Развитие культурно-познавательного туризма в современных условиях на примере Кабардино-Балкарской республики

Мигирова Маргарита Геннадьевна

Туризм

Тема ВКР:

Развитие культурно-познавательного туризма в современных условиях на примере Кабардино-Балкарской республики

  Содержание  
Введение ……………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития культурно-познавательного туризма на современном этапе   6
  1.1 Понятие и сущность культурно-познавательного туризма ………………………….……………………………………     6
  1.2 Особенности классификации культурно-познавательных туров……………………………………..   13
  1.3 Специфика проектирования культурно-познавательных туров………….………………………….   23
Глава 2. Разработка культурно-познавательного тура на примере КБР   36
  2.1 Общая характеристика туристского предприятия ООО «Гольфстрим»…………………………………………   36
  2.2 Анализ потенциала сегмента культурно-познавательных туров на примере КБР…………………………...………………………………     44
  2.3 Рекомендации по разработке культурно-познавательного тура к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на примере КБР……………………     51
Заключение ………………………………………………………… 62
Список литературы ………………………………………………………… 64
Приложения    

 

Введение

В современном мире туризм рассматривается как социально-экономический феномен, оказывающий прямое или косвенное действие на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Нынешний туризм опирается на высокий уровень развития культуры, транспортного обслуживания, социальной жизни и сферы услуг, что, в результате, преобразовывает его в высокодоходную и динамично развивающуюся отрасль мировой экономики. Масштабы туризма и его интенсивность развития в значительной степени зависят от признания мировым сообществом ценности природного и культурного потенциала страны, ее историко-культурного наследия.

Наличие исключительных по своей природе, культуре и истории туристских ресурсов в России предполагает, что наша страна и ее регионы обладают предпосылками для формирования и развития культурно-познавательного туризма, который способствует удовлетворению потребностей духовного обогащения и принятию культур мира благодаря непосредственному постижению и переживанию разных культур в различных неизведанных уголках нашей планеты, где лично увиденное становится наследием, принадлежностью мыслей и чувств туриста, меняя горизонты его восприятия.

Индустрия туризма в Российской Федерации представляет важную роль во взаимодействии экономик и взаимообогащении культур, без сомнения, каждый человек интересуется историей, культурой и уникальными природными памятниками различных регионов. Это направление в России активно развивается, и, в связи со сложившейся экономической ситуацией в мире, российская туристская индустрия делает ставку именно на эти два вида туризма. Для популяризации культурно-познавательного туризма необходимо обновлять уже существующие маршруты и создавать новые.  

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в силу современных социально-экономических условий существенное значение придается разработке новых качественных туристских продуктов в регионах, в том числе культурно-познавательной направленности. Кабардино-Балкарская республика, на наш взгляд, по количеству объектов туристского показа является благоприятным районом для развития культурно-познавательного туризма.  

Объект исследования: туристская индустрия Кабардино-Балкарской республики.

Предмет исследования: развитие культурно-познавательного туризма в рамках КБР.

Целью данной работы является выявление возможных направлений развития культурно-познавательного туризма в современных условиях на примере Кабардино-Балкарской республики.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить понятия и сущности культурно-познавательного туризма.

2. Проанализировать особенностей классификации культурно-познавательных туров.

3. Рассмотреть специфику проектирования культурно-познавательных туров.

4. Дать общую характеристику туристского предприятия ООО «Гольфстрим».

5. Проанализировать потенциал сегмента культурно-познавательных туров на примере КБР.

6. Разработать рекомендации по составлению культурно-познавательного тура к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на примере КБР.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении перспектив развития культурно-познавательного туризма.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе экскурсионного обслуживания туристов в КБР.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его предмет, объект, цель и задачи, раскрыта теоретическая и практическая значимость выполненной работы.

В первой главе «Теоретические основы развития культурно-познавательного туризма на современном этапе» дается определение основным понятиям и элементам индустрии туризма, исследуются особенности культурно-познавательного туризма и его классификации, а также специфика проектирования культурно-познавательных туров.

Вторая глава «Разработка культурно-познавательного тура на примере КБР» посвящена анализу деятельности туристского предприятия ООО «Гольфстрим». В главе проанализирован потенциал сегмента культурно-познавательных туров КБР, а также разработан культурно-познавательный тур к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне по г. Нальчик.

В заключении изложены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций.

Методы исследования, которые были использованы в работе - анализ, сравнение, метод классификации, статистические данные, социологические методы - опрос и наблюдение.

Основой для написания данной исследовательской работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований, справочная литература отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории культурно-познавательных туров и совершенствовании туристской индустрии. А именно работы: Аванесовой Г.А, Джанджугазовой Е.А., Морозова М.А., Воинова М.А., Игнатьева И.Ф. и др. Также были использованы другие актуальные источники информации, что описано в разделе использованных источников информации.

Глава 1.  Понятие и особенности развития культурно-познавательного туризма на современном этапе

 

 

1.1 Понятие и сущность культурно-познавательного туризма

 

На сегодняшний день, культурно-познавательный туризм является одним из самых распространенных видов туризма. Туристы, интересуясь историей, культурой и достопримечательностями различных туристских регионов, с каждым годом делают данный вид туризма более востребованным и популярным. Именно поэтому так важно иметь понимание того, что же представляет собой понятие культуры и культурно-познавательного туризма.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях [2]. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

Выделяют три основных вида значений (или информации), которые они обозначают.

Первый вид — это знания, информация о свойствах объекта (природного или артефакта), утверждение о наличии или отсутствии у объекта каких-либо свойств. С развитием культуры объем знаний постоянно растет. Есть знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в других — ложными. Овладение культурой требует освоения накопленных разнообразных знаний. Средоточием истинных знаний является такой вид культуры как наука.

Второй вид значения — это оценка объекта, формирование определенного отношения человека к нему. Способность оценивать объекты связана с образованием в уме человека ценностных представлений. Это представления о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Высокие мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечают потребностям человека, являются идеалами, которые служат эталонами ценностей [2]. В результате исторического развития и взаимодействия разных культур постепенно происходит формирование общечеловеческих идеалов. Они включают в себя все лучшее, что накоплено в культурах различных эпох и народов. Таким образом, культура предстает перед человеком как мир общественных идеалов. 

Третий вид знаковой информации — это регулятивный смысл, правила или требования, нормы, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность. Они указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, а какие — нет. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь — еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо усвоена содержащаяся в разнообразных регулятивных знаках информация и насколько общество придерживается программ поведения, предписанных культурой. Программируя поведение человека, культура не лишает его свободы выбора действий. Все дело в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию, к осуществлению того, к чему толкает его свободный выбор.

Именно туризм является способом реализации человеческой свободы, одним из наилучших способов знакомства с культурой. Так как гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширение горизонтов знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа — одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм.

Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 года» №132-ФЗ (в ред. от 30.07.2010 N 242-ФЗ) туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [43]. В определении заложено понимание свободы. Человек приобретает свободу, перемещаясь по миру, в том числе и духовную свободу, освобождаясь от повседневной жизни, и знакомится с культурным наследием.

Во время экскурсии турист получает достоверную и подробную информацию о том, что его интересует в культурно-познавательном туризме. Сегодня люди стараются путешествовать как можно чаще, чтобы увидеть и познать мир, осмыслить его законы существования, а также проанализировать, с чего все начиналось, и к чему пришло человечество.

Культурно-познавательный туризм помогает путешественникам найти ответы, на эти вопросы, так как стремление людей к духовному обогащению дает вероятность развития в будущем [28]. По мнению О.Т. Лойко, культурно-познавательный туризм, это прежде всего путешествие с познавательными целями, способствующее развитию внутреннего мира человека, а также позволяющее туристу познакомиться с культурными ценностями того или иного региона, расширить свой кругозор. Именно культурно-познавательный туризм направлен на проявление этнокультурной самобытности и индивидуальности каждого человека и воздействует практически на все сферы человеческой деятельности [28].

В современном мире культурно-познавательный туризм гарантирует моральное, образовательное единство человечества, способствует возникновению уважения, принятию и осознанию богатого многообразия культур нашего мира. Путешествия предполагают межкультурное взаимодействие. Если ни один человек не способен прожить без взаимоотношения с другими людьми, так и ни одна этническая общность не сможет сосуществовать в полной изоляции от других народов. На самом деле, как люди, так и этнос открыты для понимания культурных достижений других людей и народов, и готовы разделить свои культурные достижения и ценности друг с другом [63].

Интенсивное развитие культурно-познавательного туризма связано с увеличением потребностей людей в расширении своих знаний, повышении интеллектуального уровня. Формирование культурно-познавательного туризма, одно из преимуществ XXI века. По различным оценкам культурно-познавательный туризм насчитывает до 35 %, а в некоторых странах Европы даже до 60 % мирового потока туристов [26].

Если рассматривать культурно-познавательный туризм с экономической точки зрения, этот вид туризма является благоприятной областью деятельности, направленной на формирование понимания российского общества и сплочения России со всем миром [15]. Составной частью культурно-познавательного туризма является экскурсионные услуги. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» экскурсантом считается лицо, посещающее страну или место временного пребывания на период менее 24 часов без ночевки в целях познавательной деятельности, и использующее услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков [36]. Впервые, понятие «культурный туризм» упоминается в официальных сведениях международного уровня, в материалах Всемирной конференции по культурной политике в 1982 г. Опираясь на данное значение, ЮНЕСКО расценивает культурно-познавательный туризм как отличающийся от других видов туризма, исследующий культуры других народов [34].

Согласно международной Хартии по культурному туризму по охране памятников и достопримечательных объектов «ИКОМОС», основополагающей целью культурно-познавательного туризма как формы туризма, является открытие памятников и объектов культуры [24]. Исходя из этого, основной целью культурно-познавательного туризма является знакомство с культурой и историей страны во всех ее выражениях (живописью, архитектурой, фольклором, театром, музыкой, обычаями, традициями, стилем и образом жизни людей страны посещения) [43].

В ходе исторического развития понятийная сущность культурно-познавательного туризма перенесла множество изменений. Происхождение культурно-познавательного туризма начинается с середины XVIII в., в то время как понятие туризма обозначало сформировавшуюся к тому времени (1750–1850 гг.) практику путешествий по Европейским странам для изучения изысканных искусств. Дети аристократов отправлялись в продолжительные поездки с сопровождением их наставников-воспитателей для того, чтобы вернуться образованными и «культурными» людьми. В XIX в. представление о культурно-познавательном туризме употреблялось купцами, которые совершали путешествия для развития своего мастерства [24]. В XXI в. культурно-познавательный туризм был признан служением концепции нравственной и интеллектуальной солидарности человечества, отстаиванием идеалов терпимости в обществе, т.е. уважению, признанию и истинному осознанию богатого многообразия культур всего мира. На сегодняшний день культурно-познавательный туризм составляет 18–25 % от общего въездного турпотока, и это количество растет. Однако этот вид туризма не представляет массовый посредством специфики туристских мотиваций, распределения свободного дохода и общенациональных форм досуга, а также при помощи односторонности возможностей обширного подхода туристских потоков к объектам культуры и культурного наследия [31].

Формирование и развитие культурно-познавательного туризма основывается на применении потенциала этнокультур и культурного наследия регионов и стран. Программа ВТО «Культурное наследие и развитие туризма» отметила, что одним из основ индустрии туризма является желание увидеть и познать культурную самобытность всевозможных частей света. Внутренний туризм предполагает, что культурное наследие служит стимулом национальной гордости за свою историю. Культурное наследие в международном туризме побуждает уважать и понимать другие культуры, поддерживает мир и взаимопонимание [34]. При помощи культурно-познавательного туризма туристы изучают и знакомятся с принципами выживания и образа жизни различных народов из разных уголков планеты, открывают доступ к культурным и историческим ценностям. Наряду с этим такой вид туризма учит и занимает, способствует накоплению бесценного опыта знакомств с разными культурами и вырабатывает свою систему приоритетов и ценностей. Познавши мир, человек делает для себя определенные выводы, которые влияют на его жизнь, поведение, решения и действия в определенных ситуациях. Деятели культуры разных эпох и народов превращаются в кумиров, а пример их поведения становится образцом для подражания.

Культурно-познавательный туризм дает путешественникам шанс ознакомиться с произведениями других культур, эпох, иным образом жизни или нормами поведения, отличающимися обычаями и традициями – другим миром, притягательным и неведомым [41]. Тем не менее, в силу интернационализации и глобализации, т.е. новых положений о развитии мирового союза, наполнения рынка одинаковыми продуктами, роста конкуренции, расширенной дифференциации и сегментации спроса, потребности увеличения туристского предложения, экономического изменения, отмечено происхождение новых категорий культурно-познавательного туризма.

 

1.2 Особенности классификации культурно-познавательных туров

культурно-антропологический
На сегодняшний день международный туризм, наряду с традиционным культурно-познавательным туризмом, практикует следующие категории культурно-познавательного туризма:

 

Виды культурно-познавательного туризма
культурно-экологический
культурно-исторический
культурно-этнический

 


культурно-этнографический
  

культурно-событийный

 


 

культурно-археологический
культурно-религиозный
культурно-археологический

 


Рис.1. Виды культурно-познавательного туризма [авторский]

Рассмотрим данные категории более предметно:

1) культурно-исторический туризм раскрывает интерес к истории страны, посещение исторических памятных мест и памятников, слушание тематических лекций по истории страны и народов, других мероприятий;

2) культурно-событийный туризм проявляется в интересе к многовековым традиционным или же современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (фестивалям, праздникам) и активное участие в них;

3) культурно-археологический туризм – это интерес в археологии страны, посещение места раскопок, памятников античности, внести свой вклад в археологических экспедициях;

4) культурно-этнографический туризм представляет интерес к культуре этноса (народности или народа), интерес к объектам, предметам или явлениям этнической культуры, быту, фольклору, костюму, языку, обычаям и традициям, этническому творчеству;

5) культурно-этнический туризм, это интерес в посещении родной земли своих предков, изучение культурного наследия своего исконного народа, этнических тематических парков, этнических заповедных территорий;

6) культурно-религиозный туризм раскрывает сущность той или иной религии или религии какой-нибудь страны, посещение места паломничества, культовых сооружений, слушание тематических лекций по религии, приобщение с религиозными обычаями, традициями, обрядами и ритуалами;

7) культурно-антропологический туризм удовлетворяет интерес туриста к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; предполагает посещение страны с ознакомительной целью с современной «живой культурой»;

8) культурно-экологический туризм способствует взаимодействию культуры и природы, проявляет интерес к природно-культурным памятникам, предполагает посещение природно-культурных ансамблей, способствует участию в культурно-экологических программах [39].

Данные тенденции многообразия культурно-познавательного туризма демонстрируют разделение интересов международных путешественников по разному отношению к культуре и культурному наследию посещаемых ими стран и территорий [40]. В новом контексте всеобщей миссии культурно-познавательного туризма, как фактора и средства сближения народов, культурный туризм развивается в трех, связанных между собой и дополняющих друг друга направлениях:

1) изучение культуры и культурного наследия;

2) защита и воссоздание культуры;

3) общение культур [41].

На сегодняшний день к культурно-познавательному туризму относятся следующие три основные гуманитарные функции:

1) образовательная и культурно-познавательная;

2) консервационная и культуроохранная;

3) миротворческая и коммуникационная [30].

В манильской декларации по мировому туризму от 10 октября 1980 г. отмечено, что: «Туризм понимается как деятельность, обладающая главным значением в жизни народов в силу непосредственного влияния на культурную и социальную, экономическую и образовательную сферу жизни государств и их международных отношений [33]. Формирование туризма связано с социально-экономическим развитием наций и обусловлено подходом человека к активному отдыху и реализацию свободы путешествий в рамках доступного времени и досуга, интенсивный гуманитарный характер которых он выделяет. Сам факт туризма и его формирование полностью зависят от гарантирования прочного мира, в упрочнение которого он призван принять участие» [24].

В реализации туризма духовные ценности преобладают над элементами технического и материального характера. К таким основным духовным ценностям относят:

- совершенное и гармоничное формирование человеческой личности;

- регулярно увеличивающееся воспитательное и познавательное участие;

- одинаковые права в определении своей судьбы;

- высвобождение человека, рассматривая это выражение как право на уважение его индивидуальности и достоинства;

- принятие уважения моральных ценностей народов и самобытности культур.

Это отражает основополагающие функции туризма, как одной из составляющих жизни общества. Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме. За основу культурно-познавательного туризма принимается ознакомление с историко-культурными достопримечательностями и неповторимыми природными объектами, что способствует духовному развитию человека и его самосовершенствованию. Также составляющую роль определяет и природная любознательность, туристский интерес в изучении чего-то нового, неведомого.

Туризм (въездной, выездной, внутренний) как разнообразная и развивающаяся форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, растраченных на производстве и в быту. Он позволяет на время покинуть место постоянного проживания, модифицировать характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни [42]. Отсюда следует, что все факторы способствуют формированию культурно-познавательного туризма, как одного из ведущих видов туристской индустрии. Естественно, в современном мире все меняется, прогресс движется вперед, но, даже изучая что-то новое, люди привыкли полагаться на то, что уже изучено ими, таким образом, не отставая от движения прогресса. Человек, интересующийся культурой различных народов, событиями и историей культурной жизни, воспринимается обществом как образованный интересный собеседник с широкими познаниями. Потребность в духовном освоении культуры принимается за основу культурно-познавательного туризма. Подобный вид туризма создает гармонично развитую личность, предоставляет шанс активно познавать и развивать определенные чувства: вкус, ответственность, патриотизм и др. Гарантирует уважение к человеческим достоинствам и индивидуальности, принятию самобытности культур и моральных ценностей народов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что культурно-познавательный туризм оказывает влияние, как на мировоззрение человека, так и на всю его жизнь в целом [41].

Культурно-познавательную деятельность туриста можно классифицировать по следующим данным:

1) ознакомление с разнообразными культурными, историческими или архитектурными эпохами, путем посещения архитектурных исторических маршрутов, музеев, памятников;

2) посещение музыкальных и театрализованных представлений, театров, фестивалей, кино, религиозных торжеств, боя быков, концертов и оперных выступлений, выставок картин и экспозиций, скульптур, фотографий и др.;

3) посещение лекций и семинаров, симпозиумов, курсов иностранных языков, коммуникативных тренингов;

4) участия в представлениях прикладного искусства, национальной кухни и фольклора на выставках национального народного творчества или фестивалях фольклорных ансамблей [39].

Развитие культурно-познавательного туризма в данный момент связано с тем, что он облегчает создание благоприятного имиджа, прибыльной привлекательности, способствует улучшению культурного и образовательного уровня населения, почтение к своей национальной культуре и культурам других народов. В решении социальных проблем наиболее важную роль играет развитость культурно-познавательного туризма. Туризм создает новый рынок труда, поддерживает высокую степень жизни населения во многих странах. Развитие туристической деятельности способствует улучшению уровня образования, усовершенствованию концепции медицинского обеспечения населения, вводу последних средств массовой информации, поддерживанию и воспитанию культурного потенциала, подводит к гармонизации отношений между различными народами и странами. Туризм считается общедоступным инструментом к культурному наследию, человеческим ценностям и духовному оздоровлению. Более того, туризм представляет собой средство связи, понимание и согласие между людьми, средство развития интеллекта. Преимущественные факторы культурно-познавательного туризма представляют собой:

- возможность объединить территориальные единицы (округ, страну, регион);

- усиление притягательности территориальных единиц, совершенствование инвестиционного климата;

- формирование новых рабочих мест;

- гарантирование более глубокого использования культурных потенциалов территории [34].

Определяют следующие уровни культурно-познавательного туризма:

1) профессиональный туризм (основан на профессиональных контактах);

2) специализированный туризм (основополагающей целью туриста является удовлетворение культурных потребностей);

3) неспециализированный туризм (свойственной, существенной частью, но не основополагающей целью туристского путешествия является использование культурных благ);

4) сопутствующий туризм (применение культурных благ в отношении туриста занимает более низкую позицию, поэтому является вспомогательной, необязательной составляющей его туристского поведения) [30].

Традиционно целями культурно-познавательного путешествия являются:

- познание природных достопримечательностей и явлений;

- ознакомление с результатами достижений в искусстве, науке и технике;

- изучение экзотических животных и растительного мира;

- посещение святынь, исторических мест и сооружений;

- запечатление уникальных фотографий и видеофильмов;

- приобретение сувениров, туристских товаров.

Основываясь на цели поездки, культурно-познавательный туризм разделяют на нижеупомянутые виды туризма:

1) познавательный (экскурсионный) туризм (поездка направлена на ознакомление с природными и историко-культурными достопримечательностями, ценностями народов в посещаемой стране. Одновременно этот тип поездки может сочетать в себе познавательные и рекреационные цели);

2) религиозный туризм (этот тип поездки совершается по святым местам);

3) этнографический туризм (проводится ознакомление с культурой, обычаями и нравами местных народов);

4) экологический туризм (объектами туристского показа являются историко-культурные и природные достопримечательности) [29].

География культурно-познавательных экскурсионных туров имеет обширную область и протягивается от района проживания туриста до настоящих экзотических уголков планеты. Традиционно, в большинстве экскурсионных потоков к себе притягивают Европейские страны, но в последние десятилетия с культурно-познавательной целью география путешествий стремительно развивается [37]. Таким образом, культурно-познавательный туризм становится распространенным направлением на территории Российской Федерации.

В современном культурно-познавательном туризме существую три основных признака:

1) первостепенное значение относится к активной роли и позиции туриста, здесь представлена высокая возможность выбора маршрута и формы его прохождения;

2) манящая роль не индивидуальных памятников, как прежде, а целостное культурное окружение;

3) как культурный капитал России выступают культурные ресурсы той или иной области, способствующий к воспроизводству благодаря поступлениям от нынешних форм туризма.

Исследователь М.Ю. Горбунова подчеркнула основные факторы культурно-познавательного туризма, которыми являются покупатели как потребители этих услуг и предприятия, предоставляющие доступ к данным услугам. Включая иную направленность, культурно-познавательный туризм образовывается вокруг достопримечательных мест, условно которые разделяются на несколько категорий:

- природные,

- исторические,

- археологические,

- геологические,

- архитектурные,

- политические,

- спортивные,

- религиозные

- комплексные.

Разносторонний по тематике культурно-познавательный туризм дифференцируют на две основных категории:

1) стационарные туры (включающие городские экскурсии);

2) маршрутные туры (включающие множество предлагаемых комплексных туристских путешествий и проектов) [7].

Для организации познавательного туризма минимальный ассортимент ресурсов может предоставить любая местность, а для его массового развития потребуется явная концентрация объектов культурного наследия. Среди них В.А. Квартальнов выделяет:

- памятники археологии;

- культовую и гражданскую архитектуру;

- памятники ландшафтной архитектуры;

- сельские поселения;

- малые и большие исторические города;

- социокультурную инфраструктуру;

- музеи, театры, выставочные залы и др.;

- объекты этнографии, центры прикладного искусства, народные промыслы;

- сооружения и технические комплексы [32].

За недавнее время доступной формой культурно-познавательного туризма становится развлекательный туризм. Не стоит забывать, что в основе культурно-познавательного туризма сохраняется необходимость в интеллектуальном, коммуникативном и духовном развитии человека. Именно поэтому в современном мире появляются совершенно новые туристские направления, такие как: археологическое, флористическое, этнографическое. На туристском рынке выдвигают предложения милитари-туров, фототуров, винных, религиозных и свадебных туров. Формируются экологический, событийный, образовательный, и иные виды культурно-познавательного туризма, открываются современные музеи, среди которых и частные, имеющие возможность внедрения индивидуальных программ.

Интерактивность, театрализация и ролевые игры представляют собой эмоциональное воздействие форм культурного туризма. Данный вид продукции развлекательного туризма, имеет глубокие культурные и нравственные корни. Подобные проекты могут быть разовыми и периодическими, а могут стать и постоянно действующими. В устоявшейся общероссийской культуре путешествия обозначают ожидание эмоционального и эксцентричного богатого культурного опыта, первоначально связанного с переживанием природно-эстетической и исторической реальностью [41].

Конечно, Россия располагает мощнейшими туристскими ресурсами, но пока что на ее долю приходится всего лишь 1 % мирового туристского продукта. Следовательно, дело в формировании туризма, несовершенном появлении на туристском рынке нового туристского продукта, а также новейшей, своеобразной и современной туристской инфраструктуры. Следовательно, улучшение уровня местного туризма способно значительно увеличить бюджет, а также исполнить его роль в воспитании патриотизма среди молодежи и привлечь особое внимание к культурным ценностям регионов страны.

Культурно-познавательный туризм способствует удовлетворению потребностей духовного обогащения и принятию культур мира благодаря его посещению, непосредственному постижению и переживанию разных культур в различных неизведанных уголках нашей планеты, где лично увиденное становится наследием, принадлежностью мыслей и чувств туриста, меняя горизонты его восприятия.

 

1.3 Особенности проектирования культурно-познавательных туров

 

Культурно-познавательный туризм прочно вошел в структуру потребностей человека постиндустриального общества и занимает значительную долю в статистике мирового туризма. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.

Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов.

Поэтому при разработке рынка, в рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского путешествия. Культурный туризм определяется как форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.

Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур мира в целом. Это, безусловно, соответствует целям культурной политики в широком понимании, поскольку взаимодействия государственной власти, негосударственных структур, таких как политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, а также личностей или социальных групп направлены, прежде всего, на культурное развитие общества. Культурные контакты подобного рода осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО (UNESCO) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO).

В начале XXI в. «культурный туризм» стал общим термином для широкого перечня близких по природе и характеру видов туризма: исторического, религиозного, паломнического, этнического, этнографического, фольклорного, антропологического, археологического, событийного, художественного, музейного, архитектурного, замкового, дворцового, литературного, музыкального и мн. др. вследствие того, что все они объединены общими мотивационными устремлениями путешественников (поиском нового культурного опыта и межкультурных контактов) и общими культурно-историческими ресурсами.

Основным инструментом реализации познавательных услуг для туристов является экскурсия, но активно используются и другие способы знакомства с культурой – анимационные программы, фестивали и праздники, экспедиционные исследования, дегустация, погружение. Современные культурные туристы не являются однородной группой потребителей. Они могут принадлежать к разным туристским социальным идентичностям или кочевать из одной туристской социальной идентичности в другую в зависимости от вида деятельности.

Специалистами выделяются несколько разновидностей потребителей культурно-познавательного туризма. Целевыми культурными туристами исследователи называют тех, кто путешествует исключительно с культурными мотивами и целенаправленно выбирает культурные туры в поисках глубокого культурного опыта. Экскурсионные культурные туристы руководствуются культурными мотивами, но не ищут глубины и удовлетворены поверхностным культурным опытом. К «счастливо случайным» причисляют тех культурных туристов, для кого культурный туризм не является запланированной целью посещения дестинации, но кто по завершении тура получает разнообразный культурный опыт. Казуальными являются те культурные туристы, которые определяют для себя культурный туризм в качестве слабого мотива для посещения дестинации и не стремятся получить серьезный культурный опыт. Инцидентные – те культурные туристы, для кого культурный туризм совсем не является мотивом, но кто, тем не менее, посещает культурные достопримечательности во время тура [2].

Таким образом, культурно-познавательный туризм в достаточной мере отличается от других видов туризма и это необходимо учитывать при организации туристских программ. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребыва­ния, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ан­самблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны преду­предить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся историче­ские памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шорты).

Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представле­ния о культуре и жизненном укладе других народов [15]. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход ми­ровой истории. Это, прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-бытовые отношения, наука и искусство, техника и быт. К этим странам относятся Франция, Германия, Великобритания, Италия.

Специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульпту­ра, фрески,) современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градо­строительное искусство, музеи и театры.

Специализированный познавательный туризм - это знакомство с одним существенным для ту­риста аспектом культуры. В этом случае готовится специализированная программа, предусмат­ривающая осмотр музеев (собраний живописных или ювелирной коллекций, скульптуры, ин­терьеров и т.д), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.

Задача гида в одном и другом случае различна. В первом случае он должен рассказать и пока­зать те объекты, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны. Здесь гид - актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной куль­туре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам.

В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств, соб­раний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамб­лей. Отдельные тематические экскурсии проводят экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в край­нем случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания [8].  Считается, перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения заплани­рованных пунктов. На город или туристский центр выделяются от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры - столичные города и т.п. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей:

- исторические,

- литературные,

- театральные,

- этнографические,

- фольклорные,

- знакомство с жи­вописью (по знаменитым картинным галереям),

- знакомство с балетом и оперой,

- по местам действия некоторых литературных произведений,

- по местам жизни великих писателей, природоведческие и многое другие.

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (те­атры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов. Если организовывается исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов, культурные мероприятия - это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включают посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев. Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопро­граммы о местах отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресто­ранов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

Основой культурно-познавательных туров является культурно-историческое наследие, включающее всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для культурно-познавательного туризма может дать любая местность и даже природные объекты, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить: – памятники археологии; – культовую и гражданскую архитектуру;

– памятники ландшафтной архитектуры;

– малые и большие исторические города;

– сельские поселения;

– музеи, театры, выставочные залы и др.;

– социокультурную инфраструктуру;

– объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

– культурные ландшафты;

– технические комплексы и сооружения.

Активным элементом культурного тура может выступать нематериальная культура местного населения в виде легенд, сказаний, поверий, народной мудрости. Сегодняшний турист хочет, чтобы культурно-познавательные маршруты были насыщены анимационным сопровождением. Программа тура должна строиться в зависимости от тематики тура. Программные представляют из себя заранее сформированный пакет туруслуг (размещение, питание, транспорт, экскурсии и пр.), предоставляемых туристам по определенной программе. Услуги потребляются туристами в определенных местах в определенное время и их непредоставление или замена расцениваются как нарушение программы, а, следовательно, договора с туристами. В заказных (индивидуальных) турах потребитель вправе корректировать набор услуг не только на этапе формирования, но и во время исполнения тура по договоренности с туроператором. Такие туры, как правило, дороже, но позволяют заказчику самому отбирать интересующие его достопримечательности, мероприятия и уровень услуг. Обычно туроператоры имеют несколько сформированных и отработанных культурно-познавательных программ, ориентирующихся на наиболее известные и привлекательные объекты. В то же время всегда надо быть готовым к индивидуальным, нередко специфичным пожеланиям заказчиков.

Имеется и своя специфика в технологии организации культурно-познавательных туров. В состав основных услуг обычно входят:

1) услуги размещения – в гостиницах туристского класса в номерах категории «Стандарт»;

2) услуги питания – лучше включать в стоимость 1–2-разовое питание (например, завтрак + ужин). Это позволит немного снизить базовую стоимость тура и сделать его более гибким, предоставляя тот тип питания и характер блюд, который соответствует пожеланиям туристов, например, дегустация национальной кухни;

3) транспортные услуги – преимущественно используются экскурсионные автобусы (со всем необходимым техническим оснащением), так как они мобильны и доступны для целевой категории туристов;

4) экскурсионные услуги – в программу тура обычно включаются обзорные экскурсии или экскурсии по тематике тура, также имеется богатый выбор дополнительных экскурсий.

Целесообразно в программу культурно-познавательного тура также включать различные анимационные услуги: концерты местных исполнителей, тематические мастер-классы, посещение событийных мероприятий.

На основе анализа разнообразной профессиональной литературы и периодики можно выделить несколько основных подходов к проектированию культурно-познавательных туров:

1. Технологический подход – на основе принятых нормативно-правовых документов, прежде всего, отраслевых стандартов. В соответствии с ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» культурно-познавательный тур является комплексной туристической услугой, которая направлена на удовлетворение познавательных потребностей туристов [12]. Процесс разработки культурно-познавательного тура можно разделить на два этапа: проектирование и организацию. В процессе проектирования на основе анализа рынка аналогичных турпродуктов и их производителей определяется исходный турпродукт, с помощью которого выявляются потребности и предпочтения его покупателей. Далее, с учетом этих потребностей и предпочтений, а также выявленных туристских возможностей выбранной для путешествия территории, создается модель тура и выясняется целесообразность его формирования. Проектирование должно выполняться в соответствии с ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» [10]. Согласно данному документу проектирование тура включает подготовку и разработку технических и технологических документов на турпродукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия. В настоящее время требования стандартов в сфере туризма в большей мере являются добровольными, и туроператоры крайне редко пользуются этой методикой, не разрабатывают технологические документы. Связано это с большими временными и трудовыми затратами на подготовку документации, слабой ориентацией стандартов на качество и индивидуальные запросы клиентов, отсутствие учета специфики организации культурно-познавательного туризма и особенностей территории прохождения маршрута.

2. Комплексный маркетинговый подход – Е. А. Джанджугазова [14] предлагает рассматривать турпродукт на трех уровнях:

Рис.2. Уровни турпродукта. [авторский]

 

Автор в проектировании предлагает выделять следующие этапы:

– постановка проблемы;

– определение и формулировка проектной задачи;

– построение модели проекта;

– определение ключевых параметров проекта;

– формирование системы мониторинга;

– реализация проекта и его завершение.

В данном подходе большое внимание уделяется методике ценообразования, продвижения и каналов сбыта туристского продукта, мониторингу эффективности предоставляемых услуг. Однако, поэтапное планирование нередко занимает много времени, а результат проектирования в большей степени ориентирован на опыт и потребности самого туроператора, а не потребителей культурно-познавательного туризма.

3. Гибкие подходы в проектировании, например, методика Scrum, которую разработали Дж. Сазерленд и К. Швабер. Scrum – это противоположность классическому поэтапному подходу, применяемому к реализации проектов [40]. Методику Scrum взяли на вооружение многие компании как из технологических отраслей, откуда она сама родом, так и из традиционных и даже некоммерческих. Подход, лежащий в основе методики Scrum, можно применять в разных видах деятельности, в которых требуется коллективная работа. Важными характеристиками Scrum является ее гибкость и ориентированность на клиента, так как она предполагает его (клиента) непосредственное участие в процессе работы. Scrum не требует внедрения каких-либо дорогостоящих инструментов.

Схему методики Scrum вкратце можно описать следующим образом:

1. Сначала необходимо выбрать «Владельца продукта» – человека, обладающего видением того, что вы собираетесь создать или достигнуть.

2. Собрать «Команду», в которую войдут люди, непосредственно выполняющие работу. Они должны обладать навыками и знаниями, которые помогут воплотить идею владельца продукта в жизнь.

3. Выбрать «Скрам-мастера» – он будет следить за ходом реализации проекта, обеспечивать проведение коротких собраний и помогать команде устранять препятствия на пути достижения цели.

4. Приступая к работе, нужно создать максимально полный список всех требований, предъявляемых к продукту или цели. Пункты этого списка должны быть расставлены по приоритету. Список носит название «Бэклог продукта». Он может развиваться и изменяться на протяжении всего срока реализации проекта.

5. Участники команды должны оценить по своей системе оценок каждый пункт на предмет сложности и затрат, которые потребуются для его выполнения.

6. Затем участники, скрам-мастер и владелец продукта должны провести первое скрам-собрание, на котором они запланируют «спринт» – определенное время для выполнения части заданий. Продолжительность спринта не должна превышать один месяц. Команда должна постоянно стремиться к тому, чтобы постоянно превосходить свои собственные результаты – «наращивать динамику производительности».

7. Чтобы все участники были в курсе состояния дел нужно завести скрам-доску с тремя колонками: «Нужно сделать, или бэклог»; «В работе»; «Сделано». На доску участники клеят стикеры с заданиями, которые в процессе работы поочередно перемещаются из колонки «Бэклог» в колонку «в работе», а затем в «сделано».

8. Ежедневно проводится скрам-собрание – пятнадцать минут на то, чтобы все дали ответы на три вопроса: «Что ты делал вчера, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Что ты будешь делать сегодня, чтобы помочь команде завершить спринт?», «Какие препятствия встают на пути команды?».

9. По завершении спринта команда делает его обзор – проводит встречу, на которой участники рассказывают, что сделано за спринт. После показа результатов работы за спринт участники проводят ретроспективное собрание, на котором обсуждают, что команда делала хорошо, что можно сделать лучше, что можно улучшить прямо сейчас. Очевидно, что методика Scrum в некоторых случаях позволяет работать наиболее эффективно, но требовательна к компетентности организаторов и исполнителей услуг, которые должны владеть всей актуальной и достоверной информацией о туристских ресурсах и инфраструктуре. Таким образом, в арсенале современного специалиста – организатора культурно-познавательного туризма должны быть различные методики проектирования, которые он мог бы использовать в зависимости от условий и поставленных задач.

Таким образом, можно выделить несколько особенностей проектирования культурно-познавательных туров. Эти особенности зависят от таких факторов как потребности туристов, особенности ресурсообеспечения туристской территории, цели путешествия, ресурсов и компетенций компании-организатора туров. 

 

 

Глава 2.  Разработка культурно-познавательного тура на примере КБР

 

 

2.1 Общая характеристика туристского предприятия ООО «Гольфстрим»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Гольфстрим» является туристическим агентством и действует на основании устава. Расположен в г. Нальчике по адресу: ул. 2-ая Надречная, дом 6. (Приложение 1).

Руководителем в должности генерального директора туристического агентства является Болотокова Бэла Витальевна.

Туристическая компания ООО «Гольфстрим» является оператором внутреннего и международного въездного туризма, а также агентом выездного туризма. Приоритетами компании являются качество услуг и отменный сервис.

В организации любого отдыха большую роль играют туристическое агентство, туроператор, перевозчик, отель и страховая компания. Их сотрудники отвечают за решение многих вопросов во время организации отдыха. От их работы зависит то, как вы проведете отпуск.

Туристическое агентство в первую очередь должно полностью проконсультировать клиента по всем вопросам. Как только вы выберите направление и тур, менеджеры компании должны оформить необходимые документы. После оплаты они берут на себя ответственность за ваш отдых. В их обязанности входит бронирование номера, покупка авиабилетов и другие обязательства, которые были прописаны в договоре.

Именно туристическая компания предоставляет поддержку во время отдыха в случае необходимости. Агентство заинтересованно в том, чтобы турист еще раз обратился за путевкой именно к ним. Поэтому менеджеры оказывают всяческую помощь при возникших проблемах.

В последнее время востребованы специалисты в сфере туристического бизнеса, поэтому практика в этой сфере играет важную роль. Туристические предприятия обучают и дают навык работы в этой сфере молодым специалистам, в большинстве случаев с последующим трудоустройством.

Отдых с ООО «Гольфстрим» – незабываемое приключение, которое дарит положительные эмоции. Жаркие пляжи мира и приятная прохлада горнолыжных курортов, круизы на белоснежных лайнерах и романтические свадебные путешествия, лечебные процедуры в санаториях, деловой ритм бизнес-конференций, покорение высочайшей вершины Европы – горы Эльбрус и приключенческие туры на внедорожниках по ущельям и горным перевалам Кабардино-Балкарии – компания готова предложить своим клиентам поездки на любой вкус. Любой тур подбирается тур в соответствии с желаниями и запросами клиента.

Тур агентство заботится о том, что бы клиенты увидите весь мир, с максимальным комфортом. К важнейшим характеристикам собственной деятельности, удовлетворяющим определенные потребности, компания относит:

- предупредительность;

- надежность;

- доступность;

- внимательность;

- качество услуг;

- доверительность;

- достоверность информации.

Турфирма сотрудничает только с надежными и проверенными временем партнерами. В рамках своей деятельности сотрудники помогают туристам выбрать, организовать и распланировать долгожданный отпуск. Организация занимается продажей собственных туров и экскурсий по Краснодарскому краю, Абхазии, Карачаево-Черкессии. А как тур-агент организация продаёт туры в такие страны как: Италия, Тунис, Турция, Испания, Чехия, ОАЭ, Египет, Греция, Кипр, а так же занимается оформлением виз и помощью в подготовке документов для выезда за границу.

ООО «Гольфстрим» предлагает путешествия на любой вкус и бюджет – от самых экономичных автобусных экскурсионных поездок до индивидуальных экзотических туров класса «люкс».

Цели и миссии турфирмы «Гольфстрим»

Миссия: удовлетворение потребностей клиента в области туристических услуг.

Цели фирмы: получение прибыли, достижение долгосрочного сотрудничества с любым клиентом, обратившимся в фирму.

Приоритеты:

- широкий спектр предоставляемых туров и услуг;

- высокий профессионализм сотрудников;

- гибкая ценовая политика;

- качественное обслуживание.

Главные задачи туристической фирмы «Гольфстрим»:

- занятие определенной ниши на рынке выездного туризма;

- разработка индивидуального подхода к каждому клиенту;

- совершенствование информационной и материальной базы фирмы;

- повышение квалификации персонала.

Структура организации

Администрация компании состоит из генерального директора - является владельцем организации, руководит всеми видами деятельности, координирует работу всех отделов фирмы, занимается привлечением новых партнёров, заключает договоры; его заместителя и главного бухгалтера - ведет всю финансовую деятельность фирмы, осуществляет бухгалтерский учет, предоставляет ежеквартальные отчеты о деятельности фирмы. Под их руководством трудится 5 профессиональных менеджеров, экскурсоводы, водители автобусов, 1 бухгалтер, 1 юрист, 1 офис-менеджер.

Менеджеры - занимаются организацией отдыха по своим направлениям, составляют туристские пакеты за границу, занимаются оформлением документов и виз, страхованием туристов. Ведут непосредственную работу с клиентами. Офис-менеджер - ведет всю офисную работу фирмы, занимается рекламой.

Методисты занимаются повышением квалификации экскурсоводов, а также подготовкой новых экскурсоводов, обучением консультантов-реализаторов. К обучению персонала турфирма подходит очень серьезно.

Задачи:

– продажа туристских пакетов и реализация билетов на местные экскурсии;

– привлечение наибольшего количества туристов;

– реклама и продвижение туристских ресурсов России

– разработка новых «перспективных» направлений.

Поставщики.

Турфирма «Гольфстрим» тесно сотрудничает с крупнейшими туроператорами России по различным зарубежным направлениям.

Страховщики

Это юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Особенности страхования в туризме касаются непосредственно страхования туристов. Одним из основных видов страхования в туризме является медицинское страхование, которое обычно покрывает расходы на медицинские услуги, услуги стационаров, перевозку на машине скорой помощи, приобретение лекарств, уход за больными. Клиенты, приобретая турпродукты турфирмы «Гольфстрим» сотрудничают со страховой компанией Росно, а также страховка делается на все местные экскурсии, т.к. 65% экскурсий – это разновидности активного отдыха на природе.

Конкуренты

Изучение конкурентов, действующих на рынке, является необходимым этапом маркетинговых исследований. Наиболее опасные конкуренты по основной деятельности, сходной с деятельностью турагентства:

– ТК «Путешествие»;

– турфирма «Ассоль»;

Минус турагентства - предлагает лишь специальные скидки для «верных» и постоянных клиентов.

Потребители

Возрастной состав клиентов различен, приходят как молодые, так и люди пожилого возраста. Однако, анализируя туристов по возрастной категории нужно отметить, что людей возраста от 25 до 45 лет значительно больше, нежели людей постарше. Рассматривая туристов по половому признаку, клиентами турагентства чаще всего становятся женщины около 60%, чем мужчины, которые составляют 40%.

Главным в организации работы турфирмы «Гольфстрим» является постоянное исследование внешней среды организации.

Система управления туристическим агентством относится к системе иерархического типа, а по принципу построения организационных структур к линейно - функциональному типу.

Турфирма учитывает вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров.

Не смотря на то, что уровень инфляции в РФ имеет тенденцию к росту и происходит постоянные колебания курса валют, но в связи с ростом среднего и малого бизнеса и ростом доходов населения интенсивность туризма увеличивается.

Для туристского предприятия природно-климатические факторы (красивая, богатая природа, климат, рельеф местности, подземные богатства) - это движущая сила, разница флоры и фауны разных стран и континентов является основой для процветания бизнеса. Для успешного развития туризма важно также сохранять и умножать природные ресурсы. Природные и экологические бедствия приводят к финансовым потерям туристских фирм. Ухудшение экологической ситуации препятствует организации туризма и отдыха населения. Население планеты встревожено (пожары, смог, цунами в Юго-Восточной Азии, птичий грипп в Турции, резкое снижение температур в Европе, увеличение мировых запасов не пригодной для употребления воды). Всё это отрицательно влияет на деятельность предприятий, состояние окружающей среды играет важную роль в развитии туристской индустрии.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние, занимает фактор сезонности.

Можно выделить несколько временных периодов, когда туристы предпочитают проводить отдых за рубежом:

Два летних месяца июль и август, особенно август - самый большой пик.

– осенние школьные каникулы и ноябрьские праздники;

– Новый год и зимние школьные каникулы;

– праздник (8 марта, майские праздники и др.);

– Весенние и летние школьные каникулы и др.

Культурно-исторические факторы - это тоже движущая сила. К ним относятся удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Все эти тенденции турагентство чётко отслеживает, целесообразно составляя пакет предлагаемых направлений и туров, предлагая самые разнообразные туры для клиентов с различными мотивами путешествий (бизнес, экстрим, отдых) и разных социальных слоёв.

Ценовая политика.

На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: степень комфортности (класс обслуживания); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер услуг. Следовательно, цены на турпродукты сильно дифференцированы по видам туров. Например, самыми дорогими являются туры в Австралию (2000 – 5000 долл. за 1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: