Елена Георгиевна Криштоф

Тема: Краткий очерк жизни и творчество Е. Криштоф.

Цель занятия: познакомить обучающихся с этапами жизни и творчества Елены Криштоф, раскрыть жанровое разнообразие произведения «Сто рассказов о Крыме», способствовать патриотическому воспитанию.

Планируемые результаты

предметные: совершенствование навыков анализа литературного текста, развитие навыков глубокого осмысления лирических произведений, умение делать выводы из прочитанного, навыки воссоздания картины, запечатленной писателем;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

личностные: развитие навыков исследовательской работы, логического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности, воспитание любви к родному краю, к его природным богатствам.

 

Норма времени: 2 часа

 

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1. Биография и творческое наследие Елены Криштоф.

2.Жанровое своеобразие произведения «Сто рассказов о Крыме»

 

Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация

Литература:

1. Азарьев, О. Елена Криштоф как человек и писатель / Олег Азарьев. – Текст: непосредственный // Литературная газета+Курьер культуры: Крым–Севастополь. – 2010. – № 24 (75). – С. 6: портр.

2. Егорова, О. Е. Криштоф. «Сто рассказов о Крыме»  // Литература в школе. – 2015. – № 6. – С.18–20.

3. Криштоф Е. Библейские сказания о любви / Елена Криштоф. – М: Армада-пресс, 2001.

 

Тема: Краткий очерк жизни и творчество Е. Криштоф.

План занятия:

1. Биография и творческое наследие Елены Криштоф.

2.Жанровое своеобразие произведения «Сто рассказов о Крыме»

 

 

Ключевые слова: реализм, очерк, колорит

Вопрос 1.

Елена Георгиевна Криштоф

(1925–2001)

Елена Криштоф была и в преклонном возрасте - современным

человеком, современным писателем. Она сумела определить

 своё место в постсоветской литературе, нашла новые темы,

новые сюжеты, нового читателя. Сейчас уже можно сказать,

 что она писатель не только XX, но и XXI века.

Олег Азарьев.

 

Елена Георгиевна Криштоф родилась 16 июня 1925 года в Алуште. Её отец, Георгий Иванович, был известным агрономом, коммунистом и долгое время работал в Германии. В Крыму в советское время руководил известным табачным совхозом, расположенным под Алуштой. В 1934 году, когда Елене было всего девять лет, он умер от чахотки. Её бабушка и мать, Анастасия Ивановна, люди образованные, но не способные расталкивать окружающих локтями, жили довольно скромно. Как вспоминала Елена Георгиевна, золото в их доме было только на корешках энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Войну и оккупацию Крыма семья из трёх женщин – бабушки, мамы и Елены, пережила в Алуште и отдалённом посёлке на северо-востоке Крыма, где было не так голодно.

После войны Елена Георгиевна окончила филфак Крымского пединститута (ныне это Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского) и получила распределение на работу в посёлок Первомайский. Криштоф рассказывала, как она, молоденькая учительница, преподавала русский язык и литературу послевоенным школьникам. В большинстве – совершенно неграмотным. «Дети были прекрасные, – вспоминала Елена Георгиевна. – Все почти переростки – из-за войны. Но как они хотели учиться! Я их так любила. Мы друг друга прекрасно понимали».

Тогда же, учительствуя, она впервые начала активно писать и печататься – ещё в школе она мечтала стать журналистом…. Сначала это были заметки в районных газетах, затем статьи в областной прессе. Позже начала писать рассказы, которые охотно публиковали крымские газеты. Первая повесть, во многом автобиографичная, «Школа в степи», была издана в 1956 году в альманахе «Крым».

В 1959 году в Крымиздате вышла её первая книга, сборник рассказов «Солнечный день», которая получила литературную премию. В том же году состоялся её повесть «Май месяц перед экзаменами» была напечатана в журнале «Юность».

Когда в Крыму организуют телевещание и создают свой телеканал, Елена Криштоф уходит работать в художественную редакцию. Встречи с незаурядными, интересными людьми в её телепрограммах позволили впоследствии создать несколько документальных повестей о них и опубликовать множество очерков, посвящённых выдающимся крымчанам.

В 1965 году, когда ей исполнилось 40 лет, Криштоф принимают в Союз писателей СССР.  Как член Союза она получила комнатку в коммуналке в Симферополе. С этого момента её книги начинают выходить с завидным постоянством.

Одинокая женщина, пережившая большую любовь, она до конца дней так и не завела семью, хоть и была окружена друзьями, подругами, соседями и знакомыми.

В Алуште она несколько лет строила домик из саманного кирпича. Когда он был построен, Елена Криштоф каждое лето стала проводить в любимой Алуште. В саду возилась с цветами, виноградом, фруктовыми деревьями, а на веранде – писала книги и отмечала дни рождения – небогатые, но настолько зрелищные и весёлые, что вспоминают о них и по сей день.

Перу Криштоф принадлежит путеводитель «Алушта», выдержавший несколько переизданий, краеведческие книги «Приглашение к путешествию», «Сто рассказов о Крыме», повести и романы для детей и взрослых «Кто будет капитаном», «Утро каждого дня», «Если бы ты был моим сыном», «Попытка старомодного романа» и др.

Книги Елены Георгиевны охотно печатали московские издатели. Но в советское время возможность издаваться была строго регламентирована.

Всю жизнь, за исключением весьма коротких промежутков, она провела в Крыму, наверное, поэтому почти все её книги пропитаны крымским солнцем, запахом моря, южнобережным колоритом.

Были премии и награды: «Лауреат республиканской премии им. С. Н. Ценского», «Лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым», «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым».

Несколько лет жизни Криштоф посвятила сбору материалов для самого любимого своего детища – романа об Александре Сергеевиче Пушкине «Для сердца нужно верить». Автора и его книги Елена Георгиевна любила с детства. Наизусть знала всего «Евгения Онегина». И работая над книгой, настолько погрузилась в материал, что смогла рассказывать о персонажах, как о своих знакомых, описать до мелочей их одежду, причёски, привычки…

Впервые произведение было издано не в Москве, а в Крыму, в 1988 году. А через девять лет, в 1997 году, было переиздано в Москве.

С 1988 по 1997 годы новые романы и рассказы Елены Георгиевны печатались в журнале «Брега Тавриды»: детективный ретро-роман «Великий немой», подборки рассказов «Жизнь в картинках», «Пришёл и спас», «История одной жизни», «Переделкинские рассказы».

Много лет подряд Елена Криштоф регулярно ездила в Дом творчества в Переделкино. Сдружилась с Арсением Тарковским и его женой и оставила о них интересные воспоминания «Нищий царь», опубликованные сначала в Киеве, в журнале «Радуга», а потом в коллективном сборнике воспоминаний о поэте.

Не один год она посвятила спорной, но интересной и своеобразной книге «Легенды Крыма в пересказе Елены Криштоф». Чтобы издать книгу, она продала любимый домик в Алуште.

В 2001 году книга вышла последняя книга, которую она увидела изданной.

Последние годы Елена Георгиевна часто болела. 1 августа 2001 года, ожидая выхода новой книги, полная творческих планов, она скоропостижно скончалась у себя дома на руках соседей и друзей. Похоронили её в Симферополе, на старом кладбище Абдал.

Вопрос 2.

В книге рассказывается о многих событиях, как легендарных, так и действительных, происходивших в давние и в недавние времена на крымской земле, рассказывается о выдающихся полководцах, о революционерах, о писателях и художниках, о героях труда, чья творческая жизнь связана с современным полуостровом.

Книги одних авторов умирают еще при их жизни, слава других авторов умирает вместе с ними, с их званиями и регалиями…. Но есть писатели, которых издают и читают и после их смерти. Не все они - великие, не все они - классики, однако все они - избранные. Избранные читателями.
Елена Криштоф - именно из таких, избранных читателями авторов.
Первая книга Е. Криштоф появилась, когда ей было за тридцать. «У меня откуда-то взялась смелость искать свою собственную дорогу в жизни. Занялась журналистикой и в 60-е годы оказалась на телевидении редактором. Хороших людей было сколько!.. К тому времени меня все сильнее захватывала тема родного полуострова. Чем больше узнавала и писала о его жизни, тем больше хотелось еще».
В сорок лет писательница всецело отдалась творчеству. Ее неутомимый интерес к жизни, какой бы сложной, иногда мучительно трудной она ни была, помог стать серьезным романистом, автором многих рассказов и детективных историй, историком литературы, театральным критиком, краеведом. Перу Криштоф принадлежит более 30 книг. Ее творения охотно печатали не только крымские, но и московские издатели.
Всю жизнь, за исключением весьма коротких промежутков, Елена Георгиевна провела в Крыму. Писательница не могла оторваться от него, если бы и захотела. Здесь были ее корни. Наверное, поэтому почти все книги нашей соотечественницы пропитаны крымским солнцем, запахом моря, южнобережным колоритом. Совершенно удивительно ее писательское умение заразить читателей своей любовью к этой земле, к каждой ее травинке, кустику в расщелине.
«Сто рассказов о Крыме»
Непосредственным толчком к написанию произведения послужили события весны 1969 года, когда Е.Г.Криштоф вместе со своими друзьями посетила Эльтиген (микрорайон города Керчи), где со времени Великой Отечественной войны сохранились останки десантных катеров.
«Мы разом почувствовали нашу вину, ту, которую чувствуют живые, стоя у пирамидок, у стел и иных мемориалов, если под ними - ровесники. Вина еще увеличивалась счастьем, мы разомкнули пальцы. Но через минуту поняли, счастье не уменьшилось, только стало острее, за него надо было держаться. А что касается беззаботности, на что она счастью в нашем возрасте?»
Возникший замысел – написать не просто книгу, а книгу биографию, книгу – портрет родного края с позиции их авторского осмысления потребовал от писательницы нескольких лет напряженной подготовительной работы. Три года ушло на непосредственное написание текста. В поисках сюжета она неоднократно отправлялась в различные места Крымского полуострова: то вместе с геологами в Черноморский район, чтобы увидеть и описать красоту степного Джангуля («Следы на земле Тарханкута»), то в поселок Счастливое, где шло строительство водохранилища («Как рождаются легенды»), то в Феодосию в картинную галерею Айвазовского, чтобы послушать экскурсию талантливых экскурсоводов Софьи Александровны и Николая Степановича Барсамовых («Стоит человеческой жизни»).
Есть в книге события и люди, давно знакомые по романам, повестям, поэмам. Есть и то, чего, кроме Е.Криштоф, никто из писателей или журналистов не увидел, не узнал в силу каких-то обстоятельств и причин. Но, в первую очередь, больше отдельных судеб и фактов интересовал писательницу портрет родного края, Крыма. Любимый полуостров в произведениях нашей землячки – то, как фон, на котором развернуты действия рассказа или очерка, то, как действующее лицо, в полном смысле - «герой».
Произведение получилось объемным и в жанровом отношении необычным. Сама Елена Георгиевна своеобразие книги объясняет так: «…далеко не все рассказы этой книги имеют привычный сюжет – с завязкой, кульминацией и развязкой. Рассказы это то, что рассказано. Иногда это очерки, иногда зарисовки событий, из которых и складывается большая История».
В книге в увлекательной форме повествует о событиях, как легендарных, так и действительных, происходивших в давние и недавние времена на нашей родной земле, о выдающихся полководцах и революционерах, писателях и художниках, героях труда и войны, чья жизнь неразрывно связана с полуостровом. Любой персонаж очерков интересен нам. Ее статьи, полные размышлений о добре, призывают нас не быть равнодушным к Человеку. И в каждом ее материале красной нитью проходила мысль: «Сегодня доброго могут обидеть, завтра - с корнем вырвать и растоптать доброе дело. Но сущность добра в том, что оно неистощимо. И так же необходимо человеку, как воздух и вода. А вместилище, в котором хранятся пласты добра, - это культура народов».
В рассказе «О моем отце» Елена Георгиевна вспоминает конец тридцатых годов, свое детство, жизнь совместно с родителями в табачном совхозе неподалеку от Алушты. В центре повествования – образ отца писательницы – человека веселого и мужественного, большого труженика. Патриота, готового пожертвовать жизнью ради народного добра.
Рассказ заканчивается грустным авторским признанием: «Во время войны могила отца на алуштинском перерытом кладбище затерялась, и теперь я только приблизительно знаю, где похоронен очень молодой, тридцати четырех лет от роду человек, бывший моим отцом, и не простудившийся на пожаре, а сгоревший на ветру времени…».
Летом 1941 года началась Великая Отечественная война. Осенью этого же года фашисты оккупировали большую часть Крымского полуострова, захватили Алушту. Вместе со своими земляками будущая писательница переживала военное лихолетье.
Страшно вспоминать о войне женщине, которая, будучи девчонкой, только что окончившей восемь классов, содрогалась от приказов, вызывающих ужас: за утайку лишнего килограмма продукта - расстрел, за выход из дома после комендантского часа - расстрел. Жутко было слышать об уничтожении евреев и расстрелах каждую ночь заложников. На всю оставшуюся жизнь запомнила она, как враги, устанавливая «новый порядок», вешали мирных жителей. Как нагло вели себя в начале оккупации, надеясь быстро завоевать Севастополь, и как трусливо и позорно потерпели ряд поражений, когда советский десант высадился под Керчью и Феодосией. Об этом и о послевоенном, взрослом понимании Еленой Георгиевной подвигов защитников Севастополя говорится в рассказе «О том, как я увидела войну».
Незабываемым для серьезной и впечатлительной девушки, какой была в 1943 году Е.Криштоф, оказался и день, когда местность под Алуштой, где она прожила вместе с родными большинство месяцев оккупации, освобождали от врагов советские воины. Особенно запомнились сцены бегства и смерти одного из тотально мобилизованных фашистов, прибытие танковой колонны и бронетранспортеров с пятиконечными звездами на броне, встреча с молодыми улыбающимися людьми в гимнастерках.
«Потом, когда танки прошли, к вечеру уже в село въехали на бронетранспортерах, на грузовиках наши войска, то есть молодые, улыбающиеся люди в гимнастерках. Помню, все были красивые, и золотой светлый блеск погон как-то сливался с блеском молодых, длинных волос, с наивно-нарядной желтизной цветов одуванчиков, вообще с тем золотым свечением, которым был наполнен мир».
Однако в этот день случилось и плохое: пришло известие, что в концентрационном лагере, расположенном на территории бывшего совхоза «Красный» под Симферополем, погибла Тоня, семнадцатилетняя подруга будущей писательницы («День, когда пришли наши»).
Выдающемуся русскому физику, создателю советской атомной бомбы Игорю Васильевичу Курчатову посвящен рассказ «Улица имени Курчатова». Да, это его имя носит улица города Симферополя. История ее насчитывает не одну сотню лет. Улица находится в той части города, которая отличается от современного Симферополя. Ее принято называть «Старый город». Самое раннее описание этой части города относится к концу XVIII века: «Кривые, разбегающиеся, немощенные и нечистые улицы обнесены высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики»,— писал в 1795 г. академик П. С. Паллас. Если прогуляться по данной улице, можно увидеть одно из старейших строений нашего города – мечеть Кебир-Джами, расположенное по адресу ул. Курчатова, 4. На улице нет новостроек – это исторический центр Ак-Мечети, и его решено сохранить. Проведены только ремонтные работы большинства домов.
Сам Игорь Васильевич учился в первой мужской гимназии. Позже, окончив Симферопольский университет, он уехал работать в другой город, но связь с Крымом не терял никогда.
В рассказе «Профессор Маркс» повествуется о судьбе еще одного знаменитого крымчанина, профессора Никандра Александровича Маркса. Е.Криштоф говорит о том, что имя его часто вспоминают в Крыму, потому что многие считают его прототипом профессора Горностаева из пьесы Константина Тренева «Любовь Яровая».
До сегодняшнего дня не утихают споры об уроженце Крыма Никандре Александровиче Марксе: одни его осуждают, другие, напротив, отмечают мужество генерала, вставшего на сторону революционного народа. Думаю, что Никандр Александрович Маркс достоин того, чтобы о нем знало подрастающее поколение. В жизни главного героя рассказа происходило много трагических моментов. До того, как стать профессором, он был генералом и служил сначала в царской, а потом в Красной армии. В трудный для него период жизни избежать ареста ему помог известный поэт Максимилиан Волошин. Несмотря на все жизненные перипетии, в памяти потомков он остался как кристально честный человек, который в армии пользовался всеобщим уважением.
Последние годы Елена Георгиевна часто болела. Когда она опять оказалась в больнице, врачи поставили страшный диагноз: неоперабельный рак. Ей об этом не сказали. Родственников у нее нет, поэтому врачи предупредили друзей: через какое-то время ее ждет мучительно-долгий, полный боли и страданий финал...
Но все случалось не так. Бог (возможно, за ее «Библейские сказания...», а возможно, за всю ее жизнь, подвижнически отданную писательству, литературе) проявил своеобразное милосердие: 1 августа 2001 года, ожидая выхода новой книги, полная творческих планов, она скоропостижно скончалась у себя дома — на руках соседей и друзей.

Труд окончен, тяжелый и правый,
И автограф застыл на листке,
Лучик солнца, как будто луч славы,
Тихо гладит ее по щеке… (А.Рудь)


Память о Елене Криштоф будет сохранена потомками, потому что она творила замечательную литературу, относящуюся к высокому искусству.
Выдающаяся крымская писательница Елена Григорьевна Криштоф внесла неоценимый вклад в развитие документальной прозы о Крыме, а ее книгу «Сто рассказов о Крыме» можно назвать учебником по истории Крыма. В одном из отзывов читателей написано так: «Когда не было учебников по истории Крыма, эта книга Е.Криштоф, пронизанная любовью к полуострову, помогала пробуждать у молодежи стремление побывать в тех его заветных уголках, которые оживали на ее страницах».

 

Домашнее задание:


1.Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с произведением «Сто рассказов о Крыме»  https://www.litmir.me/br/?b=115050&p=97

2.Письменно ответьте на вопросы:

- Елена Криштоф считалась признанным мастером коротких пейзажных зарисовок. Каковы роль и значение пейзажа в книге «Сто рассказов о Крыме»;

- перечислите известных деятелей и события отечественной истории, о которых говорится в произведении «Сто рассказов о Крыме».

 
































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: