Гражданское общество: понятие и структура

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования.

В современном понимании гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической власти.

Гражданское общество обладает следующими отличительными признаками:

1. Гражданское общество – это совокупность индивидов. Данный признак означает, что люди входящие в гражданское общество не выступают в роли толпы, охласа, обезличенной массы руководствующихся сиюминутными амбициями и ложными лозунгами политической элиты. Каждый человек входящий в гражданское общество является личностью, обладает индивидуальностью, высоким уровнем правосознания и развитой правовой культурой, могущий трезво оценить решения и заявления правящего класса. Этот человек способен к борьбе за свои интересы, проявляет активность в политической жизни страны, следит за принимаемыми государственно важными решениями и его с полной уверенностью можно назвать особой личностью отстаивающей свои права и свободы.

2. Гражданское общество – это автономное и самостоятельное образование. Гражданское общество не нуждается в принуждении государства, оно вполне может существовать автономно, в противном случае оно потеряло бы свое предназначение, так как оно и появляется для оказания ограничения и контроля за деятельностью государства.

3. Гражданское общество – это саморегулируемая система. В гражданском обществе индивиды действуют самостоятельно, инициативно осознавая необходимость своего поведения и всячески контролируя его. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической власти. Поэтому в гражданском обществе приоритетом обладает не позитивное право, а естественное, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, сложившиеся в обществе национальные обычаи и традиции. Гражданское общество руководствуется принципами свободы и равенства, братства и справедливости, разумности и рациональности и т. д. Можно даже сказать, что при отмене норм позитивного права, гражданское общество сможет обходиться и без них, тогда как обычное общество падет в хаус и утонет в преступности. Это вызвано тем, что каждый человек в ходящий в это общество четко осознает свое, если можно так сказать, предназначение, действует инициативно для достижение совместно поставленной цели.

4. Гражданское общество это сложноустроенная система. Данный признак означает, что гражданское общество не проявляется отдельно в какой либо сфере, а действует на все системы общества одновременно. Это прежде всего политическая, экономическая, информационная, социальная, культурная и другие облати человеческой деятельности. Только при этом оно может эффективно осуществлять поставленные задачи.

5. Гражданское общество – открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к плюралистической системе. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии и другие).

6. Главной задачей гражданского общества является оказания влияние на государственную власть с целью ее ограничения. Весь лейтмотив функционирования гражданского общества заключается в оказании влияния на политическую государственную власть. Заставить ее подчиняться своим же правилам установленных в нормах позитивного права. Заставить ее действовать в угоду всего общества, а не отдельного господствующего класса. И, в конечном счете, действительно превратить государство в социальную машину, а не аппарат для угнетения одного класса другим.

Структура гражданского общества включает:

· Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;

· общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);

· союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;

· научные и культурные организации, спортивные общества;

· муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;

· независимые средства массовой информации;

· церковь;

· семья

· и др. элементы.

Правовое государство: понятие и принципы формирования.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления

Рассмотрим принципы правового государства.

Господство права (верховенство права), означает, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность, кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. При этом под правом понимается нечто большее, чем система норм, установленных государством. Речь идёт о признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и т.д.). Поэтому закон, как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью, не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на естественном праве. Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими и служить во благо человеку.

Принцип реального разделения властей подразумевает разделение полномочий между тремя ветвями власти:

· законодательной (принимает законы);

· исполнительной (организует их исполнение);

· судебной (рассматривает дела, возникающих из конфликтов, носящих правовой характер).

При этом действует система сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя концентрации власти в одной системе. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент), в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). А конституционный суд вправе признать недействительными все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства). 

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип нашёл своё закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.

Взаимная ответственность гражданина и государства, предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершённое правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод. Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за всеми сферами общественной жизни, не вмешивается в частную жизнь граждан. Существует особая сфера общественных отношений, таких как имущественных, семейных, нравственных, которые находятся в известной независимости от государства. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: