Методика «Перцептивное моделирование»

автор: В. В. Холмовская

Источник: Л. А. Венгер и др. "Психолог в детском саду". - М.: ИНТОР, 1995 г. - 64 с.

ЦЕЛЬ: Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов.

Материал
Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В - включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (см.рис.1).

РИС 1. Материал для вводных заданий методики "Перцептивное моделирование" (страницы тетради А, Б, В)
На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1,3,5,7,9,11) в качестве образца выступает круг (рис.2),

РИС 2. Материал для нечётных заданий методики "Перцептивное моделирование" (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11;
а - образец ко всем нечётным заданиям)

а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат (рис.3).

РИС 3. Материал для чётных заданий методики "Перцептивное моделирование" (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12;
б - образец ко всем чётным заданиям)

Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец:

в 1 - 4 заданиях достаточно двух деталей,

в 5 - 8 требуется три детали,

в 9 - 12 фигура составляется уже из четырех частей.

Инструкция
Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».
Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.
«На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из 3-х частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».
Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными лини­ями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.
В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.
Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.

Количественная оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу (см. таблицу) дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец.
Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла,
5-8 - по 3 балла,
9-12 - по 4 балла.
Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.

Таблица № 1. Перевод первичных ("сырых") баллов в стандартные.

Методика «Перцептивное моделирование»

Уровень

сырые стандартные
36 18

ВЫСОКИЙ

35-34 17
33-30 16
29-27 15
26 14
25-24 13

СРЕДНИЙ

23-22 12
21-18 11
17-16 10
15-14 9
13-11 8

НИЗКИЙ

10-8 7
7-6 6
5-4 5
3-1 4
0 3

 

Качественный анализ результатов

1 тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выпол­нению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответству­ют форме фигуры образца. 40

2 тип. Дети правильно решают только те задачи, которые «предполагают сочетание не более, чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подби­
рают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

3 тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой опера­ций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к иыбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

4 тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.

Таблица № 2. Правильные ответы к задачам методики "Перцептивное моделирование"

Задача № детали №
1 2, 5
2 2, 4
3 2, 4
4 2, 5
5 1, 4, 5
6 2, 4, 5
7 1, 2, 4
8 2, 4, 5
9 1, 2, 4, 5
10 1, 2, 4, 5
11 1, 2, 3, 5
12 1, 2, 5, 6

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: