Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»: цель, задачи, основные направления, содержание

Федеральная целеваяпрограмма развития дополнительного образования детей в РФ представляет собой документ, в котором излагаются основные положения, цели, содержание и порядок деятельности по переходу дополнительного образования детей в новое качественное состояние, спектр профилей и направлений которого формируют запросы дети, родителей (законные представители), представители общественных объединений, сферы бизнеса - социальные партнѐры учреждений дополнительного образования детей. Развитие системы учреждений дополнительного образования, направленных на привлечение учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, детей-инвалидов, одаренных школьников, детей мигрантов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, музыкальной, художественно-эстетической, естественно-научной и технической деятельностью. Программа развития системы ДОД РФ является руководством к действию на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, уровне конкретного учреждения.

Начиная с последней трети XX века, в условиях появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира все отчетливее проявляет себя тенденция утраты монополии школы на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Усиливается заинтересованность семей в услугах и консультационных сервисах за рамками традиционных образовательных институтов, растет объем расходов домохозяйств в данной сфере.

Потенциал сферы дополнительного образования детей становится предметом исследований и привлекает внимание политиков. В ряде стран мира разрабатываются и реализуются национальные программы развития внешкольного образования. Данные программы рассматриваются как важный элемент повышения общего качества образования и решения проблемы социализации детей и молодежи.

Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования в формировании навыков 21 века, поддержке одаренных детей, корреспондируют с задачами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Особенно в Программе отмечается значение сферы дополнительного образования для преодоления неравенства доступа к качественному образованию. В этом плане вопросы развития сферы образования непосредственно относятся к сфере политике государства в области защиты прав и интересов детей, что связывает Программу с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действия в интересах детей.

В Программе отмечается факт  растущей конкуренции в «освоении» ресурсов сферы дополнительного образования детей. Сфера дополнительного образования является сегодня одним из наиболее активно развивающихся рынков «новой экономики» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора. В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о глобальной конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи. В этом аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с вопросами обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.

Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

 

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года

В настоящее время стратегия развития дополнительного образования детей определена в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года, где под дополнительным понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. В его основе лежат принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, сотрудничества. В Концепции определены отличительные черты дополнительного образования: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога; личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка; признание за ним права на пробу и ошибку в выборе, пересмотр возможностей в самоопределении. Одним из условий повышения качества дополнительного образования в этой Концепции рассматривается разработка научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: