Политический режим: понятие и виды

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны велико. Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Профессор С. С. Алексеев выделяет следующие свойства политического режима:

1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим реакционный антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала;

2) в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Разновидностей политических режимов выделяется множество, но все они располагаются в рамках демократических (консервативных, либеральных) и антидемократических (деспотических, тиранических, тоталитарных, авторитарных, расистских) режимов. При этом основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государствснной власти, то есть показатель того, насколько активно либо пассивно народ участвует в процессе формирования и контроля государственной власти.

Антидемократические режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления. Они характеризуются следующими признаками:

- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

- максимальная централизация государственного управления;

- доминирование в системе органов государственной власти исполнительных органов, карательных и военных (милитаризованных) учреждений;
- огосударствление всех общественных организаций (профсоюзных, молодежных, спортивных и др.);

- фактическое лишение личности каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

- реальное действие примата государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

- игнорирование интересов государственных образований, особенно национальных меньшинств;

- игнорирование особенностей религиозных убеждений населения.
Тоталитарный политический режим, как крайняя форма проявления авторитарного режима характеризуется всеохватывающей, всепроникающей, всеконтролирующей властью (А.Ю. Мордовцев).

Демократический режим (от греч. демос и кратос — народовластие) призван обеспечить максимум позитивного существования и развития личности. При этом политическом режиме основные права и свободы граждан не только признаются, но и гарантируются, обеспечиваются и охраняются государством, посредством его органов, создаваемых при самом деятельном участии народа посредством прямой и представительной демократии. Для демократического режима характерны следующие признаки:

- предоставление свободы личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

- создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

- защищенность личность от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

- обеспечение властью в одинаковой степени интересов большинства и меньшинства;

- плюрализм — основной принцип деятельности демократического государства;

- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. К ним можно отнести режим плюралистической демократии (воздействие множества социальных групп, составляющих общество, на характер государственной власти), режим компромиссной демократии (формирование политического режима как результата согласия различных социальных групп), режим парламентской демократии (основанный на передаче власти парламенту). Наибольшее распространение в настоящее время получил либерально-демократический режим (создание обстановки, благоприятствующей развитию как отдельной личности, так и общества в целом). В состоянии формирование находится так называемый гуманистический режим, при котором права и свободы личности не только законодательно закреплены, но и создан эффективный механизм их реального осуществления.

 19. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система - это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой – система политических институтов, идей, взглядов, правовых норм, традиций, избирательного права в которых субъекты политики реализуют свои интересы посредством осуществления власти, оказания влияния или борьбы за ее завоевание и использование.

Политическая система обеспечивает интеграцию общества и эффективность его деятельности по реализации общезначимых целей.

Государство занимает центральное главенствующее место в политической системе, т.к. оно:

- выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

- является единственным носителем суверенитета;

- обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милиция, служба безопасности);

- обладает, как правило, монополией на правотворчество;

- владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

- определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

- может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления;

- регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

- может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

 20. Понятие и классификация функций Российского государства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: