Философской учение Т.де Шардена

Лекция СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Неотомизм

Философские направления религиозной ориентации на Западе возникли в основном в русле христианского религиозно-теологического комплекса или в непосредственной связи с ним. Наиболее концептуально устойчивыми и идеологически влиятельными в западном мире являются неотомизм, тейярдизм и персонализм.

Неотомизм — официальное философское учение католической церкви. Среди известнейших представителей неотомизма — бывший посол Франции в Ватикане Жй/с Маритен (1882—1973), французский академик Этьен Анри Жильсон (1884-1978), американский философ Юзеф Бохеньский ( 1902—1995), а также Кароль Войтыла (Папа Иоанн Павел II) (1920—2005), который написал книгу «Действующая личность». В отличие от всех других философских направлений Запада неотомизму присущ традиционализм, т.е. догматическая стабильность идей и теоретических постулатов; он сознательно сопротивляется тенденциям обновления и не без гордости провозглашает себя «философией, которая сохраняется в веках».

  • 1. Идейным источником неотомизма является учение философа- схоластика XIII в. Фомы Аквинского. По-латыни имя Фома произносится как Томас, поэтому его учение — христианизированный аристотелизм — получило название «томизм». Современный томизм — это неотомизм. Он был возрожден энцикликой Папы Льва XIII в 1879 г. В наше время разработкой и пропагандой неотомизма занимаются Академия св. Фомы в Ватикане, католический институт в Париже, Пуллахский институт близ Мюнхена, институт Нотр-Дам в США и др. Издаются журналы «Томист» и «Божественный Фома».
  • 2. Предмет философии неотомизма — бытие Бога. Это явно религиозная философия. Она противопоставила абсолютное, сверхъестественное бытие и бытие конкретных вещей. Бытие само по себе — чистое бытие (Бог). Неотомизм провозгласил существование аналогии между Богом и его творением: Творец противопоставлен миру, но его творение позволяет судить о нем. Бытие Бога доказывается на основании созданных им вещей. В основе теории бытия лежит идея креационизма (от лат. creatio — создание, творение) — идея о возникновении органического и неорганического мира вследствие акта Божественного творения. Отсюда следует, что материя не вечна, она вторична. Вопрос о том, что есть бытие, решается таким образом: «быть — значит быть созданным Богом, быть — значит пребывать в Боге».
  • 3. Центральный принцип неотомизма — принцип гармонии веры и разума. Он направлен на то, чтобы примирить догматические основы христианской веры с требованиями мыслящего разума, согласовать недоказуемые положения религии с помощью рациональнологической силы знания и тем самым оправдать христианство перед лицом возрастающего авторитета науки и образования. Ведь вера без разума, уверяли неотомисты, превращается в слепое поклонение, суеверие (фидеизм), а разум без веры впадает в гордыню заносчивости (атеизм, скептицизм, научный рационализм). Однако вместо обещанной «гармонии» веры и ума неотомисты предложили вариант подчинения разума вере, поскольку пропорция, в которой они соединяются, продиктована соображениями католического вероучения.
  • 4. Цель философии неотомизма — рациональное обоснование бытия Бога. Все это сделал еще Фома Аквинский в своих работах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В них содержатся пять обоснований бытия Бога:
    • а) если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, невозможно не прийти к признанию «перво- двигателя», т.е. Бога;
    • б) если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» — Бог;
    • в) бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно руководиться необходимой причиной, т.е. Богом;
    • г) для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать мерило всех совершенств, т.е. Бог;
    • д) все существующее в мире имеет какую-то меру целесообразности, а значит, должна существовать первоначальная и главная цель — Бог.

С целью убедить в истинности своих религиозных догматов неотомисты используют современную научную терминологию. Например, говоря о создании мира, они утверждают, что в первый день творения Бог осуществил взаимопревращения позитронов-электронов в потоки фотонов. Не отрицают неотомисты и эволюционную теорию Чарльза Дарвина.

Философской учение Т.де Шардена.

Тейярдизм. В современной религиозной философии тейярдизм занимает значительное место. Его основатель — Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский палеонтолог и антрополог. За религиозное инакомыслие, вольное обращение с каноническим текстом Святого Писания он был выслан из Франции и лишен права читать лекции, а также публиковать философско-теологические произведения. Но после смерти Тейяра де Шардена с 60-х гг. XX в. его взгляды широко использовались в модернистских концепциях различной ориентации.

В работах «Гимн Вселенной», «Феномен человека» Тейяр де Шарден постарался согласовать религиозное мировоззрение с достижениями современной науки. Он считал, что современная наука существенным образом скорректировала средневековую конструкцию мироздания, доказала, что мир находится в постоянном движении и развитии. Поэтому необходимо коренным образом переосмыслить христианское миропонимание. Центральным методологическим принципом современного мышления французский теолог провозгласил эволюционизм. Отказавшись от ветхозаветного мифа об одноактном сотворении Богом мира, Тейяр де Шарден выдвинул свою теорию космогенеза, где основными в развитии Вселенной выступают три этапа (схема 3.6): «преджизнь» (физическая оболочка), «жизнь» (органическая оболочка) и «мышление». На этапе мышления появляется человек, который концентрирует в себе психическую энергию, создает ноосферу, персонализирует мир. Такая деятельность в итоге ведет к формированию «сверхжизни». На этом уровне возникает высшая форма развития мира — духовная оболочка. Космическим процессом руководят не естественные законы, изучаемые наукой, а сверхкосмический Бог, которого Тейяр де Шарден называл «точкой Омега». В «точке Омега» подытоживается и накапливается в совершенстве и целостности большое количество сознания, которое постепенно превращается на Земле в ноогенез. «Сверхжизнь», таким образом, знаменует состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. «Точка Омега» есть центр Вселенной и символизирует собой Христа, сопричастного ко Вселенной и одновременно трансцендентного к ней.

Каково же истинное соотношение Божественной среды, или «точки Омега», и материальной, осязаемой жизни? По мнению Шардена, нет никаких границ между материальным и духовным мирами. Божественная среда объемлет всю материальную Вселенную, а ее тонкие энергии, пронзая все, способствуют развитию материи, появлению жизни и эволюции. В книге «Феномен человека» Тейяр де Шарден говорит об энергии, которая лежит в основе самоорганизации материи. Эту энергию он подразделяет на два вида. Тот вид энергии, который проявляет себя в физических, химических, физиологических процессах в живых организмах, Шарден называет «тангенциальной». Но есть и другой вид энергии — «радиальная» энергия. Данный вид энергии, считает Шарден, не имет физического эквивалента и недоступен научным исследованиям. На «радиальную» энергию не распространяются законы физического мира, в частности, закон сохранения энергии и принцип энтропии. Допущение наличия такой энергии позволяет объяснить любые физические парадоксы. Именно этот вид тонкой духовной энергии первичен и обеспечивает развитие всех живых организмов и материального мира в целом. Таким образом, Вселенная изначально обладает двумя неразрывными сторонами — материальной (внешней) и духовной (внутренней).

Историософские взгляды Тейяра де Шардена отмечены гуманистическо-христианско-либеральной направленностью. Человечество в соответствии с его взглядами в ходе истории движется путем универсализации связей между странами и народами к состоянию большой «монады». Он верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвинул идею объединения науки и мистики как панацеи от всех бед современности.

В целом концепция Пьера Тейяра де Шардена достаточно противоречива — это синтез научных прогнозов, утопизма, абстрактного гуманизма, мистицизма и традиционного теизма. Тейярдизм довольно популярен среди «левых» католиков, пытающихся обосновать это учение как «новое мировоззрение», которое, по их мнению, указывает пути объединения науки и религии.

 

Персонализм.

Персонализм. К современной религиозной философии относится и такое направление, как персонализм (от лат. persona — личность). Его основные положения таковы:

  • 1) центральное понятие — персона, но не просто как реальный человек — личность, а как первоэлемент бытия, духовная сущность, которой присущи активность, воля, самосознание; истоки человеческой личности идут от Верховной личности, т.е. от Бога;
  • 2) мир (природа) является совокупностью духовных «личностей», наивысшая из которых — Бог; все материальное есть следствие творческой активности личности: всеобщее — творение Бога; конкретные вещи — творение человека; материальное имеет значение лишь в том случае, если оно включается в опыт личности;
  • 3) процесс познания осуществляется индивидуальной личностью, благодаря ее оценивающей способности (способность определять ценность объектов);
  • 4) взаимоотношения личности и общества являются враждебными (антагонистическими); снятие враждебности возможно через самосовершенствование личности и обновление общества. Общественный прогресс тоже сводится к духовному обновлению личности, т.е. за преобразованием личности следует преобразование общества.

Персонализм существует в двух вариантах: американском и французском. Американский персонализм (с конца XIX в.) возник как своеобразная реакция на деперсонализацию и дегуманизацию личности в условиях техногенного прогресса и бюрократизированного общества. Основателем этого учения был Борден Боун (1847—1910). Развили его Джордж Хауисон (1834—1916), Мэри Калкинс (1863—1930), Вильям Хокинг (1873—1966), Ральф Флюэллинг (1871 — 1960), Эдгар Брай- тмен (1884—1954). В отличие от американского (более абстрактного и академического учения), французский персонализм, возникший в 30-е гг. XX в., был намного ближе к жизни. Это философская доктрина, которая в осмыслении современного мира исходила из проблем «тотального» развития человека на основании примата (первенства) духовных ценностей.

Французский персонализм обязан своим появлением группе интеллигентов, которые объединялись вокруг журнала Esprit («Дух»). Возглавлял группу Эммануэль Мунье (1905—1950). Среди представителей французского персонализма — Поль-Луи Ландсберг (1901-1944), Габриэль Мадинье (1895—1958), Поль Рикер (1913—2005), Жан-Мари Доменак (1922—1997).

Основные положения французского персонализма таковы (схема 3.7):

  • а) кризис человека является следствием кризиса цивилизации в целом: кризис производства лишает человека саморазвития, недостатки системы распределения ведут к упадку морали, насаждение социальных стандартов гасит индивидуальное творчество, а засилье комфорта превращает борца в потребителя;
  • б) бытие человека имеет два измерения: «внешнее бытие» — биологические, экономические и социально-политические проблемы человека, которыми занимаются конкретные науки; «внутреннее бытие» — психологические, экономические и культурные проблемы человека, которые являются предметом антропологического знания;
  • в) индивид (отдельный человек) включается в общее (общественное) благодаря своему деятельному характеру. Деятельность характера —практическая жизнедеятельность человека, которая проявляется в трудовой деятельности; «нет ничего человеческого, что не являлось бы практикой»; «деятельность человека — его вершина»;
  • г) деятельный характер человека, как и его активное отношение к миру, формируется через процесс «вовлечения» человека в такие

«виды движения», как экстериоризация (от лат. externus — внешний) — взаимодействие человека с внешней реальностью; интериоризации (от лат. internus — внутренний) — внутренняя сосредоточенность личности, ее обращение к глубинам собственного «Я», взаимодействие с собой; преодоление — объединение стремлений личности к взаимодействию с внутренней сосредоточенностью, т.е. преодоление противопоставления себя и мира путем объединения «взаимодействия» и «сосредоточенности»;

д) внутренний мир человека — основной предмет философии и сердцевина не только человеческого существования, но и системы «человек — мир». Он имеет три уровня: во-первых, органическое и коллективное бессознательное (досознательное), содержанием которого является совокупность чувственных инстинктов, влечений, стремлений (соответствует фрейдистскому «Оно»); во-вторых, сознание, содержанием которого являются направленность человеческого индивидуального разума на реальный мир и осознание реальности (соответствует фрейдистскому «Я»); в-третьих, дух, содержанием которого являются сверхсознание «Я» и самосознание «я». Это — «пропасть личной трансценденции», где реальность преобразуется путем возрождения объективного в субъективном. На этом уровне существование осмысливается с позиций Добра и Зла, Блага и Греха, а также только здесь личное существование получает истинную свободу — направленность отдельной личности к Верховной личности (Богу).

 

                                                       ВЫВОД.

Подводя итог изложенному, выделим основные ориентации современной религиозной философии:

  • 1) поворот от теоцентризма к антропоцентризму, признание абсолютной ценности человека;
  • 2) попытка скорректировать религиозную философию и науку;
  • 3) опора теории познания на такие течения, как герменевтика, структурализм и др.;
  • 4) признание важности сохранения гуманистической ориентации культуры;
  • 5) внимание к проблеме общественного развития;
  • 6) экуменистическое сближение религий как средство смягчения драматичных разногласий современности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: