Методики диагностики выгорания
Инструкция к тесту:
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Данный опросник позволяет определить у Вас степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у Вас выражены различные стороны «выгорания». Общее количество баллов говорит о тяжести «выгорания»
Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.
Текст методики:
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
|
|
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон».
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.
|
|
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день |
Обработка результатов теста:
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» – 0 баллов;
«очень редко» – 1 балл;
«иногда» – 3 балла;
«часто» – 4 балла;
«очень часто» – 5 баллов;
«каждый день» – 6 баллов.
Ключ к тесту:
Опросник имеет три шкалы:
1. «Эмоциональное истощение» (9 утверждений) – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
2. «Деперсонализация» (5 утверждений) – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
3. «Редукция личных достижений» (8 утверждений).– ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Эмоциональное истощение проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.
Деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
|
|
Редукция профессиональных достижений проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Высокое значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.