвинизм), или существо стремящееся к удовольствию (фрейдизм).
В ХХ ВЕКЕ возникла ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Учение о природе и сущности человека
Синтез идей философии, религии, психологии, социологии, биологии.
Один из основоположников МАКС ШЕЛЕР (1874–1928):
«Человек столь широк и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими»
Основная работа – «Положение человека в космосе» (1928)
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ:
- биологическое – изучение агрессии и полового поведения животных и перенесение выводов на человека (К. Лоренц) работа «8 смертных грехов цивилизационного человечества».
- культурное – человек как творец культуры (Э. Кассирер);
- религиозное – человек как образ и подобие Бога, без Бога его бытие невозможно, они вместе творят мир (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк);
- символическое – человек как творец символов и смыслов (М. Элиаде);
- антропологическое – человек как творец себя (М. Шелер).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ М. ШЕЛЕРА
1. Бытие двойственно: мощный энергетический «порыв» и бессильный «дух».
2. «Порыв» - силы природы, а также экономические, политические и демографические аспекты истории.
3. «Дух» - высшие идеальные ценностные измерения как отдельной личности, так и культуры.
4. Деятельность «духа» всегда опирается на «порыв» - энергию инстинктов. Сам по себе «дух» бессилен.
5. Человек – не творение Бога, но СОАВТОР иСО-ТВОРЕЦ. Творит сам себя.
6. Каждый человек может стать уникальным бытием. МИКРОКОСМОС.
|
|
ВСЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНЫ С РЕШЕНИЕМ ГЛАВНОГО ВОПРОСА: КАК В КАЖДОМ ИЗ НАС СООТНОСЯТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ, материальное и духовное, форма и сущность
1. Личность и индивид.
2. Любовь и Эрос.
3. Добро и зло.
4. Счастье и страдание.
5. Свобода и ответственность.
6. Жизнь и смерть.
7. Смерть и бессмертие.
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТСЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬЮ
Форма, содержание и сущность человека?
Форма:
o Тело
o Одежда
o Аксессуары
o Украшения
o Слова
o Эмоции
o Темперамент
o Дом
o Семья
o Профессия
Содержание:
o Мировоззрение
o Характер
o Интеллект
o Мысли
o Чувства
o Смысл жизни
Сущность:
o Любовь
o Творчество
o Свобода
o Мудрость
Единое начало для всех
МАТЕРИАЛИЗМ: форма первична. Отрицание единой сущности всех людей. У каждого свой смысл жизни. Счастье воспринимается как обладание материальными вещами.
Преобладание формы часто делает человека несчастным, т.к. он постоянно недоволен ею, не может насытиться и остановиться
СМЫСЛ ЖИЗНИ - количественное «ИМЕТЬ»
Это проблема оранжевой чакры.
Например: поскольку материя относительна, то не может быть одного идеала материальной красоты. Огромное разнообразие, фрактальность.
ИДЕАЛИЗМ: сущность первична. У всех людей единая сущность. Счастье как духовное состояние. Стремление к самосовершенствованию. Идеал один – духовный.
СМЫСЛ ЖИЗНИ – качественное «БЫТЬ».
Проблема гармоничного развития человека
Необходимость соответствия формы, содержания и сущности человека. Чтобы его действия, слова, мысли не противоречили друг другу.
Человек должен стремиться к тому, чтобы его жизнь не противоречила сущности.
В противном случае происходит ИЗВРАЩЕНИЕ сущности человека.
Появилось много людей, которые только по форме люди, но по сущности не-люди.
ИНДИВИД – человек как биологическое существо
Индивид ориентируется на личные интересы и интересы рода, часто оказывается под влиянием биологических инстинктов и настроений общества.
Часто не имеет чёткого смысла жизни.
Эрих Фромм: для ХХ века характерен феномен «смыслопотери»
ЛИЧНОСТЬ – человек как духовное существо
Личность отличается четким осознанием смысла жизни, развитой силой волей, свободой,
творческим началом.
Дух: личность---свобода---творчество
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ ТЕСНО СВЯЗАНА С ПРОБЛЕМОЙ СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Философия свободы развивается многими
1). И. Кант («категорический императив»)
2). Н. Бердяев (свобода как основа бытия),
3). Э. Фромм («бегство от свободы») и др.
ЧЕТЫРЕ УСЛОВИЯ СВОБОДЫ:
1. САМ ДУМАЮ,
2. САМ ВЫБИРАЮ,
3. САМ ДЕЙСТВУЮ.
4. САМ ОТВЕЧАЮ.
Эрих Фромм: для общества ХХ века характерен феномен «бегства от свободы».
ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ СВОБОДЫ? страх перед выбором и ответственностью
ЛЮБОВЬ И ЭРОС
Проблема людей в том, что они ставят знак равенства между любовью и эросом.
На самом деле, ЭРОС – влечение тел (животное).
ЭРОС СПОСОБСТВУЕТ ВЛЮБЛЁННОСТИ И СТРАСТИ
ЛЮБОВЬ – влечение душ (духовное чувство)
ЛЮБОВЬ - ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТЕЙ
В Древней Греции возникло учение о мужчине и женщине как двух половинках единого Целого, которые стремятся друг другу.
Сила этого стремления была названа ЭРОС
Христианство создало учение о двух личностях – мужской и женской, стремящихся друг к другу, потому что каждая из них сама по себе неполноценна
Николай БЕРДЯЕВ «Пол» - от слова «половинка»
Родовая (животная любовь) Основная цель - продолжение рода. Половинки сохраняются
Духовная любовь Основная цель – создание единой полноценной личности
Впервые любовь была провозглашена основой бытия в философии христианства.
|
|
Христианский Бог - Любовь и Источник Любви.
Быть с Богом - означает творить любовь и жить в любви.
Христианская любовь троична:
1) любовь к Богу,
2) любовь к себе как образу и подобию Бога,
3) любовь к ближнему как образу и подобию Бога.
Любить – помогать себе и другим развить лучшие человеческие качества. Любовь не совместима с потаканием своим и чужим слабостям и порокам.
ОСНОВНОЙ ВРАГ ЛЮБВИ - ЭГОИЗМ
ХРИСТИАНСТВО предлагает АЛЬТРУИЗМ (АГАПЭ) – служение другим людям, отдача
ЛЮБОВЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
А) Психологическая потребность человека
Б) существует в большом разнообразии форм: родительская, братская, эротическая,патриотическая, профессиональная, любовь к Богу, любовь к себе
В) ИСКУССТВО, которому надо учиться в семье закладываются основы этого искусства